В зоне СВО. Приграничный регион

                Вместо предисловия

    Еще в  22-ом году, в первый раз отправляясь в приграничные районы Белгородской области, одной из задач, которые я ставил перед собой,  была задача написать о своей поездке статью в городскую газету. Тогда всю информацию мы получали из центральных каналов телевидения. На местном уровне информации о происходящем фактически не было. Статья «Операция Z»  стала, по сути,  первой статьей о приграничье, и в какой-то степени об СВО, в нашей городской газете «Беловский Вестник». Потом была «Горячая точка» и вот теперь «Поселок» (название статьи  изменено). В этом мне помогал главный редактор и давний друг моего отца Владимир Николаевич Голубничий, он и редактировал статьи так, чтобы они вышли в печать.  Кстати названия подзаголовкам давал тоже Владимир Николаевич. Оставляю этот свой репортаж таким, каким он вышел в газете, не будут только указаны названия населенных пунктов и  будут изменены имена людей, которые будут упоминаться в статье.
      
                Газета «Беловский Вестник».

                Приграничный поселок (название изменено)

     Дважды с начала СВО мне довелось побывать в приграничных районах Белгородской области- в мае 22-го года, и в мае 24-го. Об этом «Беловский вестник» рассказывал в прошлых своих выпусках.   В этот раз, ехать в какие либо приграничные с Украиной регионы я не собирался, но получилось иначе. Я снова туда поехал.  На этот раз мне пришлось побывать в Брянском приграничье. Непосредственно в зоне проведение СВО, у самой «ленточки», в небольшом приграничном Поселке. Более того поехал я туда не один, а поехали мы вместе с женой, которую тоже кстати зовут, как и меня, Евгения. Именно там участок границы прикрывает батальон, в котором служит  наш сын Илья.
 
                Призвала Родина.

     Вопрос служить или не служить в нашей семье не обсуждался. Где служить и в каких войсках,  никто не выбирал. Куда Родина пошлет. Родина отправила в Восточный военный округ. Сначала учебный танковый полк, потом танковый батальон мотострелковой бригады, участие командиром танка в Параде в честь Восьмидесятилетия Победы, а дальше прямо после парада на полигон. Подготовка в качестве мотострелка и следование к дальнейшему месту службы в Брянскую область. Теперь уже ни для кого не секрет, что в Белгородской, Курской и Брянской области границу России защищают, в том числе и солдаты срочники.
  «В Белгородской области, Курской, на тех территориях, где Вооруженные силы традиционно стоят, обеспечивают безопасность, конечно они там присутствуют, и значит они в случае угрозы должны выполнять свой священный долг перед Родиной и защищать Отечество»,-сказал Путин 13 июня этого года на встрече с военными корреспондентами, отвечая на вопрос о солдатах срочниках.
 
                Не было бы счастья, если б не бациллы
   
      Первый раз, когда Илья нам позвонил оттуда, то категорически запретил к нему приезжать, даже взял с меня обещание, что я к нему не поеду. Я  пообещал, только он мне  не поверил, хотя ехать туда,  для того что бы просто повидаться действительно не стоит. Человек выполняет боевые задачи, и отвлекать его не нужно.  На вопрос где он служит, в каком районе, какой населенный пункт он не говорил. Ребята вообще говорили родителям кто что выдумает. Один говорил, что он остался в части, командировку отменили, другой, что стоят они в 100 километрах от границы, третий, что вообще находится на границе с Финляндией. Мы уже сами узнавали через родительские чаты и через Брянских волонтеров, кто и где находится. Выходить на связь с родителями солдатам можно было раз в неделю, если позволяла обстановка. Связь в приграничье глушилась и оставляла желать лучшего, в целях безопасности это оправдано. Родителям вполне достаточно получить информацию, что все нормально, жив здоров. Мы бы и не поехали, если бы Илья вдруг не позвонил и не сообщил, что его с  температурой на несколько дней положили в обычную поселковую больницу. Поэтому, переглянувшись с женой, мы решили ехать.  У меня появился повод для поездки. Я, было, заикнулся, что это не прогулка и поездка в приграничье достаточно опасное мероприятие, и ехать ей не нужно, но она так на меня посмотрела, что я только махнул рукой.
 
