Сломанная жизнь

Овцы и волки - вечный конфликт, описанный не единожды нашими великими литераторами - и баснописцем Крыловым и драматургом Островским.
И все-таки приходится к этой теме возвращаться, настолько она злободневна.

У одной женщины, хищной и властной, родилась дочь Даша! И стала она проводить над невинной душой свои эксперименты. Ей надо было воспитать бессловесного раба. Хорошую, добрую, трудолюбивую и бесконечно ей преданную овечку. С 7 лет она приучила дочь вести дневник и выводить в нем слова-заклинания: "Нету лучше дружка, вем родная матушка" и "Терпение и труд все перетрут". Сам-то она к работе относилась весьма скептически, но ведь из дочки надо было преданную и трудолюбивую овечку воспитать.

Училась Даша очень хорошо, на одни круглый пятерки. Со второго класса пошла в муз школу, которую тоже закончила с отличием. Затем еще на фигурное катание ее мать записала, тогда это был самый модный тренд. Трудилась девочка, как раб на галерах Вставала в 7 утра, играла час на пианино, завтракала и бежала в школу. Сразу после школы бежала в музыкальную школу на занятия, а в 5 часов вечера на каток. Вечером еще час музыки. И совершенно измученная часов в 8-9 вечера садилась за уроки. Она была очень способная и справлялась с уроками часам к 11. А потом сваливалась без сил на кровать. А утром опять та же свистопляска.

Несколько раз она не выдерживала и срывалась, и тогда начинала плакать: "Ну почему у меня такая жизнь? Ведь все советские дети имеют право на счастливое детство? А я даже никогда во двор выйти не могу и с подружками поиграть!" Когда ей было 12 лет родила старшая сестра сына, и подкинула его родителям. И вот теперь вместо фигурного катания нянчила она своего племянника. И так до 15 лет. Вспоминается Чехов: "Нянька Варька девочка лет 13-ти". Ну, и в ее жизни происходило примерно тоже самое примерно.

В отличие от матери дочка выросла простой, как русский валенок, безо всяких затей и хитростей, всем и всему верила, особенно своей матери, и всего достигала огромным трудом и талантом.   

Властная мама контролировала всю ее жизнь, независимо от того, было ей 13 или уже 45 лет. Она считала, что дочь должна жить в соответствии с ее представлениями и понятиями и ее собственных желаний не признавала. Она доказывала дочери, что нужно всегда жертвовать собой. И раз за разом заставляла ее приносить в жертву все то, что она любит, что для нее важно, ценно и дорого. Например, подарили тебе на день рождения ценный подарок - японский зонтик, тут же отдай его сестре. Тем самым она показывала ребёнку, что приносить в жертву свои чувства, терпеть — это нормально, потому что взамен вас принимают, «любят», дают, пусть негативное, но внимание.

Никогда она не хвалила свою дочь, хотя та была первой и в учебе, и в музыке, и в спорте. Любые ее успехи мать замалчивала или же находила в ее достижениях изъяны. Требовала совершенства.

Ругала ее за каждый промах. Это привело к тому, что уже взрослой ее дочь раз за разом стала попадать в ситуации, где ее личность обесценивали. И она считала это нормальным, к этому она привыкла еще в детстве.

Мудрая и властная мать следовала собственным "господским" правилам:
- Нельзя никогда обращать внимания на просьбы дочери; раб должен ощущать себя рабом, а ты для него - госпожа. Никогда не следует интересоваться действительными желаниями раба.
- Если раб не подчиняется, бейте, но, лучше словами, помните "Слово - лучший кнут, а надежда - лучший пряник".
- Если вы решили чему-то обучить раба, то учите тому, что нужно только вам. Если раб обмолвиться о том, что желает учиться другой науке, удвойте свои усердия. Через какое-то время желание раба учиться другому предмету уйдёт.
Именно так случилось в их жизни. Лет с 16 ее дочь начала мечтать стать артисткой. Когда она училась в старших классах, то в их городе открылся театральный кружок. Она попала на одно из занятий случайно и была сразу же увлечена, захвачена происходившим, это оказался новый, волнующий и прекрасный мир!

Надо сказать, что все данные, чтобы стать актрисой у нее имелись, была она не только красивой девочкой, с кудрявыми русыми волосами и точеной фигуркой, но и обладала необыкновенным выразительным голосом. Рассказывать разного рода истории этим своим певучим голосом могла она так, что заслушаешься. Это заметили все ее друзья и одноклассники и часто просили ее: "Ну расскажи что-нибудь!" Заметили это и учителя, и на школьных вечерах или на торжественных мероприятиях ее заставляли выступать с чтением произведений писателей-классиков. Как-то стали снимать у них в городке любительский фильм о красотах города, которые показывали зрителям 4 девочки из их класса. Даша была одной из них. В процессе съемок и режиссеры и операторы, да и девочки-актриски единодушно признали ее примой.
Но главное было то, что была она увлечена необычайно, вставала утром, бежала в школу и все время мечтала о том моменте, когда вступит после занятий на порог студии. Мать это увлечение увидела, но оно не соответствовало ее планам уже выстроенным в отношении дочери. Она давно решила, что дочка должна стать врачом, будет она ухаживать за ней и врачевать ее на старости лет.

