КрымНаш 2021. Евпатория

   
В санаторий вернулись очень поздно. Утро, поляна перед санаторием, зарядка с инструктором:
– Зажать правую ноздрю – дышим, а теперь левую, – дышим! Поднимите руки – кто из вас переболел КОВИДОМ? – О, как! большинство! Значит, так – не жалеем себя, не жалеем! Закрыли глаза и подняли правую ногу (как цапли на болоте) – держим равновесие!
– Дама в синем трико, не заваливаемся на соседа.– Понимаю, что не сосед, а муж… так ведь никто и не претендует на него…
– Товарищи, помогите даме что напротив меня подняться с газона, аккуратнее, не рывком.
– Всем оставаться в пределах круга, не топчем, не топчем траву, это вам не футбольное поле!
– Отступаем друг от друга на шаг – держим, держим дистанцию.
С каждым утром кружок «физкультурников» увеличивается и, думаю, – не в последнюю очередь за счёт чувства юмора нашей колоритной инструкторши.
   Сегодня весь день посвящаем процедурам, вот лишь краткий перечень: Аппаратная физиотерапия на тазобедренный и коленный суставы. Сидя – вихревые, термальные ножные ванны: температура воды + 37град. С разрешения медсестры делаю фото Игоря, сидящего по ягодицы внутри «большого унитаза». Вид у него при этом – довольный и даже счастливый! Магнитотерапия на шейно-грудной отдел и т. д. и т. п.
На процедурах находимся «плотно»– до самого обеда. Игорю нравится лечиться (он называет это оздоровлением). После обеда насытившаяся и оздоровившаяся публика пребывает на санаторный пляж: молодые пенсионеры (лет шестидесяти) плавают вдоль берега, дамы более солидного возраста принимают солнечные ванны. Мамаши с детками кормят стаи чаек, нахально отбирающих «законные» крошки у голубей. Два пацана откопали в песке глубокую яму и пытаются ведёрками наполнить её морской водой:
– Мама, Гришка обрушил мой берег, не пускай его ко мне! Я сейчас запущу сюда лодочку, пусть плавает… В ответ Гриша ревёт, размазывая сопли: – Ты дуляк, дуляк.
   Прошлись с Игорем по берегу: неухоженность, кучи гниющих водорослей, ржавые остовы эллингов. Дальше пляж «газпромовского» санатория: новенькие лежаки, музыка, занятие с инструктором. На стоянке автобус, доставивший отдыхающих (основная территория в центре самой Евпатории).
В такой последовательности в основном протекает наш отдых: вечером на первом этаже танцы-шманцы, танцуют в основном дети, иногда к ним присоединяются две-три семейные возрастные пары. Боже! Что за удовольствие наблюдать, как скользят они в «древних» ритмах довоенного танго! Очень не молодые кавалеры шаркают, не отрывая подошв от пола, далеко отведя в сторону сцепленные пальцы партнёрш. При этом, трогательно не прижимаясь (на отдалении), округло обнимают даму за талию. Не танцующая публика с умилением смотрит и на неугомонных скачущих деток, и на танцоров, выписывающих давно забытые «па».
   У нас остался ещё один свободный от процедур день, решили посвятить его знакомству с Евпаторией. Кое-что наметила посетить ещё при подготовке к поездке: исторический квартал – «Новый Иерусалим»; пройтись по набережной Евпатории – остальное по «ходу», за что зацепится взгляд!
О том, что Евпатория – это специальный детский город-курорт, знала от своей одноклассницы Галки Чупруновой, её старшая сестра жила и работала там в молодости. Я немного завидовала Галке, ведь она ещё в детстве побывала и не раз на море. До поездки никогда не интересовалась географией этого места. Теперь попробую коротко изложить – что там и как.
   Епатория (совр.) или Керкинит (антич.), или Кезлёв ; Козлов (крымскотат.) существует 25 веков (2500 лет). Последнее совсем непонятно, при чём здесь козлы?.. Предположу, что стада их скакали по этой степи… Оставив козлов в покое, идём дальше, ибо, как говорит санаторный доктор Копейко: «главное без фанатизма». Учитывая расположение – то есть, залив и мелководную гавань – здесь кто только не жил… Поначалу конечно «степняки» – хазары и печенеги. А потом пошло-поехало: греки; ханские татары, великороссы и малороссы; просто караимы (тюрки) и караимские евреи. Имя городок получил в честь греческого царя (или царицы) Евпатра, что с греческого значит Благородный (ая).
   Вот сейчас мы выходим из нашего санатория «Приморье». Когда-то давным-давно, этот «кусочек» древней земли добрый сын – царь Николай Второй, подарил своей матушке (немке по национальности Александре Фёдоровне). Так как я плохо запоминаю даты – случилось это приблизительно, в 1900 году. Не мудрствуя лукаво, Николай Второй назвал это имение «Царская дача». Но потом случилась очередная война и вместо дачи, здесь расположился госпиталь. При СССР в 1960 годы – за год до полёта Гагарина, землю окончательно закрепили за санаторием «Приморье». В данный момент, то есть 29.09. 2021 года, мы идём по набережной Евпатории. Погода сегодня не балует – с моря дует «прохладный» ветерок, куртки с капюшонами оказались весьма кстати. Большинство кафешек закрыты, гуляющих вдоль моря можно по пальцам пересчитать. Впереди, прямо на ступеньках к морю, чья-то огромная скульптура… кто такой, не знаем – сидит, вытянув ноги…
Море словно гигантскую щепку качает на волнах длинный волнолом (он составлен из пластиковых «планок»). Это как раз то, что нужно мне! Осторожно, чтобы не соскользнуть в воду, продвигаюсь, почти до середины… широко расставив ноги – держусь, держусь! Но пенные гребешки волн всё же добрались до моих ног. И тут слышу с берега:
– Это Геракл, слышишь, отдыхающий Геракл, – кричит Игорь!
