Замкнутый круг
Рита взглянула на часы - 16.00. В ее распоряжении остался час. Как же быстро летит время, ее личное время, время, когда он на работе, когда ее никто не контролирует, не подгоняет…
За время замужества она научилась планировать свой досуг. Всё, что ей нравится: читать, рыться в интернете в поисках нужной для работы информации, рисовать, смотреть мелодрамы, она делает, когда его нет дома. Всё, что она любит, он называет глупостями и бесится, когда она ими занимается.
И так, у Риты только час на приготовление ужина. Супы он не любит. Мясо на первое, мясо на второе и на третье тоже мясо. Бифштекс с кровью! Он это оценит. Еще грудинка и копчёная колбаса есть. Прорвёмся!
К приходу мужа Маргарита превратилась в прилежную жену. Компьютер выключен, стоит в фартучке у плиты и проверяет вилочкой бифштекс на готовность.
Олег с работы приходит уставший и вечно недовольный. Ругает дурака-начальника и тупых баб (он почти в женском коллективе работает).
Сегодня, на удивление, он пришел в хорошем расположении духа, выпил совсем немного. Сел на диван, широко расставив ноги, откинулся на подушки и крикнул Риту. Маргарита без особого желания подсела к нему. Он приобнял ее за плечи и довольным тоном произнес: «Мне нравится моя жизнь!» Маргарита была не готова к такому откровению. Он никогда раньше так не говорил и не скрывая правды, ответила с грустью в голосе: «А мне-нет…». Они оба сказали то, что чувствовали, но никто друг друга не услышал.
Они уже сто лет ни о чем не разговаривают. Только бытовые вопросы решают: что купить для ремонта квартиры, для дачи, коммунальные платежи, бензин подорожал… Ей хорошо, когда она одна, ему-когда она при нём, полный холодильник, телик всю ночь и шкалик в рабочие дни, а в выходные - поллитровочка.
Утром Олег ушел на работу. Рита- во вторую смену, утро - её! Вдруг в памяти всплыл вчерашний короткий диалог. Он счастлив. А когда ОНА в последний раз была счастлива?
Вспомнила - на Самуи! Сказочный остров в Тайланде… Ласковое солнце, бирюзовое море, снорклинг, катание на живом слоне, на тук-туке… Сказка! Как хорошо, что его не было рядом. Она могла открыто радоваться жизни, не скрывать своих эмоций, ловить на себе восхищенные взгляды мужчин. Ей уже немного за 50, но она всё ещё нравится мужчинам. Олег приходит в бешенство, когда на неё обращают внимание. Будь его воля, он бы на неё паранджу надел. В Абу-Даби в мечеть Шейха Зайеда Риту без абайи не пустили. Мечеть очень красивая, бело-голубая. А абайя ей не понравилась.
«Значит, я счастлива, когда путешествую!» - пришла к выводу Маргарита. Какое счастье, что у нее две дочки, с ними она может путешествовать. Обе хорошо говорят на английском. Хотя, младшая лучше. Она пять лет в Дубае прожила. И там Рита тоже была. Небоскрёбы в пустыне, оазисы, моллы, поющие фонтаны… И в Италию они её свозили. Верона, Венеция, Флоренция… Она счастлива рядом с дочками и в путешествиях, но ни с ним.
Тогда почему она не уходит? Почему она до сих пор с ним? Чего она боится?
На эти вопросы Маргарита пока ответить не могла, но уже задумалась над ними…
Часть 2. Лягушка в кипятке
Маргарита всю ночь размышляла о своей семейной жизни…
В голове всплывали воспоминания разных времен, стихи, басни…
На ум пришла басня Оливье Клерка о «лягушке в кипятке» основанной на реальном физическом эксперименте, который доказал, что если воду нагревать очень-очень медленно, не более чем на 0,02 градуса в минуту, то лягушка почувствует угрозу для жизни только в последний момент, но сил для прыжка у нее уже не останется. Если же нагревать воду чуть сильнее, она поймет опасность и выпрыгнет.
Так, хватит научных экспериментов. Вернемся к воспоминаниям нашей героини.
