Общественное конструкторское бюро II

РАСШИРЕННЫЙ РАССКАЗ

Володя Козак был инициативным и энергичным студентом, за что его уважали на факультете и по предложению деканата его выбрали секретарём комсомольской организации факультета. На 5-м курсе он женился на симпатичной студенке и вскоре у них родился ребёнок, но жена была очень ревнивой, ревновала к любой девушке, которая на него посмотрела или он посмотрел и, конечно, от этого у них были не простые отношения. Общественная деятельность Владимира отвлекала от супружеских неурядиц,и он значительную часть времени посвящал комсомолу. На 5-м курсе он получил распределение на работу в Специальное конструкторское бюро с опытным производством Института ядерной энергетики, с ним туда же получили распределение ещё три девушки и парень:  Игорь, Алла, Людмила и Татьяна. У сокурсников считалось очень престижным работать в таком институте, связанном с атомной энергетикой, поэтому радостные прибыли на место новой работы. Институт ядерной энергетики находился за городом в сосновом лесу в 2-х километрах от посёлка Сосны, в котором проживали сотрудники института. В отделе кадров их радушно встретили и дали направление в конструкторский отдел разработки главного контура и и вспомогательных систем АЭС. Зав отделом был в командировке, но оставил пожелание, чтобы двух парней и девушку направили в группу трубопроводной арматуры к Вячеславу Ивановичу, а остальных в сектор главного контура. С парнями всё было понятно, Володя и Игорь попали к Славе, но на каком принципе выбирать одну девушку из трех было непонятно либо волевым приказом, либо добровольным выбором девушек той или иной конструкторской группы. Естественно, возникла шутливо-игривая ситуация для девушек и неловкая для начальников групп. Для Славы-жителя Северо-Западного Кавказа свежи были воспоминания о невольничьих рынках, на которых девушек-черкешенок продавали в рабство в арабские гаремы, поэтому Вячеслав не долго думая, предложил бросить жребий, ничего другого ему не пришло в голову. Все согласились. Он взял три спички, одну надломил и прижал их между пальцами. Жребий достался Алле и все остались довольны, потому что Люда и Таня были близкими подругами и хотели работать вместе, поэтому попали в один конструкторский сектор.

Слава был парнем возраста около 30-ти лет, выпускник авиационного института, в СКБ он  ведущим по специальной трубопроводной арматуре АЭС и увлекался изобретательством, имел несколько авторских свидетельств на изобретения, и начальство к нему относилось с большим уважением.

В первый день молодые специалисты познакомились с коллективом конструкторов отдела, в котором все были молодыми людьми не старше 40 лет. Им предоставили рабочие места письменные столы и кульманы, на которых осуществлялись чертежные работы, чертежные и письменные принадлежности. Слава своих подопечных начал  знакомить с правилами чертежных работ, с конструкциями специальной трубопроводной арматуры для АЭС, которую разработало ЦКБ “Арматуростроения”, также сообщил, что им предстоит разрабатывать несколько новых типов арматуры, стенд для входного контроля арматуры, поступающих от заводов изготовителей арматуры и стенды для их испытаний на рабочем теплоносителе четырехокись азота.

Молодые конструкторы в первые дни осваивали правила выполнения чертежей простейших деталей, затем задания усложнялись по мере способностей каждого конструктора. Все молодые специалисты были достаточно сообразительными и даже девушка Алла, хотя Слава считал, что у женщин нет особых наклонностей к конструкторской работе. Во всём СКБ только одна женщина была ведущим конструктором и то жена главного конструктора СКБ.

Постепенно молодые специалисты освоились с новой работой. В первые месяцы Слава разрабатывал компоновочные чертёж со всеми важными размерами и распределял деталировку между своими конструкторам и подсказывал, как оформлять чертежи, расставлять размеры. На первых порах у молодых специалистов были ошибки, а ведущий конструктор терпеливо объяснял в чём была ошибка и как её исправить. Постепенно молодые конструкторы освоились с конструкторским трудом, а объем работы возрастал и порой приходилось оставаться после работы. Володя отличался большой скоростью разработки чертежей, Игорь – обстоятельно, вдумчиво конструировал, поэтому Вячеслав иногда ему поручал самостоятельно разрабатывать компоновочный и сборочный чертеж несложного изделия. Алла была надежным и безотказным сотрудником, чертежи ею выполнялись с высоким качеством графики и без ошибок. В это время в стране и СКБ царила атмосфера энтузиазма строителей коммунизма, и считалось нормальным оставаться после рабочего дня на пару часов без дополнительного вознаграждения. Молодые конструкторы обратили внимание, что Вячеслав Иванович не имеет наклонностей командовать, он предпочитал уважительное, доброжелательное отношение к сотрудникам, поэтому молодые конструкторы, также, как и остальные сотрудники отдела, звали его Славой, а женская половина отдела незамужних девушек проявляла к нему весьма теплые отношения. Но Слава был целиком поглощен работой и изобретательством, так как он не обращал внимания на флюиды женского внимания, вскоре оставили его в покое. Хотя слышали, что иногда по выходным он с друзьями посещал развлекательные заведения, но постоянной подруги у него не было.


