Стихи на страницах Литературной газеты
В конце ушедшего года приобрела несколько газет для чтения на сон грядущий, в том числе и ЛГ (24-30 декабря 2025 №51 (7015). Знакомство с ЛГ начала с поэтической подборки. Какие-то стихотворения понравились, какие-то разочаровали — как это обычно и бывает. В душу и в память в хорошем смысле ничего не запало, однако два текста поразили до глубины души.
Начну со стихотворения Ирины Рысь «Первые морозы»:
Заиндевелые берёзы,
Над городом повис туман,
В Сибири первые морозы,
Пришла красавица зима.
Безветренно, красиво, тихо…
«Красавица» и в следующей строке «красиво» — грубая речевая ошибка указывающая на недостаточный словарный запас автора, не сумевшего подобрать другое слово, кроме «красиво», укладывающееся в стихотворный размер (ямб). Здесь могу предложить эпитет «волшебно» — и по смыслу хорошо, и в стихотворный размер укладывается.
Продолжаю цитировать: «Лишь слышен чей-то хруст шагов...» Нарушение порядка слов привело к нарушению смысла: слышен ведь не чей-то хруст, а хруст чьих-то шагов. Это не инверсия, а снова грубая речевая ошибка.
В следующей строке проблема с орфографией: «В даль уходящих торопливо...» — «вдаль» в данном случае наречие и пишется слитно.
Для мёрзлых птах кусты рябины —
Деликатес морозных дней,
Синички, словно балерины,
Ныряют средь густых ветвей.
Ну, деликатесом для птичек всё-таки будут ягоды рябины, а не сами кусты. А насчёт «мёрзлых птах» вопрос посерьёзнее. Вот какое толкование даёт слову «мёрзлый» Малый Академический словарь: 1. Затвердевший от холода; замёрзший. Ночь была морозная; Илья шёл и спотыкался о мёрзлую грязь. М.Горький, «Трое». 2. Покрытый ледяной коркой; обледенелый. В окне сквозь мёрзлое стекло Зари багряный луч играет. Пушкин, «Евгений Онегин». Есть ещё разговорное значение слова «мёрзлый» — испорченный морозом, например, мёрзлая картошка. Понятно, что никакое из этих значений не подходит к ЗАМЁРЗШИМ птичкам, потому что «мёрзлые пташки» — это мёртвые пташки, окоченевшие трупики, которые никак не могут прыгать по ветвям «словно балерины».
Застыли в серебре иголки,
Чуть тронь — и слышен перезвон,
Зима сошьёт для каждой ёлки
Наряд, где кружевной фасон
И пышные тройные юбки…
Фасон, по определению толковых словарей, — покрой, образец, по которому изготовляется одежда, обувь, головные уборы. Кружево — материал, из него можно сшить одежду определённого фасона. Фасон бывает устаревший или, наоборот, современный, но никак не кружевной. То есть слово «фасон» употреблено автором в не свойственном ему значении, что даже для школьника недопустимо. Уместным в этом случае могло бы стать слово «фестон» — декоративный элемент в виде фигурных вырезов, зубцов или волнистых узоров, который украшает края изделий: одежды, штор, скатертей. Но, очевидно, этого слова автор не знает.
Отдавая себе отчёт в том, что среди созданий поэта могут случиться не очень удачные (хотя зачем публиковать в знаменитом издании неудачное стихотворение?), познакомилась со страницей Ирины Рысь на стихах.ру. Уровень ничуть не выше уровня вышеназванного стихотворения: речевые ошибки, неточные слове, где-то и грамматика (в узком смысле слова) «подгуляла» — графомания. Кстати: графомания, по формулировке Википедии, — стремление «писать художественные произведения при полном отсутствии каких бы то ни было творческих способностей. Написанное графоманами большей частью банально или даже бессмысленно по содержанию». В нашем случае банальная «красавица зима» и бессмысленные «мёрзлые птахи»…
Стихотворение Ольги Мигуновой «Зимний праздник Рождество!» поразило, пожалуй, больше процитированного выше.
Мы снова встретим Рождество,
Как будто сказки волшебство!