– Ну и фиг с ним! Сфоткай меня, смотри, какая смелая! Вокруг меня стихия!
   И тут солнце сделало нам подарок, разорвало низкую облачность (причём лишь в одной точке над морем) и на серых волнах заискрилась россыпь серебра – красота!
– Два кадра есть, это третий – Игорь в восторге, – Ты в море, я у ног Геракла на набережной Евпатории, и добавил: Не понимаю, он то что здесь забыл… сидел бы у себя на Олимпе.
– Всё же очень просто, у Куприна в рассказах много рыбаков с греческими фамилиями, оканчивающимися на «и». Они до сих пор в Крыму живут, как я теперь их называю русские-греки. Скажешь, так именовать ; вольность… да, но ведь основанная на реальных фактах: помню в Марокко (2010 год) украинки называли себя русскими, мой одноклассник Жорка Папст откликался на русского-немца, сосед на малой Родине Лиепеньш – русский латыш, а про евреев вообще умолчу соседка Муся Ливиева, её брат Гаррик, они теперь только Маша и Гриша. И это нормально– мы «дети одного гнезда» (без пафоса).
– Да, я согласен с тобой, но может быть, отправимся «исследовать» Евпаторию-Керки… (кажется, правильно запомнил)?
   Супруг не любит бесцельно бродить, но у меня есть план!
– Пока не начался дождь, давай сфотографируем всё, что есть интересного на центральной аллее, а потом в Новый Иерусалим, согласен?
–А что, есть варианты, ты всё равно потащишь смотреть то, что задумала…
   Коротко о «центральном» проспекте Евпатории – обычная такая «барахолка», встречающаяся во всех южных городах.
Пешеходная (прогулочная) зона – справа и слева ограниченная торговыми павильонами (с непременным китайским ширпотребом). Поездив по другим «странам-океанам» везде наблюдала то же самое. Не залезая в дебри экономики… такое ощущение, что Китай ; это гигантская фабрика ширпотреба для всего Мира… да и не только! Вот в маркетах Коломбо торгуют расфасованными китайскими мандаринами (мельче которых я не встречала нигде) и это в благодатной стране, где кажется, воткни палку в землю и она зацветёт.
– Слушай, я придумал лозунг – «Слава китайским трудящимся – самым трудящимся во всём Мире!!!».
– Истину глаголите, сын мой! Помнится, не раз говорила, что вам удаются краткие формы.
   Солнце, всего лишь раз подмигнув сквозь разорванную облачность, скрылось и, кажется, надолго. Не спеша, уворачиваясь от ребятни на великах и самокатах, идём в сторону старого квартала.
Прощай любимый город,
уходим завтра в море,
и ранней порой мелькнёт за кормой
знакомый платок голубой…
Это парни в тельняшках с надрывом в микрофон. И совсем рядом с ними:
Американ бой, уеду с тобой…
Подпевают девчонки подросткового возраста, стоя на одном месте (так сейчас модно танцевать) и трясут пальцами в такт.
Повальная такая забава в курортных городах – «караоке на улице». Неожиданно из недр летнего ресторана, перекрывая всё и вся, несётся рык «звезды шансона» Григория Лепса:
Только рюмка водки на столе!
Молодые мужчины, обнявшись, пританцовывают в «кружок», лихо вторят вслед за Лепсом:
Этой молодой луне…
Игорь, стараясь перекричать «самодеятельность»:
– Я вот подумал, оно может быть и к лучшему, что мы решили сегодня пойти на экскурсию в старый город. Давай, по-быстрому «проскочим сити-набережную», и минуя торговые точки, просто погуляем. Видишь, огромную голову в шлеме впереди, неужели – сам дядька Черномор! И тут совсем рядом:
От улыбки станет всем теплей,
И слону и даже маленькой улитке…
Оказалось, что «голова» на входе в детский парк анимации – дети там носятся и визжат как «чумовые». А потом мы вдвоём запечатлелись на фоне «тщедушного» фонтанчика. В самом конце проспекта «статуй из цельного дерева», очень напоминающий Робинзона Крузо, но почему-то без Пятницы.
Игорь осмотрел весь памятник – (разъяснения нет). Кто он такой и почему здесь стоит неизвестно. Больше ничего интересного не встретилось.
   Современная набережная незаметно перетекает или скорее втекает в исторический квартал Евпатории. И первое, что встретилось (о чём мы к своему стыду не знали) мемориальная табличка о легендарном охранном редуте, который возглавлял совсем не степняк-татарин или караим и даже не грек-мореход а наш коренной русак – Александр Васильевич Суворов!
Не помню у кого, читала я байку о том, что на Суворова писались доносы: «де – омусульманился барин»; а следом очередной донос – слишком громко Александр Васильевич поёт в православном церковном хоре». И тех и других, возможно, смиряло то, что Суворов защитил от турок их Родную землю. Здесь же неподалёку установлен бюст последнего царя – Николая Второго (неизвестно в связи с каким историческим событием).


Рецензии