Сначала Олег был очень заботливым, внимательным, баловал ее … Но уже с самого начала запрещал общаться с единственной подругой. С Мариной Рита встречалась тайком, чтобы муж не нервничал. Даже к маме приходилось отпрашиваться. Ревновал к каждому столбу…
Однажды Рита с двоюродной сестрой уехала в область к бабушке в деревню (пять часов езды на машине), связь там плохая. Вечерком сходили в баньку, бабушка пирогов капустных напекла, душевно сидели, разговаривали. Идиллию нарушил грохот широко распахнувшихся дверей. На пороге стоял Он, взволнованный, взъерошенный. От неожиданности у всех глаза на лоб полезли и рты пооткрывались. Видя состояние мужа, Рита быстро собралась домой. Сестра, прощаясь, шепнула ей: «Вот бы меня так любили, что аж среди ночи в такую даль примчался...».
Олег был спокоен только тогда, когда она была дома, под присмотром. Он контролировал каждый ее шаг, каждый вздох. Когда она печатала очередной отчёт или доклад к педсовету, он каждые пол - часа заходил в ее кабинет (спальную комнату) и поправлял шторы. Думаю, вы поняли зачем он это делал. Компьютерный стол, как и положено, стоял возле окна.
Чувство отцовства у Олега родилось быстрее, чем у Риты чувство материнства. Он вставал по ночам к старшей дочке, прикладывал малышку к груди нерадивой мамаши. А с младшей, вообще, с трех месяцев водился, пока Рита пединститут заканчивала.
Материальных проблем у них никогда не было, до зарплаты деньги не занимали, жили в достатке. Имели всё необходимое и даже больше.
Такому заботливому мужу и отцу прощалась беспричинная ревность и грубость. Он мог по любому пустяку выругаться на нее матом, оттолкнуть, схватить за руку, после чего на запястье или предплечье оставались еле заметные синячки. Для него это было в порядке вещей и никаких угрызений совести он не испытывал. Наказывал за дело!
Тут Рита вспомнила самое страшное наказание и закрыла лицо руками...
Она собиралась на встречу с классом, посвященную 20-летию окончания школы, была в приподнятом настроении, перебирала в шкафу платья и вдруг почувствовала за спиной его тяжелое дыхание, повернулась к нему лицом, виновато улыбнулась и едва шевеля пересохшими губами спросила:
- Какое лучше надеть?
- Паранджу! – сквозь зубы процедил Олег.
Рита поклялась, что побудет только на торжественной части и домой вернется часа через три. Скрипя сердцем Олег сжалился и отпустил жену.
В классе Рита и Марина были звёздами, все мальчишки вокруг них хороводы водили. Школьные друзья встретились и как – будто двадцати лет не бывало… Три часа пролетели, как один миг. Маргарита и сама не поняла, как оказалась в коттедже одной из одноклассниц, сотовый разрядился...
Олег ее нашел, орал через ворота, чтобы она немедленно выходила. Друзья, не понаслышке зная крутой нрав Олега, не отпускали её, но она вышла к мужу. Ничего плохого она не делала, просто время не рассчитала.
Олег, как нашкодившего котенка, швырнул ее в машину и увез на пустырь… Очнулась Рита в больнице, рядом сидела мама и дочки-подростки, они плакали. Перед глазами всё плыло, лицо казалось чужим, расплывшимся, ее огромные зеленые глаза превратились в щелочки…
Потом приходил милиционер, спрашивал будет ли она писать заявление на мужа. Рита отказалась. Олег каждый день приходил в больницу, плакал и молил о прощении. Рита закрывала лицо руками и тоже плакала…
Олег опять стал добрым и заботливым мужем. Поход на встречу одноклассников потихоньку забывался, семейная жизнь налаживалась …
Часть 3. Цветы на подоконнике
Когда что-то плохое надвигается медленно, мы часто этого не замечаем. Мы не успеваем среагировать и дышим токсичным воздухом, который, в конце концов, отравляет нас и нашу жизнь. Когда изменения происходят медленно, это не вызывает никакой реакции или попытки сопротивления.
Рита не сопротивлялась, она приспосабливалась, ей руководило чувство страха, чувство вины. Она жила надеждой, что все еще наладится, все будет хорошо в ее семье.