Что же придумать, как заставить дочь отказаться от своей мечты. Покумекала она и решила применить старый испытанный метод - прикинуться больной. Вот приходит дочь из школы, а мать в постели, лежит, стонет и плачет.
- Что с тобой мамочка - спрашивает испуганная дочь.
- Ах мне так плохо, сердце прихватило, и никак не отпускает.
- Ой, бедная мамочка! Чем же я могу тебе помочь?
- Я знаю, что мне станет лучше только если ты перестанешь ходить в театральную студию!

Это была явная провокация, но дочь не решилась ее судить и возражать. Ведь даже если была хоть малейшая возможность помочь ее мамочке, то она была готова сделать это. И она пошла на очередную жертву: с этого дня она перестала посещать занятия в театральной студии. Она пожертвовала своей страстью, призванием и будущим! 
И стала, как приказала мать, упорно готовиться к поступлению в мединститут. Ведь мать повторяла: "Я знаю лучше, что тебе надо! Верь мне, ведь "нету лучше дружка, чем родная матушка!""

Поступила в мединститут и 6 лет проучилась там. Она стала лучшей на курсе студенткой, ничего не умела она делать в полсилы. Но учебу свою не любила, ненавидела анатомички, почти теряла сознания в морге, когда надо было вскрывать очередное несчастное тело. А потом института поступила в аспирантуру лучшего медицинского НИИ в Питере и начала заниматься изучением мозга.
Но не чувствовала никакой радости и от работы в НИИ, не ее это был путь, просто выполняла свой долг. Тут стал на нее давить и отец, видимо научился этому от жены. Он ей говорил: "Я верю, что моя жизнь не прошла даром, если ты защитишь диссертацию".

Она должна должна пожертвовать собой опять, тяжко трудилась - ставила эксперименты, оперировала бедных животных, а потом их усыпляла и резала их заформалированные мозги. Надо было понять как работает мозг и ради этого выполнять всю эту безрадостную работу. чтобы завершить тяжелую научную работу. И все время чувствовала, что все это было не ее, что жизнь ее была тяжелой каторгой. Но родились у нее дочки-близнецы, и хотя жизнь стала еще труднее, но эти маленькие существа неожиданно осветили ее жизнь, принесли ей единственную радость.

А в 40 лет, после защиты диссертации, и когда ее малышки уже подросли, решилась она на первый самостоятельный поступок, решила втайне от матери родить еще ребеночка. Она теперь знала, что ребенок - это не только труд, но и самое большое счастье. Знала и то, что ее мать будет категорически против, она всегда считала детей тяжелой обузой. Но она все-таки родила, и мать ее за этот поступок просто возненавидела. Странное это явление, что больше всего не любят восставшего раба. Ведь раб - это только раб, он должен всегда подчиняться и собственных желаний иметь не должен. И самые близкие люди к этому привыкли, они его и воспитали намеренно в этом духе. И вдруг, бунт на корабле! Мать теперь невзлюбила не только дочку, но и ее ни в чем не повинного новорожденного ребенка. Она этого восхитительного мальчика считала недоразвитым, ненормальным и стала нашептывать это своим наперстницам. Даже полагала, что ее дочку, позволившую себе совершить этот поступок надо бы поместить в психушку за ее странные поступки.

А Даша была счастлива и даже снова начала петь своим удивительным голосом. Конечно, не на сцене, а для себя. Стирала- и пела, варила детские смеси- и пела, купала малыша - и пела. Ведь, хотя и было трудно, но душа ее радовалась и пела! Н часто думала она о том, как бы могла сложиться ее жизнь, если бы родилась она в другой семье, и у другой матери. У той, которая не стремилась бы согнуть и сломить, а стремилась бы понять и поддержать.    


Рецензии
Жаль, что отец не встрял в эту драматическую ситуацию, не понял и не помог дочери освободиться от рабства. И муж, о котором тут не говорится, тоже не проник в суть этой семейной драмы. Так и подмывает воскликнуть: "Вот если б тогда было ВТБ!")))

Владимир Деев 2   12.01.2026 05:57     Заявить о нарушении
Точно, Владимир! ВТБ бы нас спас! Спасибо!

Полина Ребенина   13.01.2026 14:25   Заявить о нарушении