2. Записки лектора. Гастроли

2. Записки лектора. Гастроли

Однажды я был вызван в райком партии, где мне, начинающему лектору, было предложено поехать в составе агитбригады в подшефный сельский район в связи с тем, что приближалось сразу два праздника: День Конституции и День работников сельского хозяйства. Я согласился, хотя моего согласия никто и не спрашивал.
Ехать предстояло завтра утром, и вся группа была собрана на инструктаж. Он состоял из поучений: как себя вести, как одеваться, что говорить и чего не говорить... Можно было подумать, что мы отправляемся за границу в капиталистическую страну. Разумеется, никто ничему не перечил, все слушали внимательно.

У меня, правда, возникло сомнение в том, что надо обуваться по-городскому, а не надевать сапоги. Весь мой предыдущий деревенский опыт говорил об обратном, тем более что выступать, как я знал, придется и на фермах, куда без сапог не пройти. Я, единственный из всей бригады, рискнул нарушить этот запрет и надел кирзовые сапоги. В результате, когда требовалось отправить лектора на ферму, посылали всегда меня.

Наша агитбригада состояла из лекторов и артистов. Я очень благодарен судьбе за то, что она свела меня, хотя и ненадолго, с такими интересными людьми. Среди лекторов, как правило, молодых учёных, были специалисты по лекарственным травам, по народным обычаям, по внеземным цивилизациям, по истории, по политике, по различным наукам... Их лекции были вполне доступны, но при этом очень интересны!
Особенно запомнился чудак, с гитарой в руках, читавший лекцию "Современная самодеятельная песня". Он, единственный из лекторов, принимал участие и в концертах.

Артисты представляли не меньший интерес. Я отвел душу, слушая целую неделю их песни под баян. У меня сложилось впечатление, что некоторые из них обладали очень высокими вокальными данными и могли бы при более удачной судьбе петь не в сельских клубах, а на центральном телевидении. Впрочем, чем для настоящего артиста плох сельский клуб? Аплодисменты, которыми награждали благодарные сельчане наших певцов, многого стоят!

Однако, к сожалению, большинство артистов имели слабость, столь характерную для нашего отечества. За завтраком для поправки им необходимо было выпить хотя бы граммов по пятьдесят. Тем более что предстоял утренний концерт. За обедом - само собой. Перед вечерним концертом - святое дело! А после вечернего концерта уже вся бригада садилась за стол. До антиалкогольной кампании было ещё далеко!..

В первый день наших гастролей в гостинице, куда поселили нашу бригаду, был устроен небольшой банкет. Лектор широкого профиля Борис, успевший стать душой компании и единогласно избранный тамадой, встал и произнёс тост. В красноречии ему нельзя было отказать, и прозвучали заслуженные аплодисменты. За разговором налили по второй, и, хотя были ещё желающие сказать, опять начал говорить прежний оратор. Вторая его речь была не хуже первой.

Когда налили по третьей, один из членов нашей компании встал, и начал было говорить, однако Борис опомнился и мягким и одновременно твёрдым движением руки посадил самозванца на место, а сам произнёс очередной тост, который уже не был всеми по достоинству оценен... У многих из присутствующих было испорчено настроение, но они были достаточно воспитаны и не устроили скандала.

А Борис веселился от души, ничего этого не замечая. Он произносил тосты, пел, плясал, приглашал дам на танец... Порядочно набравшись, он начал допускать некоторые вольности по отношению к ним... Если не считать нескольких недовольных интеллигентов, то вечер удался на славу. Впрочем, он имел последствия, доставившие руководительнице группы небольшие неприятности.

Утром следующего дня группе артистов и нескольким лекторам предстояло ехать в село Бирюльку. Настроение у большинства было приподнятое, и все шутили: "Едем играть в бирюльки!" Заканчивалась уборка урожая, каждый погожий день был на счету, но по такому торжественному случаю, как приезд городских артистов, на час были остановлены комбайны, и механизаторы собрались на полевом стане.

Как я уже сказал, концерту предшествовал банкет, и многие участники (разумеется, не все, так как среди лекторов нашлись и непьющие) были либо с похмелья, либо навеселе. Конферансье, молодая артистка, по состоянию здоровья не смогла исполнять свои обязанности и осталась спать в автобусе. В этом не было ничего страшного, артисты могли объявлять сами себя, но неожиданно для всех исполнить роль ведущего вызвался Борис. Это и погубило концерт. Ведущий, не придя в себя после застолья, перепутал или забыл не только имена артистов и их номера, но и имена передовых комбайнёров, которых должен был поздравить...

- У вас работают два брата... вы их знаете. Сейчас для них споет... наша артистка песню.., - название он так и не вспомнил. Для того чтобы сгладить заминку, музыканты начали играть. Молодая певица уже начала петь "Старинные часы", когда Борис неожиданно прокричал:
- Старинное письмо!

Никто из присутствующих не удержался от смеха, который Борис принял на счёт своего остроумия. Ему казалось, что он ведёт концерт бесподобно...
Концерт этот имел неожиданное продолжение. Накануне отъезда возник переполох. Дело было так: первый секретарь райкома партии, объезжая поля, обнаружил стоящий комбайн и спящего пьяного комбайнёра.  Растолкав несчастного, он закричал на него:

- ..., почему ты пьяный?!

- ..., а почему бы мне и не выпить? - последовал ответ. - Вчера к нам приезжали артисты из города - все пьяные. Я чем хуже? Имею такие же права! Я Конституцию знаю.

По странному совпадению был как раз День Конституции. Что мог возразить глава района? Ничего. Но, уезжая, он взял с комбайнёра подробную объяснительную и дал ей ход. Известие об этом потрясло агитбригаду. Ведь во время инструктажа было сказано о запрете на выпивку. Посыпались возражения: мы были не пьяные, а с похмелья, да и во-обще почти все были трезвыми...

Было написано и увезено в местный райком опровержение, и как-то удалось договориться о том, что до обкома ничего не дойдёт. Когда всё было улажено, в Бирюльку отправилась делегация. Найдя с огромным трудом бедолагу-комбайнёра, артистка, настоящая конферансье, сказа-ла: "Какое же ты г...!" И делегация уехала.

Но это случилось только через несколько дней. А в тот день пред-стояло ещё одно важное событие. Вечером в районном Доме культуры в присутствии районного начальства, местной интеллигенции и передовых колхозников состоялось торжественное заседание по случаю Дня Конституции, на котором Борис читал лекцию на тему "Советская Конституция - самая демократичная в мире".

Вся наша агитбригада пришла послушать своего товарища. К этому времени он был уже в полном порядке. Лекция была хорошая, прав-да, немного скучная. Он говорил вещи всем известные и правильные. Иногда использовал закрытую информацию. С несокрушимой логикой Борис доказал, что ни один народ в мире не пользуется такими огромными правами, как советский, а значит, и не живёт так хорошо. В этом, впрочем, никто из присутствующих и не сомневался, по крайней мере, не подал виду. А если и слушали рассеянно, то по другим причинам: наступали холода и дожди, а урожай ещё не был убран. Эти проблемы заботили местное начальство больше, чем права и свободы...

А я сидел и с трудом удерживался от громкого смеха. Стоило толь-ко взглянуть в лицо лектора, как вспоминалось его вчерашнее и утреннее выступления! Давно я так не смеялся... Хотя к советской Конституции я тогда относился вполне серьёзно.


Рецензии
Увы, да, алкоголизм тоже позитива делам не добавлял. с уважением:-))удачи в творчестве.

Александр Михельман   09.01.2026 19:39     Заявить о нарушении