                Три раза по четыре- и в Брянске

      Вылет из Кемерово до Москвы был задержан на 4 часа. Столько же занимает сам перелет. Мы предусматривали возможные задержки,  когда по интернету  покупали билеты из Москвы на Брянский поезд, и это было правильно. Как потом узнали из ленты новостей, в этот день силы ПВО отражали налет украинских беспилотников на Москву, перехватив их где-то над Калужской областью. На вечерний поезд мы успевали в любом случае. От Москвы до Брянска поезд идет тоже 4 часа. Вылетев рано  утром из Кемерово, вечером мы были уже в Брянске. Там был уже совсем другой мир.
      В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 11.08.2025 Брянская область входит в перечень территорий субъектов РФ, прилегающих к районам проведения СВО.
    Первое, с чем столкнулись, так это то, что водитель заказанного «Яндекc Такси» поинтересовался куда нам ехать? – Так и работаем, куда ехать и сколько стоит поездка спрашиваем у пассажиров, в городе на улице интернета нет, только  через роутер и вай фай,- пояснил он нам. Гостиница в Брянске у нас была заказана, перед поездкой к границе нужно было элементарно отдохнуть. Следующий день у нас ушел на то, что бы определить детали поездки.

                Минимальная скорость маршрутки- 100 км. в час

   От Брянска до  Поселка около двух с половиной часов пути. Поселок стоит среди знаменитых Брянских лесов. За городом на свободных участках безопасная скорость , это когда больше 100 километров в час.  Здесь она определяется не дорожными условиями, а возможностью уйти от дрона в случае необходимости. Внешне войны не видно,  только по разговорам пассажиров маршрутки можно понять, что она совсем рядом. Дорога от Поселка через районный центр на Брянск является ниточкой связывающей поселок с «Большой землей». Тут нельзя не рассказать о  маршрутке, совершающей рейсы  между Поселком и Брянском, и о водителе этой маршрутки. Невысокий мужчина лет 55-60, седая шевелюра, такие же седые усы. Он располагал к себе первых минут. С пассажирами знакомыми и незнакомыми легко вступал в разговор, многих пассажиров он знал. По пути на остановках, кто -то садился, кто -то выходил. На переднем сиденье рядом с водителем ехал пожилой мужчина, по всей видимости, один из его давних знакомых. Интересно было слышать их разговор. Обсудили они и домашние дела, и погоду, и международную обстановку. Вспомнили и Чубайса с Собчаком, и Макрона с Евросоюзом. «На колени они нас решили  поставить? Санкции ввели? Оружие туда поставляют? – Не выйдет!». Они были единодушны во мнении.

           «Хлопцы, бейте его, что бы в огород ко мне не залетел!»

     Скорость, с которой неслась по дороге маршрутка, и уверенность этих двух людей поднимали настроение.  Вскоре пассажир вышел. Его место заняла женщина лет 50-ти. – Ну, что как дела?- поинтересовался водитель у пассажирки. – Ой, и не спрашивайте. Опять дрон прилетел. Тут все ночью  они летали, а этот днем, да низко так над домами. Ну, ребята по нему с автоматов стрелять начали, а бабулька соседская, в огороде картошку копает. Кричит им : - Хлопцы, давайте бейте его, что бы в огород ко мне не залетел. И смех, и грех с ней. – Ну, так что? Сбили?- поинтересовался водитель. - А как же, за огородом и упал,- кивнула женщина и тут же. – Говорят, готовятся они на той стороне. Ну как попрут? Вдруг как в Курске получится?- повернулась она к водителю. – Не попрут! Ребята стоят! В крайнем случае, всех вас вывезу, или все вместе партизанить уйдем.  В его голосе не было и тени бравады. Я  думаю, такое общение водителя с пассажирами было не случайным.  Делая свою работу, он делал и то, что считал нужным, подбадривал людей, которым нелегко жилось в приграничье в условиях обстрелов и атак дронов. Этот человек вселял в них уверенность, что все будет хорошо. Ребята на границе выстоят, а в крайнем случае он всех вывезет в безопасное место. Он передавал свою уверенность пассажирам.