У Риты была любимая работа, там она выкладывалась на все двести процентов. Дочки радовали: гимназия с отличием, университет с красными дипломами. Младшая умудрилась одновременно два высших образования получить. А к мужу она адаптировалась…
И хобби у Риты тоже было. В последнее время она просто с ума сходила по комнатным цветам. Цветы ей дарили друзья, коллеги, дочки по поводу и без. Она тщательно изучала особенности ухода за каждым своим питомцем. Покупала специальный грунт, нужные по диаметру горшки, удобрения всякие…
Но однажды супружеский котел нагрелся слишком быстро и почти закипел. ЛЯГУШКА выпрыгнула из него сама того не ожидая. Сработало чувство самосохранения, да и силы, видно, еще были.
Маргарита узнала, что у мужа есть молодая любовница (ровесница старшей дочери) и называет он ее не иначе, как «девочка моя». Рита случайно услышала воркование влюбленных голубков по телефону.
Она много лет терпела пьянство, хамство мужа, рукоприкладство. Измена стала последней каплей в чаше ее терпения. Маргарита ушла жить к отцу, мама уже пять лет, как умерла.
Олег названивал с утра до вечера, умолял, угрожал…
Выпрыгнуть из адова котла у Риты получилось, но как жить дальше, она не знала. Ей катастрофически не хватало горяченькой, слегка обжигающей водички. Без боли она не умела жить. И начались бесконечные походы к нему и от него… Повод был вполне себе весомый – цветочки надо поливать.
Сначала она специально подгадывала время, чтобы он был дома. Переодевалась в домашний халатик и медленно дефилировала перед ним по квартире, поливая цветы в спальной, в гостиной, на кухне и на балконе. Она хотела, чтобы он страдал, мучился, локти кусал…
Эти визиты, как правило, заканчивались скандалом или постелью, а чаще тем и другим одновременно. Рита могла задержаться у него на пару дней, но в итоге всё равно уходила. Запах измены был невыносим.
Сразу порвать не получалось. Прошла весна, лето, наступила осень… Цветы можно было поливать реже. Потребность в кипяточке уменьшалась. Теперь Маргарита забегала домой после работы, не переодеваясь быстро поливала цветы и уходила. Была рада, если Олега не оказывалось дома. Теперь они виделись редко.
Нагрянули первые заморозки. Раздался ранний телефонный звонок. Олег встревоженным голосом объявил, что занес цветы с балкона в квартиру, просил прийти и спасти их. Рита выдержала паузу и тихо сказала:
- Пусть погибают…
- Ты же их так любила... – недоуменно выдавил Олег.
Маргарита ничего не ответила…
После работы Рита пришла домой. Олег сидел на диване, уставившись в одну точку. Весь пол в гостиной был уставлен подмерзшими геранями разных сортов и оттенков.
Рите стало жутко, в голове промелькнуло: как на кладбище, на могиле нашей семейной жизни…
И она сдалась… Всё вернулось на круги своя. Он покрикивает, она жарит ему бифштексы с кровью и пытается найти ответ на вопрос: Почему она не смогла уйти?
Часть 4. Выход
Маргарита уже давно поняла, что она та самая «лягушка в кипятке», которая растратила почти все свои силы, пытаясь приспособиться к обстоятельствам семейной жизни…
День за днём, год за годом ее засасывает в порочный круг, который истощил ее эмоционально и морально.
Этот процесс бесшумной адаптации постепенно начал управлять ею и порабощать, начал контролировать ее жизнь шаг за шагом. Притупилась бдительность и она уже не знает, что на самом деле ей нужно в жизни.
Еще немного и она сварится живьем, сил на финальный прыжок может не хватить…
Куда она смотрела, когда выходила за него замуж?(((
«Если есть вход, то есть и выход. Так устроено почти все. Ящик для писем, пылесос, зоопарк, чайник... Но, конечно, существуют вещи, устроенные иначе. Например, мышеловка…» (Харуки Мураками. Пинбол-1973).
Я в мышеловке-подумала Рита. Сыр есть, а двигаться не могу, больно, рана кровоточит… А может этот кусочек сыра волшебный? С одной стороны откушу-стану большой-пребольшой и разнесу к чертовой матери ненавистную мышеловку. С другой стороны откушу-сделаюсь маленькой-премаленькой, из ловушки незаметно выскользну и поминай, как звали. Лучше маленькой и незаметной или большой и сильной?..
Из всякого положения есть выход. Нужно только решиться. А решиться, когда тебе немного за 50 страшновато – подытожила Маргарита.
