Среди множества слов
Казалось бы, что может быть общего у молодых людей примерно тридцатилетнего возраста и почти пожилого писателя, уже перешагнувшего полувековой рубеж? Но, тем не менее, Алексей и Наталья оказались прекрасными и интересными собеседниками. Я думал, что и им было приятно общаться со мной, ибо они не упускали возможности (или вдвоём, или поодиночке) составлять мне компанию при любом удобном случае.
Находились и общие темы для бесед. Мы были не просто соотечественниками, но и почти земляками. Я жил в Москве, а они в Подмосковье. Алексей работал преподавателем русского языка и литературы в колледже, а Наталья зарабатывала на жизнь, преподавая английский язык в частном порядке.
Я в то время находился в небольшом творческом кризисе, поэтому такие беседы воспринимал как возможный глоток свежего воздуха в ставшем чуть душноватом пространстве моего творчества. Видите, какое тяжёлое сравнение у меня получилось. Поэтому вы поймёте меня, ведь я надеялся вновь обрести лёгкость слова и, возможно, найти сюжеты, достойные использования.
Однажды получилось так, что уже к ближе вечеру мы с Алексеем сидели в удобных шезлонгах на берегу океана, наслаждаясь вкуснейшими коктейлями и фрешами, отдыхая от жаркого дневного пляжного отдыха.
Солнце медленно клонилось к закату, окрашивая горизонт яркими оттенками оранжевого, розового и золотистого цветов. Небо переливалось нежными красками, постепенно переходящими в глубокие сине-фиолетовые тона. Океанские волны тихо шептали свою вечную песню, отражая свет заходящего солнца, создавая иллюзию мерцающего полотна, сотканного из света и тени. Теплый морской бриз нежно касался лица, наполняя воздух ароматом соли и свежести.
В голове приятно шумели коктейли. Внезапно Алексей мечтательно произнёс:
- Эх, сейчас бы хорошую сигару.
- Ну, уж нет, - парировал я. – Зачем отравлять такой прекрасный океанский воздух.
- А вы курили? - спросил меня Алексей.
- Да, я был заядлым курильщиком. До двух пачек сигарет в день. Бросил семь лет назад и ни капли не жалею, что вырвался из этого плена. Мир заиграл совсем другими красками. Всем рекомендую.
- Тяжело было бросать?
- Ну, пришлось немного помучиться. Но это стоило того. Эти мучения всё-таки нетрудно было преодолеть. Это я уже сейчас понимаю. С сегодняшних позиций.
- А начали когда курить?
- После школы, уже в институте. И то не на первом курсе.
- А из-за чего начали, задумывались?
- Скажу так. За компанию. Многие парни у нас курили. Кто-то был после армии, кто-то уже где-то поработал. Между прочим, и преподаватели не ругались, если студент после перерыва задерживался на начало занятия из-за того, что не успевал выкурить сигарету.
- И я в институте. Сейчас расскажу, как это произошло. Если Вам интересно, конечно.
- Что ж, мне торопиться некуда. С удовольствием послушаю.
Напитки, сладостно-медленно оседавшие в желудке, щедро одаривали тело ощущением расслабленности и легкости. Внутри разгорался приятный огонь, разгоняя остатки нерешительности. Говорить стало проще, возникала потребность делиться своими мыслями и впечатлениями.
- Так вот. У меня в группе училась девочка, в которую были влюблены все немногочисленные студенты нашего факультета. И я в том числе. Она казалась старше своих лет, чем без сомнения, привлекала ребят. И соответствовала всем существовавшим тогда представлениям о женской красоте. Черты лица, волосы, фигура – всё соответствовало высоким требованиям стилистов, модельеров и других работников тогдашней индустрии красоты. Она всё это прекрасно понимала и тщательно поддерживала этот имидж. Звали её Алина.
- Я думаю, любое учебное заведение может похвастаться таким «чудом».
