Захват Николаса Мадуро
Захват президента Венесуэлы Николаса Мадуро и его жены Силии Флорес — операция, проведённая подразделением «Дельта» 3 января 2026 года в Каракасе. Осуществлена по указанию Дональда Трампа для экстрадиции в США и предъявления обвинений в «наркотерроризме», а также для введения временной администрации в Венесуэле и установления контроля над нефтяной добычей в стране. Освобождения похищенного президента Венесуэлы потребовали Россия, Белоруссия, Куба, Иран, КНР и ряд других государств.
Захват
3 января 2026 года США совершили кибератаку на энергетическую инфраструктуру Венесуэлы и погрузили значительную часть Каракаса в темноту. Отключение электричества позволило 150 самолётам и вертолётам ВМС США беспрепятственно пересечь границу и нанести ракетные удары по стратегическим объектам в столице и других районах Венесуэлы.
Одновременно с этим армейский спецназ «Дельта» осуществил операцию по захвату президента страны Николаса Мадуро и его жены Силии Флорес. За похищением в режиме реального времени наблюдал Дональд Трамп, сообщивший позднее, что «спецназ просто ворвался внутрь [резиденции — прим.], взломал стальные двери, их обезвредили [охрану Мадуро — прим.] за считанные секунды».
Впоследствии министр обороны Венесуэлы Владимир Падрино рассказал, что большая часть охраны президента была хладнокровно убита американскими спецназовцами (жертвами операции стали около 80 человек).
На проведение операции у американского спецназа ушло два с половиной часа. Издание The Washington Post утверждало, что спецслужбам США помогал некий информатор в правительстве Венесуэлы, который сообщал о передвижениях Мадуро. По заявлению Трампа, захваченного венесуэльского лидера вертолётом доставили на борт десантного корабля «Iwo Jima». Президент США также опубликовал в социальных сетях снимок, якобы сделанный на судне, где похищенный стоит в спортивном костюме Nike, наручниках, чёрной маске и наушниках с шумоподавлением.
4 января 2026 года Мадуро и его супругу пересадили в самолёт, направившийся в Нью-Йорк. Похищенных доставили в Управление по борьбе с наркотиками (DEA), причём сообщалось, что лидер Венесуэлы иронично поприветствовал сотрудников Управления и заявил: «С Новым годом!». Затем президентскую чету поместили в следственный изолятор Бруклина.
Цели
3 января 2026 года президент США Дональд Трамп заявил на пресс-конференции, что лидер Венесуэлы Николас Мадуро и его жена предстанут перед судом в США, так как в их отношении якобы имеются «абсолютные доказательства виновности» в «наркотерроризме» и управлении картелем Cartel de los Soles.
Среди ключевых целей операции, по словам Трампа, оставалось введение некоего временного проамериканского управления, а также установление контроля над нефтяной отраслью страны. В Венесуэле находится почти 20% мировых доказанных запасов нефти, которую, по мнению президента США, у Штатов «отобрали», выкупив в 1976 году все активы иностранных нефтяных компаний за 1,17 млрд долларов и создав государственную компанию.
"Мы создали нефтяную промышленность Венесуэлы с помощью американских специалистов, а социалистический режим силой украл её у нас. У нас забрали нефтяную инфраструктуру как у беспомощных малышей и Америка ничего не могла с этим сделать до этого", - Трамп.
Помимо этого заявлялось о сохранении эмбарго на экспорт энергоресурсов из Венесуэлы.
МИД России потребовал от США освобождения «законно избранного президента суверенной страны и его супруги», а также решения «любых имеющихся между США и Венесуэлой проблем путём диалога».
Китай МИД КНР призвал США «обеспечить личную безопасность президента Мадуро и его жены», освободить задержанных, а также «решать проблемы путём диалога и переговоров».
Франция МИД Франции заявил, что вторжение США в Венесуэлу и захват президента с супругой противоречат международному праву, подобные действия могут иметь тяжёлые последствия для мировой безопасности.
Иран МИД Ирана осудил «военную агрессию США против независимого государства». При этом отмечалось, что подобное «вопиющее нарушение» повлечёт за собой тяжёлые последствия, «которые затронут всю международную систему и ещё больше подорвут систему, основанную на Уставе ООН».
