Демиург-панк и современный язык
Как коротко сформулировать, одну из ключевых иллюстраций этого принципа?
Чем Демиург-панк отличается от обычной эклектики, винегрета жанров или стилистической анархии?
Лучше всего Демиург-панк иллюстрирует его главный инструмент- язык.
Литературные жанры, это всегда ядерное свойство языка, конденсировать смыслы, подобно тому, как положительно заряженное ядро, в электромагнитной сфере своего влияния, собирает достаточное количество отрицательного электронного функционала (мы ведь уже все знаем, что никакие электроны, ни на какой орбите атома не болтаются. И что есть лишь ненулевая вероятность нахождения электрона где угодно во Вселенной, в том числе в поле конкретного ядра. Прав? Да?), чтобы стать полноценным атомом.
Правда в том, что деление на жанры существует лишь в уме читателя. Точнее в его желании иметь иллюзию выбора.
Эстетика жанра. Я помню как любил (и люблю) старинные классические Китайские романы. "Троецарствие", "Путешествие на Запад", "Речные заводи", "Сон в красном тереме". Нравилось сравнивать эти книги с условно-реальной историей, тех событий и стилистикой эпох.
Мало, к примеру, кто осознаёт, что "Сон в Красном тереме", это про зерно разрушения в только зародившемся, в первой половине восемнадцатого века, эклектичном китайско-маньчжурском дворянстве династии Цин, растянувшееся на двести лет. Написанное человеком, потерявшим сына, так не дописавшего свой титанический труд и покончившего с собой.
Это Демиург-панк в его самой чистой редакции. Цао Сюэцинь писал абсолютно современным языком, хотя в текстах его друзей-последователей, взявшись писать продолжение чувствуется классическая архаика, двухсотлетней давности.
Триграммы, драконы, фениксы (лично я всё это люблю и уважаю), чего у самого Цао практически не было, не считая иронического контекста, как иллюстрации царившего в Нин Го гедонизма.
Осознал это только недавно, перечитывая роман и тексты попыток, его закончить.
Тем интереснее наблюдать как в самом Китае, сегодня создают игровые тайтлы про древних фехтовальщиков в сеттинге стимпанка и дизель-панка на фоне остроконечных крыш и пагод.
Современный писатель и сценарист, продирается сквозь заросли из смешения жанров в собственном сознании (как правило писатель читает очень разные книги, смотрит сёнэны сам и мультики с детьми, проходит сюжетные AAA, сытый по горло выбранным для профессиональной деятельности направлением) тщательно исправляя не только грамматические ошибки, синтаксис, пунктуацию, но и стилистические несоответствия а также жанровые нарушения.
Но потом, этот же писатель спокойно живёт и взаимодействует в мире, ревностно, возможно даже не особенно желая этого, соблюдая постулаты бытового реализма.
Напрасно автор думает, что его фэнтези, киберпанк или хорор заканчиваются, едва он закрывает ноутбук и потирая слипающиеся глаза, идёт на кухню, восполнить уровень растворимого кофе, в его поллитровой кружке.
На самом деле это неотделимо. Общим планом, жанр, под названием "жизнь", вмещает в себя всё, что человечество сочиняло или проживало, когда-либо в своей истории. Мы, каждый из нас, намного более достоверный учебник истории, чем тома подробнейших архивов. Не известно зачем записанных именно в таком виде. Каждый из нас вместилище того, что человек хочет, может и будет делать, когда бы то ни было на временнОй шкале, хоть в прошлом, хоть сейчас, хоть потом.
Поэтому в этой точке, условно "6. 01. 2026", ВЕСЬ словарный запас должен использоваться!
Ибо это единственно достоверный слепок нашей жизни. Никто не знает, что именно и как говорил, а тем более, какой смысл вкладывал в свои слова, доблестный рыцарь Айвенго. Решая за него, мы не только из его бытового реализма создаём никогда не существовавшую муть, из серии "...ну тогда полюбому было так, и не могло быть иначе..." В итоге мы получаем то, что нет более "лживого" концепта чем исторические романы, выдержанные в строгих рамках романтического жанра. Они подобно спешащим часам, никогда не показывают точное время. Тогда как фэнтези или хорор, больше исследуют психологию самого автора, сразу же расписываясь в том, что это вымысел, подобно остановившимся часам со стрелками, которые дважды в сутки показывают точное время - а именно внутренний механизм творчества, без ограничений весьма условного, картонного, реализма.
Поэтому на правах создателя жанра, я разрешил себе использовать всё богатство языка, из глубин веков как грабли, гребущего до меня, со всем сопутствующим, в моменте.
И поговорки, и сленг и терминология геймеров и условно незаменяемые заимствования из других языков и варианты ненорматива, и неологизмы собственного сочинения.
Это истина сегодняшнего языка! А я решаю использовать эту истину в любом внешнем обрамлении.