- Да, наверное, но я рассказываю свою историю. Впрочем, если Вам не интересно, я могу прекратить.
- Нет, нет, прошу Вас, Алексей, продолжайте.
- Так вот, Вам, как писателю, должно быть известно, что девушкам нравятся плохие парни.
- Не совсем так, Алексей. Это, как мне кажется, стереотип. Женщинам, и девушкам в том числе, нравятся сильные личности. Которые могут защитить и себя, и её. Защитить – в широком понимании этого слова. Плохие парни в этом смысле – создают ложное представление об их силе. Но это сейчас не важно, продолжайте, пожалуйста.
- Возможно, Вам виднее. Но, так или иначе, а Алина «спуталась» с одним из таких парней. Он был старше её и не учился в нашем ВУЗе. А самое страшное – он был рок-музыкантом. Со всеми вытекающими последствиями.
- Алексей, пока в этой истории я не вижу ничего необычного за исключением, быть может, слова «спуталась». Не думал, что этот глагол может быть употреблён в отношении молоденькой студентки, вчерашней школьницы, а не умудрённой соответствующим опытом искательницы приключений. Или теперь так принято говорить и у студентов тоже?
- Сейчас очень многое изменилось по сравнению с Вашими временами. Ну и не забывайте, в конце концов, что я всё-таки работаю в колледже. А это совсем другой мир.
- Ну, хорошо, Алексей. Извините, что я Вас перебил. Я готов слушать дальше.
- Так вот, рок-музыкант. Он был барабанщиком группы «Электрический шрам» и звали его Игорь Громобой. Может, слышали? Сейчас это довольно популярная группа в определённых кругах, а тогда они только начинали.
- Конечно, не слышали. Я так и думал, - продолжал своё повествование Алексей. – Наверное, и жанр их музыки «пост-хардкор», или, по-другому, «альтернативный металл» тоже Вам мало что скажет.
- Как раз наоборот. Думаю, я могу представить их музыку.
- Хорошо. Я бывал у них на концертах. Вслед за Алиной ходил. Энергично, экспериментально, мощно. Местами агрессивно, а местами меланхолично. В общем, я понимаю, что увлекло Алину в этом Игоре. Ну и, конечно, культивируемый образ ярких и свободолюбивых творцов, живущих в мире музыки и эмоций. Соответствующая внешность и стиль, эмоциональность, открытость, готовность идти против течения, отстаивать собственные убеждения и принципы. Конечно, всё это могло вскружить голову неопытной девчонке. Ну и специфические компании, разговоры. Хотя, как правило, всё это бывает лишь обёртка, под которой зачастую скрывается пустота. Или, что хуже, всякая гадость. В данном случае, к сожалению, иллюзия такой свободы была неразрывно связана с алкоголем и табакокурением.
- Понятное дело, - продолжал Алексей. – Всё это, конечно, сказалось на Алине, как мне кажется, негативно. В том плане, что изменилось и её поведение, и в одежде она начала подражать этой культуре, она начала уже хуже учиться и даже курить. Хотя, конечно, оставалась такой же красивой и привлекательной. Она всё также продолжала нравиться нашим институтским парням. Тем более, сейчас, когда стала ещё недоступнее.
- Честно говоря, Алексей, мне трудно представить, что вы говорите о студентах, вчерашних школьниках. Ведь они ещё по сути своей дети!
- Я же говорю, что уже давно всё изменилось. И в обществе, и в школах, и в ВУЗах.
В конечном итоге, Игорь Громобой вскоре увлёкся другой девицей, а Алина осталась одна. Дело двигалось к очередной сессии и очень хорошо, что Алина вернулась к учёбе и нормальному образу жизни. Предыдущую сессию она ещё на школьном «багаже» вытянула. Но и, честно говоря, у нас в институте было не принято как-то на первой сессии, да и вообще, на первом курсе, сразу «валить» студентов. Так что, вроде бы Алина «вернулась». За исключением курения. Вы же понимаете, начать курить просто, а вот бросить уже не получается. Зависимость – так говорят.
