Призрак

   Как быстро летит время! Казалось бы только вчера институт, студенческая братия, сессии, экзамены, зачёты, практики. Мы молодые, весёлые, энергичные и нам "море по колено". Интересно буквально всё: выставки, новые постановки, встречи. Мы в начале  творческого и жизненного пути. Заполняем, как пустой сосуд, наши души и мозги новым, ярким, познавательным - всем тем, что пригодится (или нет?) нам в профессии и в жизни. А каких людей встречали! И каждый, как драгоценный камень на дороге жизни. Кто-то рядом с нами, а кто-то уже далече. Но свет их яркой души горит из вечности и дарит нам теплые воспоминая от общения с ними.
   Вот, об одном таком человеке я и вспомнила недавно. В студенческие годы моя первая практика проходила в небольшом городке, в степи, в редакции местной газеты.  С жильём было сложно и меня поселили в один небольшой дом (обычая практика тех лет), в котором царила история. Хозяева замечательные и интересные люди: Иван Петрович и Анна Ивановна.
   После шумной и суетливой редакции, их дом встречал меня тишиной и уютом. До позднего вечера мы засиживались под большим оранжевым абажуром. Старик, подтянутый, сухопарый, явно с военной выправкой пожилой мужчина, соскучился по общению. Разинув рот, я слушала интересные рассказы о его прошлом, семье и в целом всей страны, рассматривала старые фотографии в альбомах. Ведь жизнь одного человека не отделима от жизни страны в целом.
    Анна Ивановна, напоив нас чаем, принималась за вязание. Слушая не по первому кругу эти рассказы, она улыбалась, кивала головой, временами дремала. А Иван Петрович с удовольствием вспоминал те или иные события прошлых лет, показывал фотографии. Они все были подписаны и разложены по альбомам, пронумерованным по годам. У меня перед глазами был настоящий интереснейший архив! Вековой пласт истории! Не одну книгу или очерк можно было бы написать. Я так была впечатлена его рассказами, что обещала воплотить в жизнь эту идею.
   Через несколько дней моя практика заканчивалась и я, простившись со стариками, окрыленная новой интересной темой, уехала домой. Помнится в дороге даже составила план и сделала наброски статьи. Но, как говорится, жизнь закружила, завертела и расставила всё по своим первоочерёдным делам. А черновики статьи при очередной уборке попадались на глаза, перечитывались и убирались в дальний ящик. Так пролетели лет пятнадцать-двадцать.
   Однажды, по работе я вернулась в этот городок. Небольшая поправка, на сегодня районный центр, с проспектами, гостиницами, магазинами, парками и кинотеатрами. Работая администратором в Госконцерте, сопровождала группу артистов, с кинопоказами, выступлениями, песнями и декламациями.
   И вот, после очередного выступления, засидевшись с документами до позднего вечера в гостиничном номере, моё внимание привлёк резкий звук - от сквозняка захлопнулась форточка. Я повернула голову и в дверном проёме увидела старика, лицо которого показалось мне знакомым.
   -Дел много? Закрутилась? И про меня забыла. А я, ведь храню и фотографии, и альбомы, и статьи для тебя.- Сказал он тихим грустным голосом.
   -Для меня? Где?
   -Вспоминай, вспоминай, вспоминай...- повторял он, исчезая.
   Такой же вечер, полумрак, тёплый, уютный дом, оранжевый абажур, на стене, над оттоманкой висит туркменский ковёр, на нём небольшая коллекция наградного оружия: сабля, кинжалы. По всюду картины и фотографии. Старушка с вязанием дремлет в кресле. "Анна Ивановна!" - сразу вспомнилось её имя. Как она?
   Старик снова появился в дверном проёме.
   - Она умерла через два года после меня. Дети забрали её к себе. Там и похоронили. А меня здесь на местном кладбище.
   По чему то я не удивилась, а лихорадочно вспоминала и подсчитывала сколько прошло лет. Старик воевал на Гражданской войне - это 17-22 годы, тогда же, судя по фотографиям, женился на Анне Ивановне. Она явно дворянского происхождения в костюме медсестры стоит рядом с Иваном Петровичем, как тогда говорили "из разночинцев", принявший революцию и ушедший воевать со своей молодой супругой за страну Советов.
   Мы проговорили всю ночь. Я осознавала, что общаюсь с призраком. Но время пролетело незаметно, ведь он был интересным жизненным собеседником. По старой журналисткой традиции, я конспектировала наш разговор. Иван Петрович тоже вошёл в раж. Он говорил и говорил, как тогда в их маленьком, уютном домике. Но чего-то не хватало. Фотоальбомов!
   -Иван Петрович! А где ваши бесценные статьи, фотографии, альбомы - символы истории?
   -Вот, потому то я пришёл! Сделай милость, найди их и освободи меня!
   -То, есть освободи?
   -Ну, как же! Ты мне обещала опубликовать мои воспоминания. А я не успел рассказать детям и внукам историю семьи. Это тот груз который держит меня здесь. Моя жизнь не должна уйти, как вода в песок. Возможно, не им одним будет интересно. Хочу надеяться, что не зря жил на этом свете.
   Он подробно рассказал о сундуке, спрятанном в развалинах дома, заклинал найти его, издать архив или на крайний случай передать его детям.
   На утро я, отложив все дела, побежала разыскивать дом и улицу. Спрашивала у прохожих. Наконец, нашла. Дом стоял без окон и крыши. Кое-где были частично разобраны стены и на ветру болталась табличка, что дом подлежит сносу.
   Перелезая через упавшие балки, отодвигая старую мебель и рухлядь, я пробралась к дальнему углу. Поискала что-нибудь металлическое, поддеть доски пола. Приподняв их, нашла заветный сундучок. Наконец-то архив Ивана Петровича у меня в руках! Ну, теперь я не упущу возможности написать книгу о легендарном человеке, снабдив историю фотографиями тех далеких лет.
   Я трудилась до позднего вечера, конспектировала воспоминания. А под утро задремала. Мне приснился Иван Петрович в форме комдива времён Гражданской войны под руку со своей супругой Анной Ивановной. Они улыбались. Она помахала мне платочком, а он отдал честь. Повернувшись, они исчезли в дверном проёме.
   Через несколько месяцев вышла моя книга о замечательном человеке, герое Гражданской войны Иван Петровиче и его супруге - людях участвовавших в создании новой страны, новой истории.
   


Рецензии