                Волонтер Татьяна

     Брянская область граничит с Черниговской и Сумской областями Украины. Приграничье это, усиленные блокпосты, огневые точки, позиции, оборудованные по всем правилам фортификации, «зубы дракона». Все это здесь присутствует. После событий в Курской области вопросам укрепления приграничных районов уделяется самое серьезное внимание.   Становится понятно, что мы едем фактически к линии фронта.  Роту, в которой служит Илья, курирует, если так можно выразиться, волонтер Татьяна со своей группой. Плетут маскировочные сети, помогают всем необходимым, она же является админом группы и связующим звеном, между родителями и солдатами.
       – Да вы с ума сошли, - только и сказала Татьяна, когда Женя связалась с ней по телефону и сообщила, что мы едем в Поселок. И уже по деловому, – Быстро скидывайте мне данные паспортов, на блокпосту, я вас встречу. – Приедете, я вас еще и поругаю,  что не сообщили заранее. Татьяна уже не удивлялась, сразу чувствовалось, что она человек дела и привыкла действовать по обстановке. На блокпосту, когда маршрутка остановилась,  в салон для проверки документов зашел один из военных. Несмотря на то, что почти всех пассажиров он знал в лицо, документы проверял у всех. Когда очередь дошла до нас, он кивнул нам поприветствовав: - Проходите за мной, вас встречают,- произнес коротко, возвращая нам паспорта. При выходе другой боец, во время проверки документов остававшийся снаружи и осуществлявший страховку вежливо подал Жене руку и помог выйти. – Ну, вы и рисковые люди,- Татьяна уже обнимала Женю как свою подругу, -  садитесь, - распахнула она дверцу своего старенького микроавтобуса. По пути засыпала нас вопросами, и  одновременно сама рассказывала о жизни в Поселке, и о жизни солдат над которыми жители взяли шефство с первых дней СВО.

                В приграничной полосе всё и все ближе

      Всего  несколько минут – и вот уже аккуратное одноэтажное здание поселковой больницы. Ухоженный больничный двор, беседка в тени могучих дубов, река Десна прямо за больничной территорией, и граница, которая тут же рядом. Илья был уже здоров, оставалось только закончить курс лечения, и снова в расположение. Больных в больнице кроме Ильи,  были один дедушка и одна бабушка. Врачи и медсестры встретили нас как старых знакомых. Приятно было слышать, что они хвалили Илью. Мы планировали побыть в Поселке с Ильей несколько часов, и вечером вернуться в Брянск, а на следующий день снова приехать.
     – Никаких поездок, сказала нам  дежурный врач Елена Анатольевна, когда узнала о наших планах. – Палаты свободные, сейчас вас заселим и никуда ехать не надо. – Если конечно не боитесь,-  добавила она,- а то у нас тут «громко» бывает.
     Естественно мы с радостью приняли предложение.  За время нашего пребывания, «громко» не было, ну или почти не было. Несколько автоматных очередей на заставе, далекое уханье гаубицы, гул в небе, через какое-то время, на это перестаешь обращать внимание.
         Нам не только предоставили ночлег, а еще и накормили и обедом и ужином и завтраком. Наверное, война вносит свои коррективы в жизнь людей. Исчезают условности и надуманные установки поведения, и остаются обычные человеческие отношения. То, что было, когда то, во времена СССР.

                Чудо-церковь, чудо-люди

     Теперь у нас было достаточно времени, что бы пообщаться с Ильей. О войне и СВО мы не говорили. Проводили время за разговорами сидя в беседке, или прогуливаясь по больничному двору и вдоль реки. Лечащий врач Ильи, Татьяна Владимировна, была в отпуске, но ежедневно приезжала в больницу узнать о состоянии своих пациентов.
      Все с кем мы встречались, удивлялись, что мы приехали, «аж из Сибири». – А вы молодцы, не побоялись к нам приехать, - часто говорили нам, и чувствовались в голосе людей уважительные нотки.  Это они нам говорили. Нам, которые приехали на день-два, а сами-то здесь 365 дней в году! А с начала СВО уже более 1300 суток! Вот где и мужество, и стойкость, и братство военных, волонтеров и местных жителей!
       « В 23-ем году, нас сильно обстреливали,- рассказывали нам наши новые знакомые. - Танк бил по поселку и миномет. Мы слышим «выходы», а через несколько секунд «прилет». Несколько человек погибло, дома, постройки пострадали. Но ребята танк быстро отогнали, а вот миномет сделает несколько выстрелов и меняет позицию, но и его накрыли.  Некоторые люди тогда, в основном с маленькими детьми уехали.  Есть вещи на войне, которые иначе как чудом объяснить нельзя.  По церкви Николая Чудотворца, которая находится в Поселке, ВСУ прицельно били из миномета, и из десяти мин разорвавшихся во дворе церкви, ни одна не попала в храм».