- Зависимость больше в голове, чем физическая, - заметил я. - Я бросал, я знаю.
- Я с Вами абсолютно согласен. В этом-то и есть ключ для всех тех, кто хочет бросить курить.
- Но чем закончилась история?
- А история, вообще-то, пока не закончилась. Так что я продолжу, пока моя Наташа не подошла. Вы поймёте дальше, что ей было бы неприятно слушать эту историю.
Алексей помолчал, глядя куда-то вдаль. Я тоже смотрел на океан. А куда здесь ещё было смотреть? Океан действовал безотказно успокаивающе. В таком состоянии нельзя было оставаться равнодушным, хотелось выговориться, раскрыть душу, поговорить откровенно и искренне, сбросить груз секретов и сомнений. Пространство и время стали сообщниками: напитки и пейзаж словно сговорились, чтобы помочь развязать языки.
- Я видел, как Алине тяжело даётся учёба, - вновь заговорил Алексей. - Всё сошлось для неё воедино. И грусть по Игорю. Хотя по молодости лет такие любовные раны быстро заживают. И необходимость «нагонять» пропущенный материал. И нежелание других девчонок в группе помогать ей с учёбой. Наверное, здесь имела место обычная женская ревность. В общем, волею судьбы, она за помощью по учёбе вынуждена была обращаться ко мне. Ведь я был единственным парнем в группе, - он поймал мой удивлённый взгляд. - А что вы хотите, это - педвуз. Мне было и жалко её, и нравилась она мне. Ведь она всё равно была самой красивой девчонкой на факультете. А её бывшая связь с миром рок-музыки только добавляла притягательности. Единственно плохо, она, я напомню, теперь курила.
- Конечно, - продолжал Алексей. - Некоторым парням нравятся курящие девушки. Особенно, когда парни сами курят. Но я тогда ещё не курил, и мне было порой не совсем приятно, когда от Алины пахло выкуренной сигаретой. Однако я не буду долго вдаваться в подробности. Короче говоря, мы с Алиной в конечном итоге подружились.
- Ну да, Вашей жене это точно неприятно было бы слышать.
- Конечно, побережём её чувства. Хотя, конечно, она уже потом знала о наших бывших отношениях с Алиной. Но это уже другая история. А пока я, конечно, пытался отучить Алину от этой пагубной привычки. Сейчас, правда, я понимаю, насколько наивными были мои попытки. Более того, мало-помалу я и сам втянулся в это дело. Так что Вы сами можете судить, за компанию это случилось или нет, но я начал курить.
Однако нет худа без добра. И я подумал, что вдвоём, наверное, легче бросать курить, ведь мы могли бы воодушевлять друг друга. Вы, наверное, скажете, что, мол, с таким небольшим стажем курения легко бросить это дело. И будете не совсем правы. Хоть я курил примерно год, а Алина около двух, в голове уже сформировались нейронные связи, которые в определенные моменты времени или деятельности требовали потянуться за сигаретой. Вот где кроется основная причина трудности бросания курения. Не никотиновая зависимость, которая легко снимается медикоментозными средствами или её просто можно перетерпеть, а именно в психологии, в ментальном сознании. Нужно самому для себя принять окончательное решение. И оно не должно быть, как говориться, «из-под палки», когда совершаешь насилие над собой, а совершенно осознанное, когда ты ясно понимаешь свою цель, для чего ты это делаешь. Тогда и каждый день, час, минута без сигареты воспринимается как радостный шаг к этой цели, как твоя безусловная и безоговорочная победа, которой ты можешь гордиться. Для меня такой целью и таким стимулом тогда была Алина.