Человек в доспехах и с мечом - не равно средневековый рыцарь. Средневековье создавалось не предметами из железа способствовавшими убиению европейцами друг друга. Его создало положение эпохи на временнОй шкале и исторический контекст средневековой мысли.
И мы сегодня не отделимы от того, что взбрело в голову людям средневековья, но на пути к "светлому настоящему" мы нагребли ещё много чего.
Поэтому Уллис в "Охотниках Лемэя" никак не идентифицируется на шкале человеческой истории. Он землянин, но обладает ёмкостью вмещать в себя фрагменты всей истории земли.
Он всё знает, словно Одиссей по сей день продолжающий своё путешествие, волею Демиурга (удачно получилось, ведь термин греческий) вмещающий в себя всю человеческую историю, на уровне корневых смыслов. А его сознание регулярно обновляется, скачивая тот контент цивилизации, который он возможно пропустил.
И так со всеми персонажами. Я не пытаюсь выдумывать несуществовавшие никогда расы т'саонов, луанов, луарго и хонтов. Я лишь показываю творческую реализацию миро-конструирования. И честно объясняю - это не выдумка, а тренажёр, для понимания того, что способен натворить человек, если ему когда-нибудь перепадут вожжи Демиурга.
А главное - на какой точке когнитивной парадигмы мы стоим. У каждого нового поколения был, есть и будет свой Демиург-панк. И чем дальше в будущее, тем он будет жёстче накапливать "богатство" переходящее в энтропию.
Учитывая какую сложную замкнутую систему мы создали на Земле и с каким бешенным ускорением продолжаем её усложнять - "второе начало термодинамики" возможно, готово объявить о своём переименовании во "второй конец термодинамики".
Первое и третье переименуются тоже, но позже, под волны нестерпимого жара, высвободившейся энергии и последующей кристализацией в абсолютный ноль.
Возможно будет красиво, но виновники этих спецэффектов так и не успеют отойти подальше, чтоб насладиться зрелищем. Из замкнутых систем выход один - энтропия...
Демиург-панк - глашатай этих переименований. Язык, сгребший к сегодняшнему дню всё, что зацепилось со времен Хамурапи, говорит, о том, что даже без учёта ускорения, мы прошли минимум, две трети пути.
Отвечу теперь на самый главный вопрос. Зачем?
Затем, чтобы чётко осознавать принципы создания, сохранения и схлопывания. А конкретно за счёт языка, понять на каком делении этой шкалы мы находимся сейчас.
Как только сложность коммуникации начнёт зашкаливать. Когда условный айтишник не сможет купить в условном магазине булку хлеба, из-за того, что каждый из акторов экономического процесса, находится в отличном от другого смысловом нарративе, это будет означать, что критическое усложнение уже укоренилось и далеко не только в языке.
Демиург - панк это культурное МРТ.
Основа лечения, это правильная диагностика.
Поэтому герои Демиург-панка, как правило находятся в условиях либо безвременья, либо в постоянных перемещениях во времени, туда-сюда.
Будучи скорее свидетелями, чем действующими лицами, они не в состоянии выдерживать средневековый поведенческий стиль, даже если попали в Лемэй из этого самого средневековья. Бытие определяет сознание.
Что касается состояния со-демиурга. Трёх частное, мешает уютно устроиться в пространственно - временнОй парадигме.
Шестимерное стимулирует разглядывать одни и те же явления со всех возможных ракурсов. А для полноценного воплощения такого восприятия, жанровым и языковым рамкам придётся немного подвинуться.
Вывод: литература разбитая на жанры и язык, расколотый на стили - это самообман, порожденный, возможно, постмодернизмом, и уж точно, эскапизмом.
Ярлыки вешают последующие поколения, постфактум.
Я же уверен, что писатель должен писать исключительно про своё время и только. Так он будет интересен как современникам, например из других стран, так и последующим поколениям.
И если от окружающей бытовухи, даже самой трешовой, всё равно тошнит и писать о ней не заставишь, Демиург-панк говорит: "Пиши о чём хочешь, но тем языком, какой звучит не только в твоей голове, но и вокруг тебя. Языком раздающимся от окружающих людей, из динамиков всех видов и даже из визуальных рядов, неизбежно собирающихся в языковые конструкции, и наоборот."
И тогда твой труд будет вознаграждён признанием объективности и со'трудничества...
Литератор не должен стыдиться плодов его коллективного человеческого Демиурга - современного языка во всём его многообразии. Ведь основа Демиург-панка заключена в том, чтобы показать, как высокие идеи (в том числе иллюзии создания кристально чистого жанра) ломаются об ограничения наложенные самой природой созидания, отнимающей контроль, в тот момент, когда необходимость в нём возрастает в разы.
Это следствие и слепок деятельности человечества. Это неизбежно. Неостановимо. Нужно не упустить и возглавить.
Возвращаясь к риторическому вопросу, заданному в самом начале.
Вот так сформулирована одна из ключевых иллюстраций принципа "High concept, low control"
- Демиург - это Человек!
Свидетельство о публикации №226010502155