МИД Кубы осудил «преступный акт» США, потребовал освобождения Мадуро и его жены, а также заявил, что действия Вашингтона направлены на запугивание других стран Латинской Америки и Карибского бассейна.
5 января 2026 года в Федеральном окружном суде Южного округа Нью-Йорка состоялось первое заседание по делу Николаса Мадуро и его жены Силии Флорес. Супруги были доставлены в суд под усиленной охраной из федерального следственного изолятора «Метрополитан» в Бруклине. Их сопровождали вооруженные агенты Управления по борьбе с наркотиками (DEA), автомобильный кортеж и вертолёт.
На судебном заседании Мадуро заявил о своей невиновности по всем предъявленным обвинениям. Выступая на испанском языке через переводчика, он заявил: «Я не виновен. Я порядочный человек. Я по-прежнему президент своей страны». Мадуро также назвал себя «военнопленным» и заявил, что был похищен в своём доме в Каракасе. Судья Элвин Хеллерштейн прервал его выступление. Силия Флорес также не признала себя виновной.
Мадуро предъявлены четыре пункта обвинения: наркотерроризм, сговор с целью ввоза кокаина на территорию США, владение пулемётами и взрывными устройствами, а также сговор с целью владения пулемётами и взрывными устройствами. Генеральный прокурор США Пэм Бонди заявила, что Мадуро обвиняется в сотрудничестве с наркокартелями с целью содействия переправке тысяч тонн кокаина в США. В случае признания виновным Мадуро грозит пожизненное заключение.
Дело рассматривал 92-летний старший окружной судья Элвин Хеллерштейн[36]. Защиту Мадуро осуществил адвокат Барри Поллак, который ранее представлял интересы основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа. Жену Мадуро представлял бывший федеральный прокурор Марк Доннелли.
На заседании судья удовлетворил просьбу защиты о предоставлении доступа консульских работников Венесуэлы к задержанным. Адвокаты Мадуро не исключили возможность ходатайства об освобождении подзащитного под залог, однако на момент первого заседания такого запроса не поступило. Адвокат Мадуро заявил о наличии у его подзащитного проблем со здоровьем, требующих внимания, а также сообщил, что Силия Флорес получила перелом рёбер в ходе захвата американскими военными.
Следующее слушание суда назначено на 17 марта. По данным агентства Bloomberg, начало полноценного судебного процесса может затянуться до 2027 года, так как на первом заседании был установлен только график изучения доказательств Министерства юстиции США. Ожидается, что адвокаты Мадуро оспорят законность его ареста, утверждая, что он обладает иммунитетом от судебного преследования как суверенный глава государства.
Прямая трансляция из Венесуэлы: Мадуро заявил американскому судье, что его «похитили».
Николас Мадуро, свергнутый венесуэльский лидер, и его жена не признали себя виновными в торговле наркотиками и других федеральных обвинениях. Сын Мадуро, также фигурирующий в обвинительном заключении, в понедельник выступил с вызывающей речью перед Национальной ассамблеей Венесуэлы. В понедельник свергнутый президент Венесуэлы Николас Мадуро и его жена не признали себя виновными по федеральным обвинениям, включая торговлю наркотиками и другие преступления, спустя два дня после того, как они были захвачены в ходе военной операции США в Каракасе. Мадуро, с седыми прядями, представился судье как президент Венесуэлы и заявил, что его «похитили».