Гаданья в ночь, любви страданья,
И мы застынем в ожидании…
Найти нам хочется ответ,
Кого полюбят? Кого нет?
Автор не знает, что в ночь под Рождество не гадают? Как-то трудно поверить в подобное дремучее невежество. Но поверить приходится, потому что лирическая героиня, желая узнать своё будущее, раскидывает «карты для гаданья». («Не ворожите и не гадайте» — так сказано в Святом Писании. Гадание, по словам священников, — обращение к дьяволу).
Гляжу на эти карты снова —
Они молчат и я молчу…
Зажгу свечу, кольцо в стакане
Я положу в воде святой.
Две последние строки — как полное отсутствие смысла, так и полное игнорирование законов русской грамматики.
Дальше следует призыв, никак не соотносимый с духовным смыслом праздника Рождества:
Путь кто-то скажет о любви,
Пусть кто-то сердце растревожит.
Минуты радости лови,
Чтоб годы жизни приумножить!
А потом о Христе: «Иисус родился неспроста...»
Воспринять процитированное выше как художественное произведение никак не получается: это набор порой банальных, порой бессмысленных высказываний (всё по определению Википедии). Кстати автор творения — экстрасенс, и желающие могут погуглить, чтобы узнать любопытные подробности.
Хотела закончить рассуждения давно уже придуманными словами: «Написать, конечно, можно всё что угодно. Но зачем же это всё что угодно печатать?» Однако продолжу.
Много лет тому назад, десять, если не больше, один уважаемый автор прозы.ру, решив почему-то, что я молодая и амбициозная, стал давать мне рекомендации по раскрутке творчества. Одна из этих рекомендаций звучала примерно так: ничего не посылайте в «Литературную газету»: там авторов «с улицы» не публикуют, публикуют только своих. Писателем себя не считала, никакой раскруткой заниматься не собиралась и свои статьи в ЛГ посылать не планировала. Однако слова насчёт авторов «с улицы» и своих стала вспоминать, встречаясь иногда с откровенной графоманией на страницах знаменитого издания. Задумывалась: неужели редактор не понимает, что публикация заведомо слабых текстов снижает уровень газеты, сужает круг её поклонников и читателей? Ответа на вопрос не находила. Вот и в этот раз прочитала напечатанное мелкими буковками после стихотворений: «Подборку подготовил Владимир Смирнов, член Союза писателей России». Не знаю, кто такой этот Владимир Смирнов, и встретиться с ним никак не могу, но очень уж хочется спросить у него: как в подборке среди вполне добротных и даже неплохих стихотворных текстов оказались две пустые графоманские поделки? Ну, не может же он — член союза писателей России — в упомянутых выше текстах не видеть тех глупостей и ошибок, которые вижу я — не член никакого писательского союза. Или, как говорит мудрая русская пословица, от своей собаки и блохи — племянники?
Свидетельство о публикации №226010801274
Общий уровень нашей литературы - как говорят молодые, "ниже плинтуса".
Даже уважаемое Издательство, еще десяток лет назад "державшее почти
высокую планку", ныне выпускает "уже всё" - в том числе и книги "за
деньги авторов". "Любой каприз за ваши тугрики!" Какая уж тут
"нормальная литература"... Вульгарная жадность губит все - подобно
Мидасу превращая в золото даже явный мусор. Издательство выпустило
"в свет" пару книжек явно среднего автора - теперь предполагаю, что
за его деньги. Но не это "волнует". И даже не то, что автор как-то
без малейшего стеснения просил меня "кое-что за него написать"
\ ясен пень, бесплатно, "за так"! "А вдруг дурачок поможет?" \
Так теперь автор важно именует себя "Писателем" и рассказывает
людям о своем "творческом пути". "Я день и ночь работал! И кое
в чем догнал великих классиков!" И подобных примеров ныне масса...
Есть слабая надежда на то, что со временем вместе с обществом
потихоньку выздоровеет и литература, но... Пока у нас просто
засилье "блох и прочих племянников"...
Спасибо и всего Вам самого доброго!
С уважением А.Т.
Александр Терентьев 09.01.2026 12:34 Заявить о нарушении