Чилим

Ночь. В доме тишина, лишь настенные часики мерно выстукивают в темноте очередные секунды. Бессонница.

За окнами зимне-весеннее равноденствие. Свет луны, отражаясь от нерастаявшего снега, пробивается в комнату через щели и сквозь занавески. В полудрёме вспомнились слова одной из песен, повсюду звучавшей в детстве и юности: «Дильльлинь, дильльлинь, дильльлилилинь... Ах, Коля – Николаша, где мы встретимся с тобой?»

Не знаю, почему, но возникла ассоциация со словами чилим, чилим, чильльлилиличилим... Так у нас взрослые называют детишек младшего и школьного возраста. Например, «высыпали из школьного автобуса, как чилим» или «м;лок ты ещё, чилим».

Кстати, о чилиме... «Ну вот, опять понесло-поехало. Спать надо, чилим престарелый. Два часа ночи, а тебя, ишь, в какие дебри понесло», – подумал я.
На тумбочке нащупал резиновый массажёр для кистей рук в виде небольшого шарика с шипами. Взял его, помял в одной ладошке, в другой. Да, вот так примерно выглядит этот чилим – рогульник плавающий, или водяной орех, или даже чёртов орех. Астраханцам он известен как однолетнее растение, способное произрастать в довольно холодных водоёмах, хорошо прогреваемых летом в период вегетации. Орехи – это семена, размером с грецкий орех, покрытые шипами-колючками твёрдыми и острыми. Так они защищаются от поедания травоядными животными со времён динозавров, которых давно нет, но охочи до них дикие кабаны.

По-латински чилим называется «Trapa natans» за сходство с самодельным оружием «calcitrapa», «ловушки для пятки». Римские воины применяли их против вражеской конницы и пехотинцев. Это металлические шары с четырьмя коническими шипами. Как ни положи, один шип всегда торчал вверх. Для скрытности их разбрасывали не столько на дорогах, сколько по дну реки на бродах и переправах. Отсюда и название за схожесть. Нам проще сравнить его с «противотанковыми ежами» или морскими минами времён Второй мировой войны.

Популяции ореха сейчас ничего не угрожает, а вот до 2014 года он числился в федеральной Красной книге. Интересно, что к моменту прорастания ореха, закреплённого на дне водоёма, начинает подниматься вверх розетка листьев, тогда как у других плавающих растений эти листья разворачиваются только на поверхности воды. Вот и растёт наверху розетка, а формирующиеся орехи со стеблем опускаются вниз. Получается, как верёвка с привязанными игрушками. А во второй половине августа и в сентябре, в период созревания плодов, стебель отрывается от прошлогоднего ореха, что в грунте укоренился, и сплавляется вниз по течению, рассеивая орехи.

В черешках листьев есть своеобразные мешочки с воздухом, которые обеспечивают плавучесть растения. Причём, регулируя наполненность мешочков, розетки могут плыть по воде или погружаться. Эту особенность человек подсмотрел и использовал в своих технических изобретениях, как прообраз понтона или подводной лодки. В реках с застойным или медленным течением растение может формировать сплошные заросли, ещё более затрудняя движение воды. По листьям перемещаются и кормятся птенцы и мелкие околоводные птицы. Зоопланктон в них привлекает молодь рыб, здесь же для них и убежище от хищников, хотя последние тоже любят устраивать здесь засады.

Молодой созревший чилим любят не только животные, но и люди. Во время войны это растение спасло от голода многие жизни. Орехи богаты крахмалом. Поедаются в сыром, сушёном, варёном или обжаренном виде, а после сушки и перетирания используются, как мука для приготовления лепёшек. Однако осенью, после опадения листьев и загнивания стеблей, орехи плавают на поверхности, как мины, оторвавшиеся от креплений. Чёрные, шипастые, уже не съедобные, но очень симпатичные на вид, годны лишь на сувениры.

Вспомнилось это из школьной программы, подсмотрено в историко-археологической литературе. Но эмоции, впечатления и вкусовые ощущения – оттуда, из далёкого счастливого детства, когда деревья казались высокими, а жизнь впереди бесконечной.

За окнами уже светло. Слава Богу за ещё одну, пусть и бессонную, прожитую ночь.


Рецензии