ГМадуро и его жена Силия Флорес предстали перед судьей Элвином К. Хеллерштейном в тёмно-синих рубашках с короткими рукавами поверх оранжевой тюремной формы во время слушания в Нижнем Манхэттене. Согласно обвинительному заключению, обнародованному через несколько часов после их задержания, им предъявлены обвинения, в том числе в наркотерроризме и сговоре с целью ввоза кокаина. Это заключение стало кульминацией многомесячной кампании администрации Трампа по свержению его власти. Адвокат Мадуро, Барри Поллак, заявляет, что его подзащитный «в настоящее время не добивается освобождения под залог», но может сделать это позже. Мадуро, которому запретили свободно говорить, здесь, в суде, более осторожно проверяет границы дозволенного. Он говорит судье, что «хотел бы попросить, чтобы мои записи были приняты во внимание и чтобы мне разрешили их оставить». Судья Хеллерстайн, несколько удивленно, отвечает: «Я считаю, что вы имеете право их оставить». На предварительных слушаниях прокурор обычно излагает суть доказательств по делу, таких как записи, документы и другие материалы, изъятые при обысках. Возможно, вскоре мы услышим об этом от Кайла А. Виршбы, помощника прокурора США. Хеллерстайн задает, казалось бы, элементарные, организационные вопросы: дату и время ареста. Прокурор отвечает, что обвиняемые были задержаны правоохранительными органами в 11:30 утра 3 января. Он не упоминает о военном рейде на территории иностранного государства, который привёл к этому задержанию. Пока его жена стоит в зале суда, Мадуро откидывается на спинку кресла, положив руки на подлокотники. Время от времени он складывает руки в молитвенном жесте и опускает голову. Он нервно ёрзает, оглядывается по сторонам, а затем снова склоняет голову. Судья обращается к Силии Флорес, жене Мадуро и его сообщнице. Она заявляет о своей полной невиновности. Мадуро, отвечая на вопросы судьи, заявил, что не видел обвинительного заключения до явки в суд и не знает своих прав. Это говорит о том, что у него и его адвоката, возможно, было мало времени для обсуждения дела до слушания. «Я невиновен. Я не виновен. Я порядочный человек», — говорит Мадуро, когда его спрашивают о его позиции. Его адвокат уточняет, что он не признаёт себя виновным по всем четырем пунктам обвинения. Мадуро заявляет, что впервые держит обвинительное заключение в руках. Судья Хеллерстайн спрашивает: «Хотите, чтобы я вам его зачитал?». Мадуро отвечает через переводчика: «Я бы предпочёл прочитать его лично». То, что мы видим здесь, сразу же, является поразительным столкновением с реальностью для пленённого венесуэльского президента. Он явно намеревался сделать личное заявление о своей ситуации; вместо этого он был вынужден подчиниться правилам суда, где судья является высшей инстанцией. Мадуро стоит и говорит по-испански, заявляя, что был задержан у себя дома в Каракасе, Венесуэла.
Когда он начинает говорить быстро, судья Хеллерстайн прерывает его, говоря, что «будет время и место, чтобы обсудить все это», и что сейчас он спрашивает только о личности. Мадуро повторяет, что он действительно Николас Мадуро Морос. Судья просит Мадуро представиться. Мадуро делает это на испанском языке, называя себя президентом Венесуэльской Республики и заявляя, что он «похищен». Судья Хеллерстайн говорит, что его задача — обеспечить справедливое разбирательство и справедливый суд, если до этого дойдёт дело. «Это моя работа, и это мое намерение», — говорит он. Сейчас он подводит итог обвинительному заключению. Выходя из зала суда, Мадуро сказал по-испански: «Я военнопленный». www.nytimes.com
...
США выдвинули новому временному главе страны Дельси Родригес ультиматум из трех пунктов — Politico
Так, Вашингтон потребовал усилить борьбу с наркотрафиком, выдворить из республики представителей Ирана и Кубы, а также прекратить продажу нефти противникам Америки. Кроме того, администрация Белого дома ожидает в долгосрочной перспективе, что Родригес организует в республике свободные выборы и покинет свой пост, при этом конкретные сроки не называются, отмечается в статье.
Reuters пишет, что выбор Вашингтона в пользу Родригес вместо одного из лидеров венесуэльской оппозиции и лауреата Нобелевской премии мира Марии Корины Мачадо основан на секретной оценке ЦРУ. Спецслужба пришла к выводу, что именно высокопоставленные сторонники Мадуро способны гораздо лучше обеспечить стабильность в стране, где проживает 30 млн человек.
...
Жест Мадуро был не просто знаком мира.