А чего я, собственно, боюсь? - продолжала внутренний диалог Рита. Чего она боялась раньше, Рита знала точно. Она боялась оставить дочерей без отца. Да, и мама постоянно причитала:
- Где такого мужика найдешь?
- Кто тебя так обеспечивать будет?
- Кому ты нужна будешь с двумя детьми?
Мать Риты сама всю жизнь с мужем-деспотом прожила и дочку тому же учила.
Это сейчас Маргарита зарабатывает на ровне с мужем и квартиру они вместе купили, а раньше Олег содержал семью и жили они у его родителей.
Не могла тогда Рита от него уйти, не могла… Всё прощала: и грубость, и пьянство, и побои.
Да, и домашним тираном он стал ни сразу. Хотя правила свои с первых дней знакомства устанавливать начал. Маргарита вспомнила своё любимое приталенное платье бледно голубого цвета с глубоким V-образным вырезом и бантом на груди. Они собрались в кино. Олег с ног до головы оглядел Риту и скомандовал: «Снимай, платье!». Рита опешила, но послушно сделала то, что потребовал еще не муж. Олег вдел голубую нитку в иголку и потайным швом зашил вырез на платье, оставив ровно такой, какой посчитал возможным. Тогда Рите это показалось забавным и милым, а стоило бы насторожиться…
Вспышки агрессии у Олега участились, когда он начал выпивать. Сначала в ход шли матерные слова, потом тычки, хватания, швыряния. Всё зависело от количества выпитого или еще чего-то, о чем Рита пока не знала… На утро – глаза в пол, ничего не помню, быть такого не может… Потом затишье на некоторое время и всё сначала…
Рита гуляла по предновогоднему городу, любовалась огоньками, рассматривала витрины и играла в слова. Каким может быть выход? Запасный, запасной, аварийный, пожарный, преждевременный… Уж, точно не преждевременный! В моем случае-запоздалый, но лучше поздно, чем никогда.
В своих раздумьях Рита оказалась нос к носу с Олегом, идущим навстречу с молоденькой женщиной под ручку. Пауза. Движение продолжилось… Новогодние огоньки погасли…
Вот и выход. Какой? Аварийный! Вечером позвонила младшенькая и пригласила на новогодние каникулы в Париж, билеты на самолет- в подарок.
Чемодан собрала, такси вызвала – отчитывалась сама себе Рита. Она посмотрела на пустые подоконники. Цветы Маргарита давно раздала друзьям и знакомым.
А одиночества она больше не боится. Одиночество — это когда те, кого ты любишь, счастливы без тебя.“ (Вальтер Беньямин).
А любила она только своих дочек…
Часть 5. Незваный гость.
Прошло четыре года…
Рита взглянула на часы - 16.00. До прихода гостей еще уйма времени. Можно немного в инете посидеть… В рабочие дни она себе почти не готовит… На ужин всегда есть огурцы, помидоры, сыр, ветчина или творог с кефиром. В выходные балует себя индейкой или курочкой. Сегодня - рубленные котлетки из куры с жаренной картошкой и со своими маринованными огурчиками. Скоро придут дочь с внуком. Она их с радостью покормит.
В дверь позвонили… На пороге стоял … Олег. Похудел, постарел, осунулся…
- Привет! Какими судьбами! Почему не позвонил заранее? А если бы меня не было дома? А если бы я была ни одна? –засыпала Олега своими «а если бы» Рита.
- Я по делу, ненадолго – буркнул он себе под нос, не глядя в глаза бывшей жене.
Рита жестом пригласила Олега в гостиную и предложила сесть на диван. Сама села в кресло напротив, изобразив готовность выслушать незваного гостя.
- У тебя вкусно пахнет… Картошку жарила? – несмело начал Олег.
- Есть хочешь? – поинтересовалась Рита.
- Хочу… Очень… Сто лет твою картошку не ел… У нее так не получается…
Он ел быстро, жадно, почти не жевал…
Потом пришли дети, Рита хлопотала возле них… Разговор отложился…
- Ты зачем приходил то? – тихо спросила Рита, когда Олег уже надевал пальто.
- Мне плохо без тебя… - еле слышно прошептал он, выдавливая из себя каждое слово.
- А мне нравится моя жизнь… Ты, звони, если что… - сказала Рита и по - дружески похлопала бывшего мужа по плечу.
На этот раз они услышали друг друга… Круг разомкнулся…
Свидетельство о публикации №226010601561