Есть такое выражение: «Природа не терпит пустоты». Этот принцип применим в полной мере и к процессу бросания курения. Когда ты из головы «вынимаешь» эту привычку (я специально не употребляю слово «зависимость», так как считаю, что табак не сильнее человека и, следовательно, не может его победить и сделать зависимым. Человек сам себя делает таким), то эту «пустоту» надо обязательно чем-то заполнять. Для меня лучше всего подошёл спорт. И я выкинул сигарету. Это было во время летних каникул, когда стрессов было меньше и я мог в любой момент времени позаниматься физкультурой, чтобы уменьшить тягу к курению на первых порах. Я не пользовался никакими медикаментозными средствами, только спорт, обильное питьё и сон. В общем, спустя три недели у меня почти совсем исчезла тяга к сигарете. А через месяц полностью. Практически параллельно со мной этим же занималась Алина. И с таким же успехом. Так что, как видите, этот срок освобождения организма от никотина от стажа курения не зависит. У всех примерно месяц. И нас очень сильно грела мысль, что 1 сентября мы вернёмся в институт полностью обновлёнными. Вот будет сюрприз для наших курящих друзей.
- Интересно. Очень похоже на мой опыт бросания. Только я один боролся. Но именно спорт. На первых порах, только потянет к сигарете – сразу десяток отжиманий. И как рукой снимает желание. И воды больше пить. И отдых. Я это делал в отпуске. На работе, куда я пришёл уже некурящим, это произвело просто фурор и только оказало дополнительную поддержку.
- Я и говорю, что привычка в голове, а от никотина организм освобождается быстро. Но продолжу. Мы же с Алиной учились по специальности «Русский язык и литература» и вот мне пришла мысль, а не написать ли нам о нашем опыте бросания курения статью в нашу институтскую многотиражку. Только написать красиво, с психологией, так сказать. Ведь тема же остросоциальная и животрепещущая. Может быть, зачтут за какую-нибудь курсовую работу. И мы занялись творчеством. Пошли в библиотеку изучать и конспектировать, что где сказано по этому поводу учёными: медиками, психологами, педагогами и другими умными людьми. В конечном итоге, проведя весь остаток лета и пару месяцев осени в библиотеке и за компьютером у нас получилась довольно приличная и достаточно большая статья. Но главное в ней была мысль, (и это отличало от других авторов, которых мы так долго штудировали), что всё в руках только самого человека, и он сам может решить эту свою маленькую проблему с курением, без посторонней помощи.
Статью опубликовали в институтской газете практически без «купюр» и она очень понравилась преподавателям как на наших кафедрах русского языка и литературы, так и на таких кафедрах, как психологии, педагогики, и даже физической культуры. В общем, за эту статью мы, как и планировали, получили определённые преференции в учёбе. Но в целом, наша учёба и без этой статьи и этих преференций пошла в гору.
- Это всё, конечно, очень интересно, - перебил я Алексея. – Ваше отношение к курению и так далее. Но, раз у Вас жена Наташа, то с Алиной Вы, по всей видимости, расстались, несмотря на такое, казалось бы, единодушие в отношениях. Кстати, по-моему, вон там Ваша жена нас ищет.
- Да, действительно, это Наташа, - Алексей взглянул в указанном мной направлении. - Но, пока она нас не нашла, я Вам скажу следующее. Да, с Алиной наши пути постепенно разошлись. Всё, в общем, банально. Во-первых, я жил (да и сейчас живу) в Подмосковье (примерно полтора часа на электричке), а она москвичка. Это ставило определённые препоны для наших частых встреч помимо учёбы. А во-вторых, самое главное, в ВУЗе не было «военной кафедры» и мне предстояло после окончания идти служить. Так что, всё естественно. А Наташа поступила в наш ВУЗ, когда я учился уже на последнем курсе. На факультет романо-германских языков по специальности «английский язык». Она также была из моего города, также ездила каждый день на учёбу на электричке, поэтому мы были знакомы. А повторно встретились уже в нашем городе, когда я вернулся из армии. Так что Наташа знала о нашей дружбе с Алиной и о том, что мы в конечном итоге расстались.
