1. Записки лектора. Вместо предисловия
Моя молодость пришлась на время, которое вошло в отечественную историю под названием "застой". Название это, как мне кажется, очень точно отражает тогдашнюю обстановку. Я был не очень типичным молодым человеком. Если большинство моих сверстников проявляли демонстративное неуважение к официальной коммунистической идеологии и всему, что с ней так или иначе, было связано, в том числе ко многому, казавшемуся мне святым, то я в Коммунизм верил.
Видя в жизни многочисленные безобразия, я относил их на счёт отдельных недостатков, которые, как мне казалось, не исходят из природы коммунизма, а являются следствием нарушения заветов великого вождя, тщательное изучение трудов которого вовсе не поощрялось, т.к. было видно разительное противоречие между этими трудами и жизнью.
Я потратил много времени на сидение в библиотеках, разыскивание и чтение книг, которые кто-то постарался сделать труднодоступными. Иногда волосы вставали дыбом даже от чтения Ленина. Издавая его многотомные сочинения, партийные идеологи правильно рассчитали, что они будут годами пылиться на полках... Все это привело меня в общество "Знание", где я довольно легко стал лектором-международником.
Наверное, уже многие, особенно молодёжь, не знают, что такое общество "Знание". Эта организация, созданная в середине 50-х годов, была призвана распространять в народе научные и политические знания. Она была, как бы пропагандистским филиалом КПСС.
Однако, во-первых: она занималась не только политикой, но и наукой, культурой, которые вне политики; и, во-вторых: среди распространителей знаний, начиная с середины 70-х годов, было много вольнодумцев, за которыми прогнивший тоталитарный режим уже не мог уследить. В обществе был очень солидный состав лекторов, т.к. в нём состояли почти все вузовские преподаватели и научные сотрудники. Большинство лекций было по-настоящему интересны. Я считаю, что лекторы общества "Знание" сделали очень много для культурного развития нашего народа и что сейчас их очень не хватает, особенно в глубинке...
Кроме возможности дополнительного заработка, лекторская работа дала и дополнительные источники информации, к которым простые смертные допущены не были. Обстановка тогда была уже довольно либеральная, и говорить в своих лекциях я мог всё, что хотел... Мои лекции, хотя я и не входил в число ведущих лекторов, пользовались популярностью. Я говорил в них о планах врагов ликвидировать у нас социализм мирным путем. Аудитория в возможность этого, как и я сам, не верила, да и, как правило, не желала этого, но слушала с интересом.
Когда к власти пришёл Горбачёв, и началась перестройка, я с восторгом поддержал все его реформы, т.к. об этом давно мечтал... Однако я желал улучшения социализма, придания ему "человеческого лица". Немного позднее я как человек, восприимчивый ко всему новому, пришёл к выводу о невозможности этого и приветствовал вступление страны в рынок. Предсказание моих лекций сбылись! Но счастлив ли я? Капитализм наш тоже не обрёл пока человеческого лица. У него скорей свиное рыло.
Может, лицо важнее самого общественного строя? Было бы оно человеческим.
Иркутск 1994-96
Свидетельство о публикации №226010801592
Александр Михельман 08.01.2026 19:04 Заявить о нарушении
Про все красивые идеологии можно сказать: "гладко было на бумаге, да забыли про овраги!"
Григорий Рейнгольд 09.01.2026 06:30 Заявить о нарушении