Музыка над морем

  Это был самый центр города. Старинные здания с высоченными потолками и большими оконными проёмами которые казалось хотели до краёв наполнить щедрым апшеронским солнцем большие комнаты, лестничные пролёты и коридоры. Чугунная замысловатая вязь широких лестниц и балконных решёток были настоящим произведением искусства. Даже сейчас по прошествии бездны зим и лет с далёкого, теперь уже финишного створа 19 века, всё это смотрится надёжно, гармонично и очень  современно. Баку строился широко и с размахом, а что еще немаловажно  продуманно и красиво. Кто-то скажет — это нефтяные деньги, которые щедро лились в городскую казну. Да, всё верно, но тогдашние меценаты, управленцы, инженеры и архитекторы смогли ещё вложить и душу  в неживой камень. Это хорошо видно и  сейчас  в первой трети двадцать первого века…
  Управление Каспийского морского пароходства(КАСПАРА) находилось на одной из самых центральных старинных улиц города- улице Алёши Джапаридзе, в девичестве Ольгинской,  в доме под номером пять,  напротив знаменитого БУМа , Бакинского или как ещё говорили горожане, старого универмага, в котором всегда, ну или почти всегда, можно было купить очередную обновку гардероба. Заходя на первый этаж управления, особенно в летнюю пору, тебя сразу же обхватывала мягкая прохлада. Умели, умели  строители в те давние времена вполне обходиться без сплит-систем и кондиционеров. На второй этаж, где располагались основные службы и отделы пароходства, вела широкая чугунная лестница. Сразу налево находилась  служба безопасности мореплавания, куда очень часто приходилось наведываться  по делам нашего Центрального Каспийского ПКБ за консультациями к опытным капитан-наставникам, а направо располагался  партийный  комитет пароходства на правах райкома партии, где иногда приходилось дежурить в выходные или праздничные дни. Особенной достопримечательностью приёмной парткома, где и проходило дежурство, был красный финский, немного похожий на Чебурашку, телефон, по которому, как предупреждали инструктора парткома, могли позвонить с самого верха, но, к счастью, этого так и не случилось…
 
 
  Да или нет? Спорит утро и вечер. Корабль уходит, а на опустевшем причале теперь гуляет только ветер. Небо прозрачное, а на горизонте виднеется маленькое белое пятнышко. Сначала были сомнения, а теперь их уже не осталось…
 «Киргизстан»- советский пассажирский лайнер 592-го проекта с удлинённым баком и крейсерской кормою, построенный на судостроительном заводе имени А.А.Жданова, что находился в славном городе Ленинграде, стоял у причала Бакинского  морского вокзала. Лайнер очень красивый и мореходный, с неограниченным районом плавания. Сколько раз мы на этом лайнере ходили от Баку  до Астрахани, а потом обратно! Лайнер в море чувствовал себя как дома, имея специальные успокоители качки-бортовые цистерны! В большом, но уютном кормовом салоне, для развлечения пассажиров стояло фортепьяно, на котором играли те, кто умели и музыка звучала и летела над морем.. Лайнер был гордостью и настоящим флагманом Каспийского морского пароходства...
 Время стремительно бежало, а жизнь менялась и лайнер из Каспийского, перешёл на работу в море Чёрное. Опустел причал Бакинского морского вокзала, а память осталась. Но иногда казалось, что музыка так и продолжала лететь над морем…
 
  Пассажирский теплоход «Гурьев» всегда был знаковой достопримечательностью бакинского морского вокзала, аж с 1963 года, когда после завершения строительства на болгарской судоверфи в городе Варна он, через три моря и Волго-Донской канал, прибыл в порт своей постоянной приписки город Баку. Как помнится, теплоход стоял на линии Баку -Пехлеви. Пехлеви потом, после революции в Иране 1978 года, переименовали в Энзели, но суть от этого не изменилась. Пассажиров во времена СССР на «Гурьеве»  было немного. В основном наши  дипломаты и работники советских торговых представительств. Теплоход всегда поддерживался в идеальном состоянии, как в техническом, так и по внешнему виду. Это судно было настоящим  лицом советского пассажирского морского флота и вместе с теплоходом «Киргизстан» было  гордостью Каспийского морского пароходства…
 Вообще, Бакинский морвокзал был знаковым местом  столицы Азербайджана. Именно сюда, во время визита в Баку Леонида Ильича Брежнева, пригнали на показ Генеральному секретарю ЦК КПСС  морскую полупогружную буровую установку «Шельф» и вручили ему макет платформы, изготовленный умельцами Морского судостроительного завода и огромный букет цветов…
 
   Тёплый летний вечер гулял вразвалочку  по бакинскому рейду, по уставшим за день причалам и по самому красивому в мире  бульвару. Лёгкий, почти невесомый, ветерок едва-едва шевелил листочки в зелёных кронах деревьев. Морской вокзал слегка шумел летней верандой ресторана и о чём-то пела Анне Вески, а за ней  Алла Пугачёва. В записи, а не в живую. Высоченные красавцы-паромы танцевали вальс  бостон недалеко от паромной переправы. Небо было голубое-голубое, а вдали нам улыбался одинокий остров Нарген. Азербайджанцы понимали армян, а русские  азербайджанцев и всё вокруг,  в этой тёплый летний вечер было замечательно и прекрасно...
 


Рецензии