Мастера своего дела

Всегда преклонялся перед истинными специалистами дела, которому они посвятили свою жизнь. Эта категория незаменимых. С которыми даже самое высокое начальство общается на «вы», как с равными. Которых «лучше попросить, чем от них потребовать». Чтоб не было потом «себе дороже». Особо ценные кадры. Это как Левша. Его еще никто не переплюнул. Образ его увековечился в народном сознании.
На моей памяти было несколько примеров, когда такой специалист, отстаивая свое «особое» мнение, мог даже принципиально вступить в спор с руководителем. Нередко и до открытого конфликта, не стесняясь окружающих и мнения о себе. Вплоть до увольнения с должности. А затем, через время на нее возвращался. Возможно уже при следующем руководстве. Но, как его дело не могло обходиться без него, так и он не мог жить без своего любимого дела. Чему в истории множество примеров. Как правило, у таких работников собственное мнение превалирует над его дипломатическими способностями. Промолчать – это не его конек. И, что самое интересное в такой ситуации, он впоследствии оказывается прав. Начальники сменяются, а такие спецы наперечет. Их обычно берегут.
В то время, которое я описываю, город практически проистекал повсеместно. Да и сегодня этим страдает эпизодически в моменты сильных ливней. Такая уж у города специфика. Расположен на горах. Резкий сброс большого объёма воды при отсутствии достаточного количества ливневой канализации делают свое «черное» дело. Город просто начинает «плыть». И здесь практически невозможно рассчитать ливневую канализационную сеть при проектировании вновь строящихся домов. Канализация есть, она спроектирована и оборудована. Но, ее почему-то «не хватает». Плывет город: подтопляются дома, обваливаются дороги, тонут машины, падают деревья. Не постоянно, но частенько.
До сих пор мою память не покидает случай, когда я, будучи заместителем главы района в период подготовки к зимней олимпиаде, был направлен главой района к зданию центрального суда, для устранения течи. Дело срочное. Во-первых, в самом центре города, где много отдыхающих и просто его гостей. Во-вторых, возле здания суда, престиж страдает. В-третьих, весь тротуар уже мокрый, брусчатка шатается, народ перепрыгивает, где только может, возмущается. Звонит по горячей линии и пишет на сайт администрации. Одним словом, устранить незамедлительно!
Не откладывая прибыл, увидел, задумался. Все дело в том, чтобы правильно определить, какая именно канализация «протекла». Это как врачу объективно поставить диагноз. А от результата уже принимать решение, как лечить. В моем случае, как устранять течь.
Встретил меня возле места протечки седой мужичок в годах и в спецовке. В видавшей виды одежке, но выглажено-аккуратный и весь такой вежливый. Чувствовалась старая школа. Поздоровались. Откуда вы, спрашиваю. Ответ - из «Водоканала». Похоже, еще у истоков его создания стоял. Начали обмениваться мнениями. Со «знанием» дела и с высоты своего поста и уже кое-какого накопленного опыта категорически заявляю: «канашка!» (то есть канализация). Опыт мне, слава Богу, уже хоть как-то позволял делать собственные выводы. Все-таки в должности немало пришлось помотаться по различным авариям ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства), причем абсолютно не похожим одна на другую.
И тут я «напоролся». Нет, - говорит, - не она. Чувствуете, отсутствует характерный для «канашки» запах?
Тогда что? – удивляюсь я, - «ливневка» (ливневая канализация)?  С горы подтекает? Но, раньше ее тут не было. Для «ливневки» характерны рецидивы.
Опять нет, - уверенно заявляет спец.
Не понимаю, - говорю. Что ж тогда-то?
Прохудилась труба водопровода, - отвечает спец.
Быть такого не может! Не логично. Мы стоим на тротуаре возле подпорки (подпорной стены). Откуда тут водопровод? – продолжаю упираться я. Ближайшее здание в пятидесяти метрах. Да, и как тогда должна пролегать труба? За подпоркой вдоль тротуара?
Хотите, докажу? – вынимает он из кармана спецовки пластиковый стакан. Видимо, с собой его носит постоянно. Наклоняется и набирает полстакана капающей из-под подпорки жидкости. Подносит стакан к носу. Сначала к своему, потом и к моему. Убедился. Запах отсутствует.
Теперь цвет. Видите? - спрашивает он, - вода прозрачная. Не характерно для «ливневки». И тут он меня просто «уничтожил». Взял и неторопливо выпил всю эту жидкость до капельки! Из-под стенки в центре города то! Как из родника. Смотрю на него как на ненормального. А ведь в результате оказался то ненормальным похоже я, со своими комплексами. Вода ведь действительно абсолютно чистая, водопроводная. Почему бы ее и не выпить? Да, думаю, сделал он меня. Вот тебе и спец. Сколько ж он таким образом выпил воды из протечек на своем веку, чтобы убедить себя и окружающих? Вот и сомневайся в таких людях после подобных примеров. Век живи, век учись.
И это еще была не концовка! Тут то и подъехал сам глава. На контроль. Похоже, достали его звонки да жалобы с этого лобного места. И тоже со своим особым мнением! Сходу, - «канашка», - говорит. Тоже ас, как и я.
Стою рядом, прячу улыбку. Говорю ему, ухмыляясь – «Я уже эту школу прошел. Теперь ваша очередь!». И, обращаясь к спецу, - «Дайте, пожалуйста и главе напиться!». Глава не в курсе. Начинает заводиться. У него и времени нет на шутки, дел много, хоть завались. С утра как белка в колесе. А тут напиться. Чего? Откуда? Какая такая питьевая вода?
Пришлось спецу проделать ту же операцию и на глазах у главы. Проделал. Облизнулся. Я еще тогда подумал, Человек-паук какой-то. Опутал весь город сетями, своими, водопроводными. Ходит теперь и фокусы всем показывает. А глаза то у главы широкие такие стали, явно удивлен. А опыта то у него побольше моего будет! Не первый год главой. Вот и воспитал один спец своего дела двух заносчивых торопливых чиновников. Не простых, к слову сказать. Пристыдил, явно пристыдил. И поделом им. Не будут впредь со спецами спорить. Верить им нужно на слово. Слово их непростое, вес имеет.
Спец он и в Африке спец!


Рецензии