Зимняя рыбалка. Крещенское омовение
Снег выпал только в январе».
А. С. Пушкин
Ах, как прав классик! Природа не устаёт удивлять. Осень давно сбросила убранство пышное, приготовилась встречать зиму морозную, да не тут-то было - взбунтовалась погода. Зима не торопится вступать в свои права положенные, а потускневшая осень и тоскливо - надоевшее межсезонье, кажется, никогда не закончится, и будто скорбь вселенская над землёй нависла. Слыханное ли дело - капризным декабрём набухают почки смородины, вишни, сирени и черёмухи, а розы, тюльпаны и люпины выбрасывают побеги новые!? Зима, удивлённая непредвиденной оттепелью, растерялась, отступила. Мороз спохватился, было, вспомнил о делах своих важных, и обсыпал землю снегом мокрым, молодую поросль погубил. Но, видать, так намаялся, что выдохся и ушёл на покой. Ну и дела! Откуда ни возьмись, набежало тёплое не по сезону солнышко, заглянуло в лесные закоулки, осияло озёрные забереги и растопило дедовы льдинки. А тут, печаль умножая, дожди хлынули - стылые, утомительно тяжёлые, и ну давай землю стегать, нещадно хлестать; град безжалостно бил юные деревца груши, сливы, вишни, даже мне больно стало. Не иначе - второй потоп пришёл: поникли дома отяжелевшие, плачут стёкла оконные, текут ёлки, осины, берёзы поникли промокшие. Сосны, давно распушённые, ждут ношу тяжёлую на плечи взвалить, а снега всё нет. Заждалась пашня мягкой перины, истосковалась земля по покрову снежному, неприкрытые озёра и реки потемнели - ждут одежды зимние. Всё кругом чавкает, булькает, хлюпает. С крутояра бегут потоки мутные, будто ранней весной несутся ручьи неудержимые. Чернотой зияет лес обнажённый, на произвол судьбы брошенный, Не успели пожухнуть травы зелёные, соком опять сочатся. По лесам не заснеженным, испариной и туманом забелённым, бродит зверьё полусонное. И человек в полудрёме, то ли спит, то ли в яви бодрствует?
Новогоднюю ёлку давно нарядили, огоньки зажигали, детей собирали, а подарков от Дедушки Мороза всё нет, силёнок у старика не хватает сугробы рыхлые навалить, горки заледенить. Стоит Дед на берегу моря – океана, пыжится, щёки раздувает, а проморозить не получается. Стучит посохом по тонкой наледи, по озёрной закраине, а ступить боязно, - провалишься.
Канул в лету старый год, новый подошёл, за ним и Рождество Христово, а зимы, как ни бывало; Крещение на подходе, а заморозков всё нет.
И вдруг в Крещенский вечерок зима очнулась от долгого сна, спохватилась – эх, пора на вахту заступать, стужу напускать, ветрам завывать, землю в полон забирать. Завьюжила, закружила позёмка, дружно ударили молодые морозцы. И пришли те самые крещенские морозы, о грехах человеческих напоминающие. И наступил в природе порядок. Тусклое небо очищается, обитель святая светом наполняется, звёзды очарованные в снежинках отражается:
Вдаль уходящий Млечный путь
Пролился белым молоком,
Обсыпал небо чистым серебром,
Он препоясал бездну крестным пояском
И землю осенил Божественным крестом.
Луна сочится звонким серебром,
И гроздья жёлтых звёзд пылают Божеским огнём,
И ангелы сверкают трепетным крылом.
Сегодня там, в небесном храме – торжества:
Свершилось таинство – крещение Христа.
Ночью снегопад занялся, метель заклубилась, хороводом снежинки завьюжились, земля обнажённая снегом пышным прикрылась, речные закраины ледком укутались, дороги припорошились, лесные тропки крупкой присыпались, присмиревшие леса вуалью ажурной принакрылись. Благодать небесная на землю опустилась.
Только озеро капризничает, насыщенное теплом осенним, не желает смириться, ледяную одёжку примерить, дыбится, озорует. Но вот и водица озябла, умерила свой пыл, прикрывшись промерзающей рябью. Дождалось озеро холода и покоя. Забереги да отмели наледью затянулись, застывшие закраины зазывают рыбаков ледок обновить, мелководные закоулки обловить. Пора, пора и нам на зимнюю тропу!
С рассветом, едва полыхнул луч зоревый, как мы с приятелем с ледобуром наперевес идём по ледку тонкому к местечку заветному, поворожить над лункой «счастливой».
Взору влюблённому- восхищённому открывается небывалой красоты Ладога величавая. Вы когда-нибудь видели, как парит, клубится остывающее озеро? Бурлит, клокочет, словно кипящий котёл, белёсые туманы причудливыми узорами в синеву небес тянутся, озарённые светом малиновым; позолотой солнечной разукрасился мой рай на земле. И нет милее этой райской обители!
Пробиваемся сквозь плотную стену осохшего тростника - рыбы любят укромные заводи. А там уж колдует бывалый рыбачёк - старичок, покрякивает, сам с собой да с рыбами разговаривает. К заманчивой отмели тянутся и другие рыбаки. Под ногами каша снежная чавкает, бурая промоина темнеет, коварное течение воду выдавливает, и без того чахлый лёд подтачивает. Тут-то и начались крещенские приключения.
Пришли мы на уловистое местечко за щуками, и они дали о себе знать, соблазнённые окунёвыми расправами с рыбной мелочью. Вслед за окушками и плотвой засеклась и солидная щучка, - упрямая, по сторонам мечется, на глубины кидается. Подтянул я леску покрепче, и увидел, как гуляют под лункой её бока пятнистые, подцепил багориком, и лежит теперь на рыхлом снегу моя соперница. Поединок с отважным противником принёс радостное волнение и приятную истому. Прихлёбываем ароматный чай из термоса, небывало вкусный на морозе, посчитываем улов, восхищаемся сюрпризами земного бытия.
Зимний день короток: надо пробежаться по старым лункам и домой. Только тронулись в путь, как под ногами затрещало, лёд подломился, и в мгновение ока рыбачёк рухнул в объятия водяного, благо - студёной водицы всего-то по пояс, да и морозец сегодня добрый. Омовение в ледяной купели как раз вовремя - в самое Крещение, так сказать, наяву соприкоснулся со священнодействием. Вот чудеса-то какие бывают!
Яркий день окунулся в алый сок брусничного заката. На фоне багряного горизонта шагают несказанно счастливые рыбаки, довольные хорошим трофеем. Под ногами трещит - хрустит ледовая тропинка к дому родному. Вечерняя заря гаснет, ветер замирает, сумрак небо заволакивает, тяжёлым покрывалом землю кутает. Шаги рыбаков - смельчаков в ночной тишине стихают.
Я сегодня повенчался с чародейкой – зимой, принакрытой застывшей, ажурной фатой. Подтрунивание приятеля да закоченевшая одёжка напоминают о крещенском омовении.
Свидетельство о публикации №226010901837