Гюстав Флобер лекция
Лекции Марины Леонидовны Купченко в СПбГУКИ.
"Прогресс развития общества - прогресс свободы". Это же и насчёт вчерашнего моего потока мыслей после фильма. Буквально до отправки в СИЗО Саша мне сказал про короткий период, когда стали разрешать свободомыслие (в XIX веке) - для меня именно это в первую очередь прогресс свободы. Не вседозволенность. Потому что свобода благородна, она не даёт повода для разнузданности, она, наоборот, соблюдает умеренность во всём и не мешает жить другим. На слова - отвечаем только словами. Так меня учили родители. Однако кто может похвастаться, что мы так делаем всегда? Например, в песочнице когда играем, можем и ведёрком по голове треснуть. Поэтому, я помню - меня учили, порой слово - серебро, а молчание - золото. Папу восхищало это свойство мамы. Я же - балаболка, а ведь слово - не воробей...
Поэтому свободомыслие будет сохраннее и будешь прогрессивнее, если не будешь его показывать всему миру, можно только понимающим тебя близким...
Гюстав Флобер (1821-1880)
А человечество распято на кресте. В точке пересечения – сердце человечества, относящееся к вечности и к сегодняшнему.
Гюстав Флобер перенёс французскую литературу на своих плечах с берега романтизма на берег натурализма. Он подготовил Эмиля Золя. Флобер – писатель «новой волны», абсолютно нового романа.
Роман «Мадам Бовари». В образе обыкновенной мещанки Эммы – трагедия истории, того общества, которое существовало во Франции тех лет. Роман камерный. Воспитание чувств.
Прогресс развития общества – прогресс свободы.
Флобер – особый писатель. Так говорили писатели XX века, которые хотели откреститься от методов писателей XIX века.
Роман «Мадам Бовари» подвергся преследованиям, а Флобер признан аморальным. Он говорил: «Госпожа Бовари – это я и вся страдающая Франция». Эмме всю жизнь хотелось увидеть Париж (этого так и не случилось), жить, как в Париже, но она и не осознавала, что в провинции жизнь такая же, как и в столице.
Эмма воспитывалась в монастыре. Всё, что происходило за его стенами, сказка и тайна. Только из книг можно было что-то узнать о мире. Это книги романтиков. Об очень молодых людях. Об их любви, препятствиях.
Она мечтает выйти из монастыря в настоящую жизнь. А попадает на ферму отца. И настоящего нет. Тут появляется врач Шарль. Наверное, это ведёт к новому. Но и тут не то.
Эмма читает о Париже, о тайных свиданиях, о настоящей любви. Но она черпает представления о мире из ложной философии.
Эмма жестоко расплачивается за свои ошибки. Иллюзии искупаются кровью.
Лишь однажды ей повезло. Так ей казалось. Эпизод, не связанный как бы с общим, на самом деле ключевой. Шарлю как-то пришлось лечить одного аристократа. И его с женой приглашают на бал. Это прикосновение к чему-то высшему? Но здесь те же сплетни, зависть и скука. Разве что подкрашено красивыми одеждами. Эмме этого никогда не понять.
Она «устала высекать искры из своего сердца». Не было никого, кого могла бы воспламенить эта искра.
Свидетельство о публикации №226010702235