Володя был очень общительным парнем, перезнакомился с  молодежью СКБ, которые заметили его организаторские способности и вскоре его избрали секретарем комсомольской организации. В это время по инициативе партийных органов и правительства СССР стало организовываться движение комсомольских молодежных коллективов КТМК, чтобы увлечь молодежь техническим творчеством и развивать у них организаторские, творческие способности. Владимир, как комсомольских вожак, показал Вячеславу Постановление о КТМК и предложил организовать в СКБ такой коллектив, решили на основе их конструкторской группы организовать “Общественное конструкторское бюро”. Руководство СКБ поддержало эту инициативу, чтобы ускорить работы по созданию АЭС, руководителем ОКБ назначили Вячеслава. С ОКБ заключались договора на выполнение срочных работ с соответствующей оплатой и работы существенно ускорились. На первых порах работали после основного рабочего времени и в выходные, потом немного подрабатывали и в рабочее время так, чтобы начальство не заметило, а оно закрывало на это глаза. У сотрудников ОКБ появились дополнительные заработки и начальство СКБ было довольно, что ускорились работы по направлениям, на которые в СКБ не хватало сил. В ОКБ царила атмосфера энтузиазма и юмора. Алла была объектом дружеских подколок, да и с сотрудниками других конструкторских групп также были дружеские отношения с шутками и смехом.

По праздникам устраивали застолья, Новый год отмечался с ёлкой, вырубленной в окружающем лесу и украшенной игрушками. На 8- марта выходили в лес, мужчины организовывали костёр и жарили шашлыки, а женщины оформляли праздничный стол с закусками и горячительными напитками. Праздненство продолжалось до позднего вечера, отъезд в город на городском автобусе с песнями и шутками. На следующий день вспоминали проведенный вечер в лесу, кто чего такого сказал или сделал смешного, что все смеялись, а какие пары уединялись в лесу, об этом не принято было говорить.  Бывало праздники проводили у кого- нибудь на квартире, с песнями и танцами.
Как бы то ни было, но общие вечеринки, действительно, сплачивали коллектив отдела. Практически такие традиции существовали на всех предприятиях, организациях и институтах всего Советского Союза.

Однажды, Володя узнал в отделе информации Института, что научные подразделения института готовятся к выставке на ВДНХ СССР своих разработок и хотели бы, чтобы СКБ также поучаствовало. Вячеслав решил подобрать из их разработок что-то ценное, нашлось только два несекретных изделия, которые можно было экспонировать на ВДНХ. Подготовили выставочные образцы и отправили в Москву, отдел информации попросил выделить одного конструктора, чтобы экспонировать работы Института и СКБ, Вячеслав предложил Володе эту роль, только чтобы хотя бы одно изделие получило медаль ВДНХ.

Володя отправился в Москву, там перезнакомился с сотрудниками ВДНХ, втёрся в доверие к администрации и по окончании экспонирования разработок Института администрация ВДНХ наградило несколько разработок медалями  ВДНХ, из них две награды достались Вячеславу и Владимиру, который с триумфом вернулся в СКБ и получил квалификацию инженера-конструктора II категории. В это время их завсектором пошел на повышение, а Вячеслава назначили на должность заведующего сектором вспомогательных систем АЭС и трубопроводной арматуры.

По инициативе Владимира был приглашен корреспондент республиканской, молодежной газеты “Знамя Юности”, в результате была опубликована хвалебная статья о наставнике Вячеславе. Так вылилась кипучая деятельность Владимира Козака в награды и статью в республиканской газете о деятельности Общественного Конструкторского Бюро.


Рецензии