Захваченный авторитарный лидер показал символ, который многие восприняли как знак неповиновения и мира. Верные ему законодатели повторили этот жест на заседании в Каракасе. Первые жесты Николаса Мадуро на камеру после его захвата американскими войсками отнюдь не свидетельствовали о поражении: поднятый вверх большой палец и то, что многие восприняли как знак неповиновения и мира, были показаны, когда его и его жену в наручниках вели представители власти по прибытии в Нью-Йорк в субботу.
Истинный смысл этого жеста не ускользнул от его сторонников. На заседании Национальной ассамблеи Венесуэлы в Каракасе в понедельник законодатели показали тот же знак, иногда с небольшими вариациями.
Это был не просто универсальный знак мира.
Жест «V» двумя пальцами издавна использовался для обозначения победы в военное время и был популяризирован Уинстоном Черчиллем во время Второй мировой войны.
Двуручный символ, используемый Мадуро — одна рука образует букву «V», другая указывает на неё — означает «Nosotros venceremos», или «Вместе мы победим», по мнению экспертов по чавизму, политическому движению, названному в честь Уго Чавеса, предшественника Мадуро. Эта фраза долгое время использовалась левыми революционными движениями в Латинской Америке, включая кубинское, для обозначения триумфа над угнетением.
Господин Мадуро и его жена были высланы из Венесуэлы в ходе ошеломляющей военной операции, ставшей кульминацией многомесячной кампании давления на лидера со стороны администрации Трампа. Высылка вызвала, по-видимому, шок и возмущение со стороны правительства Венесуэлы: вице-президент Дельси Родригес, которая впоследствии была назначена временным лидером, потребовала доказательств того, что они живы, и осудила этот акт как «варварство».
Позже г-жа Родригес смягчила свой тон, но заседание Национальной ассамблеи Венесуэлы показало, что лояльные законодатели, которых значительно больше, чем оппозиции, остаются непокорными.
В социальных сетях этот повторяющийся жест быстро распространился, причем некоторые утверждали, что он визуально напоминает подпись Чавеса, которая после его смерти в 2013 году стала повсеместно распространенным символом, в том числе и в татуировках .
Одним из депутатов, сделавших этот жест, был Хорхе Родригес, который был утвержден в должности председателя Национальной ассамблеи на той же сессии, на которой его сестра, Родригес, принесла присягу в качестве временного лидера страны.
Родригес, дипломированный психиатр и ключевая фигура в ближайшем окружении Мадуро, несколько раз делал этот плакат, в том числе, когда сын Мадуро, Николас Мадуро Герра, депутат, выдвинул его кандидатуру на пост председателя законодательного органа на предстоящий срок. Когда присутствующие в комнате — и камеры — повернулись к Родригесу, он сначала поднял кулак в воздух, затем сделал тот же жест в виде буквы «V», что и г-н Мадуро, и показал большой палец вверх. Эта последовательность, по-видимому, была данью уважения или ответом на слова г-на Мадуро, который к тому времени находился примерно в 2000 милях от него.
В то утро Мадуро и его жена, Силия Флорес, предстали перед федеральным судом на Манхэттене. В зале суда стояло пустое кресло для г-жи Флорес, которая также является законодателем.
Сторонники приветствовали этот момент, а главный государственный телеканал Венесуэлы, VTV, назвал жест г-на Мадуро «мощным символом достоинства и мужества» и «знаком мира и победы».
Однако критики сочли эти жесты пустыми.
Мадуро, его жене и их сыну предъявлены новые обвинения, связанные с незаконным оборотом наркотиков и обогащением за счет государственных средств, наряду с двумя высокопоставленными чиновниками и предполагаемым лидером наркобанды Tren de Aragua, члены которой родом из Венесуэлы.
Многие венесуэльцы также обвиняют правительство Мадуро в углублении экономического и гуманитарного кризиса, который вынудил миллионы людей покинуть страну , а также в подавлении инакомыслия, в результате которого сотни политических заключенных оказались за решеткой.
В подготовке материала принимала участие Шейла Урданета .
Энни Корреаль — корреспондент газеты Times, освещающая события в Мексике, Центральной Америке и странах Карибского бассейна.
www.nytimes.com
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №226010502208
Рух Вазир 06.01.2026 18:33 Заявить о нарушении
Анатолий Обросков 06.01.2026 19:45 Заявить о нарушении