                «Не пройдут! Ребята стоят!»

       То, что у нас многие города носят звание Город Воинской Славы, известно всем, но то что есть Поселки Партизанской Славы,  знают наверное немногие. До нашей поездки я об этом тоже не знал. Оказывается, Поселок  удостоен  этого звания. Может быть, поэтому и люди там особенные. Они не уехали из Поселка, а продолжают жить и работать. А еще помогать нашим военным, которые стоят на границе. Нам трудно представить, когда во время непрерывного обстрела врачам скорой помощи приходится оказывать помощь раненым. Когда под обстрелом работники РЭС устраняют обрывы линий электропередач, как под обстрелом приходится работать пожарным. Так не должно быть, но так есть, в Брянской, Белгородской, и Курской областях.  Об этом ежедневно сообщают каналы центрального телевидения. Слова «Ребята стоят!» я, как гарантию защищенности, слышал неоднократно. Так во время нашего разговора  муж  Татьяны Владимировны,  то же говорил : «Не пройдут! Ребята стоят! И у нас здесь болота кругом. Сюда даже немцы не смогли сходу зайти». Говорил он это абсолютно спокойно, без какой либо наигранности.
        Два дня мы пробыли в Поселке. Время пролетело незаметно, пора была прощаться. Вся наша поездка заняла всего пять дней. За пять дней мы побывали в зоне СВО и снова вернулись туда, где нет прилетов, и не объявляют ракетную опасность. Мы живем в условиях мирной жизни,  там  живут в условиях войны, но все мы надеемся, что война закончится и наступит мир. А пока ребята стоят, потому, что за их спиной Российские поселки и города, такие же, как этот маленький Поселок, дедушки и бабушки, и люди которые в них верят.

                *********

  Мы были в Поселке с 11 по 13 августа, а через некоторое время после нашего отъезда Поселок  подвергся сильнейшему обстрелу со стороны ВСУ. Удар был нанесен из реактивных систем залпового огня. В Поселке нет никаких военных объектов и военнослужащих. ВСУ били целенаправленно по пятиэтажкам и частному сектору, по мирным людям. И это отозвалось в нас особой болью, ведь за несколько дней мы почти сроднились с волонтером Татьяной, врачом Еленой Анатольевной, водителем маршрутки и другими жителями приграничья.
         
                Евгений Костюра,
                Владимир Голубничий,
                редактор очерка.               
               
                Вместо эпилога.

    Сейчас Илья дома. В ноябре уволен из рядов ВС  по окончании срока службы. Пришел с медалью. Если читателю интересно, приходилось ли ему стрелять? То да, приходилось. Стрелять ему приходилось по дронам противника.  Ну вот, как то так. Всем Мирного неба над головой.


Рецензии
Добрый вечер, Евгений! Спасибо за интересные репортажи из практически "горячих точек". Они очень нужны.
С самого начала СВО руководство страны старается не вовлекать народ в происходящее. Пусть энтузиасты воюют, а вы живите как раньше жили.
Только так не получится. И Вы правильно показываете, что творится на самом деле.
Всем мирного неба!

Владимир Курочкин   11.01.2026 20:45     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Владимир! Когда вышла первая мая статья в газете, в этот же день мне позвонил председатель Совета Ветеранов комсомола с вопросом, что нужно отправить бойцам на СВО, в этот же день они начали собирать деньги и закупать. Потом он снова мне позвонил, никто не знал как это отправить. Ни администрация, ни Единая Россия не знали как. Тогда я вышел на Росгвардейцев, мы отвезли все сводному отряду убывающему на СВО. И только потом волонтерское движение стало масштабным, а тогда по ТВ уверяли, что армия обеспечена всем необходимым. Простые люди среагировали на ситуацию быстрее чем государственный аппарат, народ дал время государству перестроится на военное время. Не перестаю удивляться нашим простым людям.
Еще раз спасибо за отзыв!
С уважением!

Евгений Костюра   11.01.2026 21:29   Заявить о нарушении
Я тоже не перестаю "удивляться". Но по другой причине...

Роман Огнев   12.01.2026 03:46   Заявить о нарушении
Ну вот, опять Огнев нарисовался.
Роман Огнев, вам к психиатру, ночью спать надо.

Евгений Костюра   12.01.2026 04:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.