Предатели из спецслужб. Глава. 22. 6 Публицистика
Жизнь заключается не в том, чтобы иметь на руках сильные карты, а в том, чтобы иногда хорошо играть слабыми.
Джек Лондон (при рождении — Джон Гриффит Чейни) — американский писатель, общественный деятель, журналист, военный корреспондент.
Наиболее известен как автор приключенческих рассказов и романов.
После задержания Полякова раздели до нижнего белья, затем одели в спортивный костюм и обули в кроссовки без шнурков. После этого чекисты тщательно осмотрели его одежду, но ампулы с ядом при предателе не было.
Тогда Дмитрия поместили в СИЗО «Лефортово» и приступили к допросам.
Отпираться Поляков не стал и сообщил следователям места тайников на своей даче и в квартире.
Там оперативники нашли шифроблокноты, средства тайнописи, фотопринадлежности, инструкции и график связи с ЦРУ.
«Поляков назвал всех выданных американцам сотрудников советских спецслужб и кандидатов на должность заместитель резидента ГРУ из числа дипработников, а также перечислил отправленные американцам секретные данные.
Среди них были сведения о программе КГБ для вербовки агентов за рубежом, шифры, коды, а также информация о системе передачи данных от разведчиков-нелегалов в Центр.
Шпион был не против двойной игры с ЦРУ, но в КГБ на такой риск не пошли — побоялись, что опытный предатель сможет подать тайный сигнал американцам.
Поляков надеялся на то, что ему сохранят жизнь. Он хотел жить. Но никаких просьб, обращений, апелляций, слёз, тем более никаких проявлений слабости — ничего с его стороны не было.
Он держался очень уверенно и вёл себя достаточно откровенно на следствии». (Александр Духанин бывший начальник следственного управления КГБ СССР).
Следствие вёл и возглавлял оперативно-следственную группу подполковник юстиции А.С. Духанин, начальник отделения 2-го отдела, Следственного управления КГБ СССР, служивший до 1980 года старшим следователем военной прокуратуры Московского военного округа.
Закрытый процесс по делу Д.Ф. Полякова начался 24 ноября 1987 года с оглашения Г.И. Бушуевым обвинительного заключения, изложенного на ста восемнадцати страницах.
В нём, в частности, говорилось, что в результате длительного преступного сотрудничества со спецорганами США Поляков причинил существенный вред государственной безопасности и обороноспособности СССР, повлекший тяжкие последствия:
- Поставил под угрозу безопасность и жизнь 19 разведчиков-нелегалов, свыше 150 агентов, в том числе из числа иностранных граждан, находившихся в контакте с представителями советской военной разведки.
Большинство из них было осуждено к длительным срокам тюремного заключения, некоторые покончили жизнь самоубийством (Мейси, Дарк и др.).
- Значительно осложнил работу за рубежом более чем 1 300 офицерам военной и внешней разведки и ограничил дальнейшее их использование по прямому назначению. Из-за его предательства были арестованы полковник И.Д. Егоров, майор А.Е. Мачехин, многие выдворены из стран пребывания.
- Раскрыл заинтересованность Советского государства в развитии и совершенствовании ряда областей науки и техники. Затруднил оперативную работу ведомств по добыванию разведывательной информации и новейших технологий.
Создал спецслужбам противника возможности для подготовки дезинформации, ориентированной на советских специалистов, занимающихся разработкой военной техники…
Помимо собственного признания, Поляков изобличался в шпионаже показаниями 57 свидетелей, в основном разведчиков, которых он раскрыл американским спецслужбам.
После оглашения обвинительного заключения Главный военный прокурор Б.С. Попов сообщил, что поддерживает выдвинутое обвинение согласен со всеми приведенными в нем доказательствами и спросил подсудимого: раскаивается ли он в содеянном?
Ответ был следующим:
- Нет, не раскаиваюсь. Свое решение вступить в сотрудничество с представителями спецслужб США до сих пор считаю правильным. Сожаления об этом у меня не возникало, хотя знал, что человек я обреченный. Я полагал, что, жертвуя собой, я способствую предотвращению развязывания новой войны… (Подсудимый Поляков в судебном заседании).
Из книги полковника КГБ В.М. Чикова: «Вопросов к подсудимому было много: о его вербовке, о доверии со стороны спецслужб США, о материальном вознаграждении, о закладках тайников, о хранении шпионского снаряжении, о сборе секретной информации и способах ее передачи, об использовании радиотехнических средств и тому подобное.
В этом и заключалось исследование судом всех обстоятельств дела, доказательств и фактов, озвученных при оглашении обвинительного заключения.
Затем был проведен осмотр вещественных доказательств, изъятых при обыске в квартирах Полякова и его матери, в том числе инструкций по связи, тайнописных копирок, камуфляжей и контейнеров для хранения предметов шпионского снаряжения».
В последнем слове Поляков опять заявил, что он не враг своей Родины, и хотел лишь уберечь мир от новой мировой войны, а потому вину признает, но нисколько не раскаивается.
27 ноября 1987 года был оглашён приговор Военной коллегии Верховного суда СССР. Генерал-предатель Поляков был приговорён к расстрелу. Его прошение о помиловании было отклонено Президиумом Верховного Совета СССР.
Одной из причин своего предательства Поляков назвал стремление предотвратить ядерную войну. Косвенно его слова подтвердил и бывший глава ЦРУ Роберт Гейтс.
Он заявил, что, благодаря предоставленным Поляковым данным, в США поняли, что СССР не желает начинать ядерную атаку, а потому никаких превентивных мер Америке предпринимать не следует.
Кроме того, Поляков не скрывал, что на путь шпионажа его толкнула неприязнь к Никите Хрущеву.
«Задача моя заключалась в том, чтобы предупредить США о намерениях Хрущева и его внешнеполитическом курсе. Я с самого начала понимал, что отдаю свою судьбу и судьбу своей семьи в жертву своим убеждениям.
Но ничего не мог с собой поделать, чтобы остановиться от исполнения этого решения». (Из показаний Дмитрия Полякова).
Между тем известие о том, что генерал-майор Поляков — шпион, стало настоящим шоком для его семьи. Его сын, который тоже работал в ГРУ, не вынес позора и покончил с собой.
Ненадолго пережил его и отец: 27 ноября 1987 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Полякова к смертной казни — он был расстрелян 15 марта 1988 года.
В общей сложности предатель работал на ФБР и ЦРУ 25 лет, в течение которых выдал 19 разведчиков, 150 советских агентов, порядка 1 500 сотрудников КГБ и ГРУ, 25 ящиков секретной документации, а также раскрыл адреса явочных квартир в 25 городах США.
«Когда меня спрашивают, какой денежный ущерб Поляков нанёс стране, я всегда теряюсь. Это не миллиарды и не десятки миллиардов даже. Такой цифры просто не существует». (Николай Кондратьев историк спецслужб).
Спасти супершпиона Полякова пытался президент США Рональд Рейган лично. Во время своего визита в СССР в мае-июне 1988 года он предлагал советскому лидеру Михаилу Горбачеву обменять Дмитрия на любого советского агента, задержанного в США.
Рейган не знал, что Полякова расстреляли двумя месяцами ранее.
Из всех секретных агентов США, завербованных в годы холодной войны, Поляков был самым драгоценным камнем.
Продолжение следует …
Свидетельство о публикации №226010901785