В преддверии краха. Ч. 13-V. Теряя духовную ниву
ВОЛНА СОБЛАЗНА
Остановить волну наживы, что распространял капитализм, было невозможно. И священнослужители тоже становились на путь зарабатывания денег. Первый раздел Речи Посполитой подстегнул епископов. Из парафиальных документов за 1789 год видно, как начинался «перекрой» церковной собственности. Так, завечельский застенок Ковалевщизна был отдан в заставу пану Борейко, «скарбнику» (так в тексте). И на водоразделе зарождались перемены. Епископы теряли там два застенка – «Дзербино от Долец», тоже отданный на 50 лет в заставу пану Яну Нитославскому, и Плюгово от тех же «Долец суфраганских» (так в тексте), сданный на 50 лет пану Тадеушу Антоневичу.
Священнослужители тоже поддавались соблазну обогащаться за счет имений. Погоня за денежным валом вела к ослаблению духовной жизни, а в целом - к ослаблению основы государства: веры в ее способность. Жизнь перестраивалась в пользу крупных землепользователей: денежных воротил. Все явственнее проступал постулат церковного краха. Магнаты скупали подешевевшие земельные наделы и добавляли к своим майоратам.
Одновременно, как цунами, накатывала мелкособственническая волна в виде шляхетского сословия, которое все громче заявляло о себе и заставляло считаться. Это хорошо видно на примерах иллюстрации землевладений за 1789 год: фиксировалось очень много небольших имений, и часть из них освобождалась от поборов – эти собственники не могли достичь уровня рентабельности: «высевать 10 корцов зерна», чтобы не беспокоиться о будущем.
БЛАГОЙ ПОЧИН
Мы не можем конкретно сказать, чем отличалась жизнь крестьян в церковных имениях – помимо того, что они проходили по статуту «духовных». Ролничьи дворы расценивались одинаково – за проживание в них вносилась плата 5 злотых. Но появлялись признаки самостоятельного ведения хозяйства – без привлечения наемной силы, и такие имения становились образцом для подражания. Они не вызывали чувств негодования, на них крестьяне смотрели с почтением, и это был прямой путь в новую жизнь, в перестройку общественных отношений. Такой путь продлевал существование Речи Посполитой. В люстрационной ведомости отмечались имения, где хозяева «собственным трудом» обрабатывали обретенную землю. И тогда приходит на ум мысль, что именно такой способ использовали революционеры, вводя социалистические принципы землепользования. Они покоились на исконных традициях почитания человека земли – крестьянина (христианина).
ЗАВИДНЫЙ БАРЫШ ДУХОВНИКОВ
Дух стяжательства настолько глубоко проник во все сферы бытия, что свернуть с капиталистического пути было немыслимо. Может быть, в уме короли понимали необходимость переустройства, но практически ничего поделать не могли. Как обычно, рассматривался неизбежный способ военного отпора, о чем скажем в конце повествования, и для этого собиралась сеймовская комиссия – чтобы видеть, кто сколько средств сможет выделить на оборону.
Куда тратили деньги епископы, неизвестно, но они стояли на страже вертикали власти, а та держала планку поощрения крупного собственничества. «Куш», который снимали полоцкие архислужители, впечатляет. Вот о чем говорит отчет на люстрационной комиссии 1789 года. Его зачитал ксендз Изаяш Шульцелевич, аббат коадъютора полоцкого Стефана Левинского – «епископа и администратора луцкого, острожского, суфрагана митрополии всея Руси» (так в тексте). На основании доверенности, что подтверждалась «актами гродскими луцкими», аббат присягал о суммах, снимаемых ежегодно с подотчетных имений. Годовой доход Долец «с принадлежностью Мозулёв» составлял 8545 зл. 15 гр., Завечелья - 3578 зл. 12,5 гр., Цётче «с принадлежностью Глинники» 5591 зл. 13 гр., Воронча «с двумя войтовствами, Лонецким и Троецким» (так в тексте), 5166 зл. А в целом сумма выглядела более чем внушительно – «22881 зл. 10,5 гр.»
Ясно, что такой показатель не мог не волновать наблюдателей, в том числе и восточного соседа. Замковый Полоцк, где восседали клерики, был уже в руках императрицы Екатерины II, и там хозяйничали ее люди, проводя политику, сообразуясь с имперскими намерениями.
СИЛОВИК НА ВОДОРАЗДЕЛЕ
Исход был ясен – ломать не строить, а силовое давление поощрялось расчетами крупного капитала.
Намерения выразительно проявились после окончательного подела Речи Посполитой. Новое столетие – как рубеж вхождения в империализм: новое состояние со ставкой на денежный размах. Показательным стал 1800 год. Церковные земли отчуждались в пользу других собственников. В Великих Дольцах, вместо епископов, объявился другой хозяин – в звании генерал-майора царских войск, чего и следовало ожидать. То был Николай Васильевич Верещагин. «Видимо, он получил Дольцы от Екатерины как конфискованное церковное имение», - говорит белорусский ученый Носевич.
Если поднять справки о Верещагине, то узнаем, что он был родом из Вологды, артиллерист, преподавал военные науки. Якобы Екатерина II однажды целых два часа слушала его лекцию по механике. Она и пожаловала генерал-майору тысячу душ крестьян. А высокий воинский чин артиллерист обрел при Павле I, еще и орден вдобавок.
Вот куда вывела судьба вологодского выходца. Остается добавить, что математические труды Николая Верещагина в 3-х томах уже после его смерти были изданы в Петербурге сыном.
ДОЛЕЦКАЯ ДОЛЯ ПИСАРЯ КОРСАКА
А соседа Верещагина никто не трогал. Им оставался представитель магнатского посполитовского пошиба – Винцентий Корсак, писарь земский, и тоже орденоносец, кавалер, удостоенный почести от русского императора. Подобным образом царская власть удерживала динамику активности на белорусских землях. Владельцы-частники крупных поместий не отвергались. Корсаки чувствовали себя уверенно. Достояние земского писаря отразил канун окончательного подела Речи Посполитой – тот же 1789 год. Запись в отчете великокняжеской комиссии красноречиво подтверждала его несокрушимость: «Имение Дольцы со всеми принадлежностями, включая Пуцилковичи и в отдельной части Черница в парафии Кубличской, а также имение Сокорово с принадлежностью Глебовщизна в парафии Полоцкой, по присяге пана Винцента Корсака…» давало в общей сложности 9188 злотых и 10 грошей.
(Окончание следует).
На снимке: одна из лесных троп в области водораздела. Куда она выведет?
08.01/26
Свидетельство о публикации №226010801413