Полюбите себя - 5
Впереди меня шла молодая семейная пара. Мама, держа мальчонку трёх лет сзади за воротник рубашонки, буквально волокла его, упиравшегося и ревущего на весь двор. Как она его ругала, я повторять не буду. Можно было подумать, что это плохой, непослушный мальчик, но я знаю, что такое семейное насилие, когда бесправного ребёнка, где его мнение и желание в грош не ставят, и слёзы его вызывают у родителей только раздражение.
Я догнала их и стала перед ними. Заговорила с мальчиком, даже не взглянув на родителей. Они стояли, молчали. Ждали, что дальше будет.
- Дай мне руку.
Мальчик протянул мне ручонку. Я ему на ладонь положила карамельку, и велела протянуть другую руку. И на неё положила конфетку. Мальчик затих и с интересом разглядывал карамельки в ярких обёртках. Я спросила:
- А карманы у тебя есть?
Мальчик охотно показал мне карманчик на груди рубашонки и ещё два кармашка в штанишках. Когда в каждом кармане появились конфеты, он засмеялся. Странно было смотреть на заплаканного ребёнка – смеющегося. Родители обзывали его обидными словами и упрекали тем, что он перестал плакать, когда стал обладателем конфет. Радуясь подарку, малыш сам пошёл впереди родителей.
Мне никто не сказал простое «Спасибо», просто смерили взглядом, как чужого странного человека и прошли мимо. Я же радовалась радости ребёнка и думала: как я теперь буду ехать в автобусе, если у меня начнётся кашель… А потом весь день вспоминала своё детство, и больше чем уверена была, что детство этого мальчика будет не слаще. Просто у него останется в памяти та тётенька, которая, просто так, дала ему конфетки. Значит – не все люди злые…
Ладно, это дело прошлое, а, вот, на прошлой неделе я пошла в овощной магазин. Потихоньку, с палочкой и лёгкой матерчатой сумкой, вошла в магазин, где продавцами были мои соседи, этажом выше моей квартиры. Не знаю, какой они национальности, но я благодарна им за то, что надо мной не слышно, ни топота, ни громких разговоров, ничего, что бы вызывало во мне недовольство соседями.
И вот, иду я вдоль ящиков с яблоками, вишнями, всего, что подарила нам Земля-матушка. Смотрю – душа радуется. Покупателей много, и очередь к кассе длинная выстроилась. Но мне спешить некуда и это обстоятельство меня не расстраивает.
С правой стороны, вдоль стены притягивали взгляд ячейки со всевозможными конфетами. Я решила сперва пройтись по салону магазина, а потом уже выбрать себе покупку. Однако моё внимание привлекла одна покупательница, молодая мамаша, худющая, растрёпанная, тащила за руку малыша, худенького, неухоженного, с дрожащими губками, еле сдерживающего себя, чтоб не расплакаться. Эта покупательница ходила по магазину туда-сюда, смотрела на товар, но ничего не брала. А ребёнок и есть ребёнок, протянул ручонку и взял конфетку. Мама сердито выхватила у него конфету и бросила опять в узкую ячейку. Ребёнок сжался в комочек, ожидая шлепка.
- Я постою с ним, а вы спокойно выберите то, что вам надо, - предложила я женщине. Она, молча, передала его ручонку мне. И, как только мама отошла от нас, я взяла с прилавка пустой пакетик и повела малыша к той ячейке, из которой он взял конфетку
- Бери конфеты и бросай сюда, в мешочек. Бери, ещё бери…
Ручонка у него маленькая, конфеток взял чуть больше десятка. Я взяла своей горстью и добавила в пакетик. Тогда я подошла к соседу и попросила его вне очереди взвесить те конфеты. Я расплатилась и отдала пакетик мальчику. Тут, как коршун подлетела мать, выхватила тот пакет, но в это мгновение послышался резкий голос с нерусским акцентом:
- Женщина! Товар оплачен! Верните пацану конфеты!..
Она недоверчиво посмотрела на него, на меня и смущённо отдала пакет сыну.
- Не обижайтесь на меня, - тихим голосом сказала я ей. – Я в детстве тоже хотела конфет, а у моей мамы денег не было. Давно это было, а горькие воспоминания по сию пору… Детство должно быть радостным…
Домой я шла с покупками и с воспоминаниями, от которых на глаза наворачивались слёзы. Много лет прожито. Я не стала богатой, но я могу позволить себе купить конфет, тех самых подушечек, о которых я мечтала. Эх, была бы возможность взять нынешние конфеты и отослать в моё детство. «Наверное, счастливей меня во всём селе бы не было. Но счастье возможно только здесь и сейчас… А какое оно, моё нынешнее счастье? Так сразу и не скажешь…»
*
Фрейд сказал мудрую фразу:
«Цель любой деятельности человека есть достижение покоя».
Действительно умно сказано. Несколькими словами всю нашу жизнь обрисовал. Нет, конечно же, люди разные живут на белом свете, нигде ни дня не работая и не озадачивая себя никакими обязанностями. Но это тот самый тип людей, с которыми нормальные люди «не ищут встречи», а скорее – наоборот, с осуждением провожают их взглядом. Обычно же, добрые хозяева, что дома, что в саду, тем более на работе, заняты добрыми делами. Вечером, оценивая сделанное, намечают работу на завтрашний день. И если от какой-то неожиданности им не удаётся сделать намеченное, негодуют по этому поводу.
К примеру, мы, хлопоча на грядках, не рассуждаем «в долгую», дескать, надо то и это сделать, чтоб вырос урожай и зимой было что на стол поставить и накормить семью. Нет, мы, конечно, размышляем, только по проще. Так: надо прополоть и полить. Это надо срочно сделать только потому, что в это время года именно эту работу люди делают. Сезонная работа – это закон, с природой не поспоришь. И каждый человек знает, что от не сделанной работы будет тягостно на душе. И мы делаем, торопимся и всё для того, чтоб вечером, со спокойной душой лечь отдохнуть. Вот и получается, что мы не столько о прибыли печёмся, а о собственном покое и уверенности в том, что будущее наше будет благополучным. Ради этого надёжного благополучия мы ломаем спины на огороде, делаем домашние дела, ходим в ночные смены, растим детей и внуков своих. Одним словом – нормально живём. И так делали люди веками до нас. Так это вошло в нашу привычку и стало законом жизни. А нарушать законы порядочные люди не могут. Да это им ив голову не придёт. Просто жить и работать сегодня, чтобы обеспечить надёжный фундамент дню завтрашнему. Опять же, чтоб не на пустом месте начинать новый день, а уверенно осуществить задуманное, которое, может быть ещё в детстве грезилось…
Всё просто и совсем не просто Богом данный век прожить, чтоб хоть, по меньшей мере не стыдно было людям в глаза смотреть…
*
Свидетельство о публикации №226010900929