- Кстати говоря, когда я служил в армии, я был единственный некурящий в роте. Все этому удивлялись, а когда я уходил на дембель, почти полроты уже не курило. Вот так мои беседы и моя методика подействовали на моих сослуживцев. Причём, заметьте, люди бросали курить именно в армии, где, казалось бы, всё так и располагает к тому, чтобы начать курить.
В это время за спиной раздался голос Натальи:
- Вот вы где! А я вас искала повсюду. О чём беседуете? Я не помешаю?
- Нет, садись, пожалуйста, - сказал Алексей, указав ей на свободный шезлонг рядом ним. – Вот рассказываю о своей методике бросания курения.
- О да! – подключилась к разговору Наталья. – Абсолютно авторская методика с практически стопроцентным результатом. Очень многие люди навсегда избавились от этой пагубной привычки и выбрали здоровый образ жизни и спорт своими любимыми занятиями. А в основе - обобщённый опыт многих людей, реально бросивших курить.
- Наташ, ну ты наговоришь, - прервал её Алексей. – Мне, прям, неудобно.
- Но, если уж речь зашла об этом, мне хотелось бы, чтобы Вы сами оценили мою методику и высказали своё мнение, - это Алексей обратился уже ко мне. - Как человек, который сам бросил курить и как известный писатель. У меня есть каналы в соцсетях, на которые подписаны уже несколько сотен тысяч человек. Они посвящены тому, как можно легко бросить курить. А также разработано пошаговое руководство «Как легко бросить курить самостоятельно». Оно основано как на моём личном опыте, так и опыте многих людей, успешно справившихся с вредной привычкой. И стоит совсем недорого. И если Вы смогли бы прочитать и высказать своё мнение, то…
***
Я встал и, не прощаясь, пошёл прочь, оставив эту милую пару наедине со своими каналами, подписчиками, методиками и руководствами. Ведь я почувствовал себя обманутым. Я же по-настоящему поверил в искренность чувств этих людей и их рассказов. Я ждал, что получу здесь новую порцию вдохновения. А, может быть, даже и материал для новых сюжетов. Но вместо этого среди множества слов всё это время на меня, словно из засады, смотрело холодное, алчное, беспринципное лицо инфоцыгана-блогера. Человека, думающего только о своём прибытке.
Я смотрел на заходящее за горизонт солнце и думал, что действительно многое изменилось и в обществе, и в школах, и в ВУЗах. А самое главное, изменилось в головах людей. Прав, прав Аристотель, говоря, что природа не терпит пустоты. И когда теряется одна ментальность, на смену обязательно придёт другая. Которая, наверное, всё-таки не хуже и не лучше предыдущей. Просто другая.
А вокруг великолепный океанский пейзаж расцвечивал горизонт сочными красками. Солнце медленно укладывалось спать, купаясь в зеркале воды, разрезанной золотистыми лучами, которые играли с морскими волнами, словно с детскими игрушками.
Мир замер в ожидании наступления тишины, приглушая звуки уже почти ушедшего в прошлое дня. Лишь слабый плеск волн и мягкий шелест бриза нарушали покой грядущей ночи. Закат напоминал последнюю страницу дневника, написанного невидимой рукой природы. И эта страница готова была вот-вот перевернуться.
Так и в жизни всё рано или поздно снова поменяется. Как вновь возвращается к нам каждое утро солнце. Оно обязательно взойдёт, но с другой стороны небосвода. И на смену ночи придёт новый день.
- Ну а пока, - сказал я себе. - Если уж и так в публичном медиапространстве много инфоцыган-блогеров, и они стали частью нашей жизни, а литература черпает свои вечные темы из этой самой жизни, то ещё один блогер со своей авторской методикой ничего уже не изменит. Пусть будет, как будет.
И в заключение рассказа я хочу лишь добавить, что в медиапространстве вы не найдёте ни авторских методик Алексея, ни его руководства «Как легко бросить курить самостоятельно».
Свидетельство о публикации №226010600930