6 марта
Том 1.
ВЕСНА.
В народном месяцеслове имена святых переиначены на простой, но обязательно значимый лад. Так преподобного Тимофея, принимая во внимание, что 6 марта обычно начинают дуть тёплые южные ветра, прозвали ТИМОФЕЙ-ВЕСНОВЕЙ или ТИМОФЕЙ-ВЕСНОВИК.
На Тимофея небушко над землёй приподнимается, разглаживаются на нём последние зимние морщинки, солнце к полудню даже припекать умудряется, и в воздухах уже не робкий, а по-настоящему ощутимый дух весны.
Замети нынешним днём метель -- огорчаться нет причины, как у нас по такому случаю говорят: «Март – не декабрь, снежку уже не улежаться, а морозу не удержаться. Весновей – вестник тёплых дней». С Тимофея весна становится полноправной хозяйкой русских просторов.
Уже и сок в берёзках и клёнах заиграл. Самое время прищурить глаз -- присмотреться, напрячь слух – прислушаться. По дню 6 марта можно узнать, какая дальше весна будет, какое лето да и вообще, чем год "успокоится".
Вот, к примеру, существуют такие подсказки. Если вокруг деревов края тающего снега крутые, весна задастся холодной, а коли пологие – надоедной да затяжной. И ещё – рано зажурчали ручьи – и сеять нынче выпадет рано, а коли не текут ещё ручьи, только балуют, хоть и чешутся руки до работы, хоть и объявился в них у мужичка весенний зуд, придётся ему терпелку-то попридержать, потому как природа сама подскажет нужный час.
Бывает, ахнет, не стерпит сегодняшним днём первый гром. Ну, так не судите его строго. Что с него взять? Молодой, жданок нужных ещё не нажил. Лучше присмотритесь: если нынче ветер северный, гром на Тимофея-Весновея – к холодной весне, восточный – к сухой, тёплой и южный – тоже к тёплой.
*
Хоть и день уже изрядно прибавился, но, поди, и дел с весной невпроворот. Да хотя бы нынче, как велось ещё у наших предков древних славян, не помешало бы со двора весь ненужный хлам повыкидывать. Что с него толку? Его хранить -- всё равно, что беды да несчастья копить.
Следуя родительскому обычаю, а, значит, исполняя древний очистительный ритуал, прибирали нынче хозяюшки день-деньской жилище, выметали сени, наводили порядок и на подворье.
А к вечеру, когда дел заметно поубавится (всех-то их на крестьянском дворе во веки вечные не переделать!), как засветится первая звёздынька, выходили всей деревней на «красную» гору. И, продолжая всё тот же очистительный обряд, чтобы избавиться от грехов и хворобин, прыгали через огонь. С факелами, подожжёнными от этого ритуального костра, изгоняя множество проснувшихся по весне злых духов, заглядывали в хлева и сараи, обходили деревню, поля и покосные луговины. И сам костёр этот, и воспламенённые его полымем факелы считались губительными для всяческой нечисти.
Свидетельство о публикации №226010900985