Предатели из спецслужб. Глава. 22. 4 Публицистика

Глава. 22.4                Чем больше опасность, тем интереснее.


Мы всегда готовимся жить, но так никогда и не живём.

Ральф Уолдо Эмерсон (25 мая 1803, Бостон, США — 27 апреля 1882, Конкорд, США) — американский эссеист, поэт, философ, пастор, лектор, общественный деятель.

Один из виднейших мыслителей и писателей США.


На основании этих выводов президент США Ричард Никсон успешно провёл переговоры с Мао Цзедуном и в 1972 году наладил отношения с Китаем.

В тот же период Поляков выдал ФБР имена четырех американских офицеров, завербованных советской разведкой, в том числе младшего лейтенанта ВМС Дэвида Бингема, служившего на военно-морской базе в Портсмуте.

Но в 1972 году неосмотрительные действия американцев чуть было не привели к провалу Полякова: через его начальника Константина Сеськина Дмитрию передали приглашение на приём в посольство США, который устраивал один из высокопоставленных офицеров.

Полякову стоило немалого труда убедить советское руководство, что военный не имеет никакого отношения к ФБР и ЦРУ, но на самом приёме его ждал ещё один неприятный сюрприз.

Прощаясь, хозяин банкета сунул Дмитрию в карман записку (по другим данным — маленький контейнер с прибором для установки и чтения микропленок).

Возмущённый этим шпион уничтожил то, что ему передали, и после этого некоторое время не выходил на связь с американцами. Впрочем, потом все вернулось на круги своя.

В 1973 году Поляков получил место главного резидента ГРУ в Индии: связь с американцами он держал через дипломата Джеймса Флинта.

Однако коллега Полякова, заместитель резидента КГБ в Индии разведчик Леонид Шебаршин — очень наблюдательный и проницательный человек — в 1974 году впервые заподозрил Дмитрия в том, что тот ведёт двойную игру.

«Поляков демонстрировал свое полное расположение к чекистам, но от приятелей из числа военных было известно, что он не упускал ни малейшей возможности настроить их против КГБ.

Ни один шпион не может избежать просчетов. Но, как это нередко случается в нашем деле, потребовались ещё годы, чтобы подозрения подтвердились». (Из воспоминаний Леонида Шебаршина).

Также привлек к себе внимание тот факт, что Поляков проводил много времени в компании дипломатов из США. Впрочем, сам резидент всегда невозмутимо отвечал, что всего лишь занимается вербовкой американцев.

В итоге секретные сообщения Шебаршина в Центр насчёт Полякова были проигнорированы.

Более того — после успешного обеспечения безопасности генсека СССР Леонида Брежнева во время визита в Индию шпион получил долгожданное звание генерал-майора и второй по счету орден Красной Звезды.

Этому поспособствовал давний покровитель Полякова, начальник отдела кадров ГРУ генерал-лейтенант Сергей Изотов.

В благодарность от своего протеже он получил серебряный сервиз, который по иронии судьбы самому шпиону передали сотрудники ЦРУ.

Новое звание открыло для Полякова доступ к новому уровню секретной информации.

Он передал своим кураторам данные по пяти тысячам спецпрограмм по использованию западных образцов военной техники для наращивания собственного потенциала — после этого в США решили ужесточить контроль над продажей техники.

После возвращения из Индии в 1976 году Поляков получил должность главы третьего факультета Военно-дипломатической академии.

Пользуясь служебным положением, шпион передал американцам копии личных дел и фотографии всего курса выпускников академии — около (1 300 !!!) будущих военных разведчиков.

«Ещё одной жертвой предателя оказался 38-летний разведчик Александр Мачехин, который работал в Японии.

Американцы передали о нём информацию японским коллегам и в мае 1976 года Мачехин был задержан на одной из улиц Токио.

Александра пытали, изматывали, давили на психику, чтобы сломать, сделать безвольным и податливым. С первых минут ареста днём и ночью продолжался непрерывный допрос». (Из книги Вадима Сопрякова «Восток — дело тонкое: исповедь разведчика»).

Разведчик выстоял и отказался работать на Японию — не имея необходимых для ареста улик, и под нажимом советской стороны японский генпрокурор был вынужден отпустить Мачехина.

«Между тем, благодаря Полякову, в распоряжении ЦРУ оказалось около 100 выпусков секретного журнала Генштаба «Военная мысль» и данные о новейшем вооружении Советского Союза.

Например, все тонкости создания и использования противотанковых ракет.
Данные от Полякова помогли американцам уничтожить это оружие, когда оно было использовано Ираком во время войны в Персидском заливе в 1991 году». (Из книги Олега Смыслова «Предатели и палачи»).

В начале 1979 года сеансы связи между шпионом и разведуправлением США перешли на новый технологический уровень: американцы передали Полякову портативный импульсный передатчик, на котором можно было печатать и шифровать большой объем данных, а затем за три секунды передавать их адресатам.

У новинки был один минус — радиус действия составлял всего лишь 100 метров. Поэтому шпион ездил на троллейбусе мимо американского посольства и, улучая подходящий момент, передавал информацию.

При этом советские контрразведчики фиксировали сигнал, но не могли определить, откуда он поступал.

А в декабре 1979 года Поляков вновь вернулся в Индию в качестве военного атташе при посольстве СССР. Он сообщил об этом в ЦРУ через очередной тайник, расположенный внутри полого кирпича, забрызганного цементом.

Кирпич шпион положил под указатель на 81-м километре МКАД.
Кроме сообщения, внутри кирпича находилось пять катушек фотопленки с секретной информацией.

В Индии Поляков получил должность старшего оперначальника разведаппаратов ГРУ Генштаба в Бомбее и Дели, а затем стал курировать стратегическую военную разведку в Юго-Восточном регионе.

Продолжение следует …


Рецензии