Пару слов о Швеции, Иране и импоссибилизме
В общем говоря, речь о классическом в левом движении споре революционеров и реформистов. Почему же я о нем вспомнил? Всё дело в том, что общаясь с одним товарищем о современной мировой политике и империализме, услышал от него слова, смысл которых состоит в следующем: Швеция прогрессивнее того же Ирана, за счет своих «прогрессивных» социальных и политических черт, а Иран – отсталая помойка. Что не так с подобной точкой зрения? Ведь действительно, на первый взгляд для человека левых, прогрессивных взглядов социал-демократическая Швеция (медленный демонтаж социального государства в последние годы в Швеции брать в расчет не будем, возьмем за пример идеальную «розовую Швецию») с высоким уровнем жизни гораздо прогрессивнее и предпочтительнее авторитарного, теократического, мракобесного, угнетающего женщин режима аятолл в Иране.
Безусловно, внутренне иранский режим крайне реакционен, черносотенен. Однако мы с вами живем в эпоху империализма, когда все страны можно разделить на страны империалистические, финансовый и государственно-монополистический капитал которых как на прямую (ТНК) так и через правительства эксплуатирует население стран, которые называют периферией, третьим миром, глобальным югом, одним словом – колонии, или же неоколонии, если речь идет о сегодняшнем дне. На предприятия этих капиталистов империалистической метрополии день и ночь батрачат за копейки женщины и дети в странах Африки, Азии, Латинской Америки. Именно за счет этого дешевого труда создаются сверхприбыли, которые отправляются в страны метрополии и там перераспределяются, давая возможность социал-реформистам (те самые поссибилистам) создавать социальное государство (государство всеобщего благосостояния, вэлфэйр) и обеспечивать пролетариату и мелкой буржуазии своих стран высокий уровень жизни. Пролетариат таких стран подкупается системой, превращается в незаинтересованную в социалистической революции рабочую аристократию, которая, в общем-то говоря, является соучастницей сверхэксплуатации трудящихся неоколоний.
И в таких условиях даже внутренне реакционные государства, наподобие Ирана, могут играть прогрессивную роль в истории, и играют её прямо сейчас – каким образом играют? А таким, что они противостоят этим империалистическим метрополиям, странам центра, ядра, «золотому миллиарду», и не мытьем, так катаньем подтачивают гегемонию этих метрополий, а значит, поток сверхприбыли – помогают обрезать ту самую нить, которая одним, жгущим и тугим концом привязана к руками рабочих и крестьян Индии, Бангладеша, Гвинеи, а другим, золотым и комфортным для рук концом привязана к рукам рабочих Швеции, Германии, США, Японии. Именно таким внешним образом режимы подобные Ирану являются прогрессивными – прогрессивными постольку, поскольку противостоят империалистическим метрополиям. Ведь в XXI веке борьба с капитализмом начинается с борьбы против империализма – падет поток сверхприбыли, падет подкуп рабочих развитых капиталистических стран, и наконец появиться реальная субъективная возможность для революции по Марксу – социалистической революции в Европе.
Если проводить аналогию с временами рабовладельческой формации - представить, что секарии (радикально настроенное еврейское движение, древний аналог сионистов) победили в Иудее, установили свое независимое государство, но да, государство-теократию, где есть свой правящий класс и угнетение женщин, и прочая и прочая реакционная гадость. А есть Рим. И если представить, что в Риме победили какие-нибудь братья Гракхи, и установили широкую социалку для плебеев, высокие налоги для патрициев, сносные условия для рабов, то какая страна в таком случае прогрессивнее? Именно Иудея, ибо Рим - это просто сверхэксплуататорская империя, которая строит свое "цивилизованное общество" на костях и поте эксплуатируемых колоний, с одной стороны, и сохраняет рабство, даже если в нашем гипотетическом примере оно и подкрашено, с другой.
Швеция - это часть глобального Рима, ядра капиталистической системы, империалистической метрополии. В социальных реформах социал-демократов столько же прогрессивного, сколько в социальном законодательстве Бисмарка (или тех реформах братьев Гракхов, которые своими действиями пытались укрепить рабовладельческий строй) - это просто социальный капитализм, призванный подкупить скандинавский пролетариат, дабы он шел не за коммунистами, а за социал-демократами и социал-либералами (в последние десятилетия разницы нет).
В общем-то говоря, лозунг «чем хуже, тем лучше» верен, если не перегибать палку в деталях – чем капиталистическая система более честна и откровенна, а значит, бесчеловечна и антисоциальна, тем быстрее пролетариат в союзе с разъяренной частью мелкой буржуазии сметет её. Социальные же реформы умеренных левых, поссибилистов, лишь укрепляют систему эксплуатации, делая её приемлемой, терпимой для эксплуатируемых, превращая рабочих этих богатых стран в рабочую аристократию, соучастницу сверхэксплуатации трудящихся бедных стран. Вместо классовой войны и свержения ига наёмного рабства мы получаем классовый мир между рабочим и капиталистом под розовым флагом, как бы не были громки левые лозунги социал-реформистов. Именно поэтому правильно Зиновьев в свое сказал, что социал-демократия – это умеренное крыло фашизма. А я добавлю – подобно тому, как движение Грахков было умеренным крылом партии рабовладельцев.
Спартак поддержал бы восставшую против Рима Иудею, даже если бы не был согласен с её внутренним устройством. Так и коммунисты должны сегодня критически поддерживать внешне антиимпериалистические режимы в бедных странах, по типу Ирана. Конечно же, до тех пор, пока в них не появиться прогрессивная альтернатива – например, если в Иране народ будет выступать под красными знаменами и создавать советы, то долг коммуниста будет сказать – «смерть аятолам!». Но пока что в эти самые часы мы видим лишь протесты, возглавляемые прозападными, компрадорскими монархистами-пехлевистами. И последние – большее зло.
Такова моя позиция. Может быть, я ошибаюсь – но я по крайней мере стараюсь смотреть на вещи с позиции революционного коммунизма и диалектики, а не с формалистской точки зрения розового левого.
Свидетельство о публикации №226010600058
Что же касается заявления этого товарища об «империалистичности» Китая, то, наверное, будет правильным предоставить прежде всего ему обязанность доказывать своё утверждение. Я не вижу в деятельности Китая никаких признаков империалистичности. Мне ничего не известно ни о капиталистичности строя в Китае, ни о невозможности для него применять производственные и финансовые ресурсы внутри своей страны, ни о паразитировании на других странах, ни о борьбе этих стран против китайской «экспансии», ни о жёстком подавлении Китаем такой борьбы. Если же этот товарищ что-то знает лучше нас, пусть нам расскажет, - но только с серьёзными фактами и без перепева антикитайской пропаганды США.
Совеременная экономическая интернационализация уже охватила весь мир, и использование своих производственных и финансовых средств не только внутри своей страны, но и в мировой хозяйственной системе в целом – обычное дело почти для всех государств, как больших, так и малых. Поэтому делать вывод об «империалистичности», исходя только из одного этого факта, совершенно неправильно.
Владимир Морозов 5 06.01.2026 13:04 Заявить о нарушении