7 марта
Том 1.
ВЕСНА.
На Руси, отдавая поклон двум христианским святым, дату 7 марта народ наш называет МАВРИКИЕВ ДЕНЬ или МАВРИКИЙ ДА АФАНАСИЙ. Уж по какой причине, докопаться теперь до истины сквозь толщу веков не представляется никакой возможности, знаю лишь, что ещё исстари закрепились за Маврикием два обычая.
Первый, как всегда, работный. И подходил он больше для мужиков. 7 марта, как правило, коли исполнять всё крестьянину по ранжиру, вывозился на поля навоз.
Второй же обычай вызрел у печи, а значит, придумали его бабы. На Афанасия в наших краях стряпали, да и сейчас ещё, кто сведущ, тоже не прочь приготовить не какую-нибудь, а именно «чёрную» уху.
Если заметить, из русской кухни никогда не выплёскивался на улицу рассол. Знатный продукт, я вам скажу. Да мужики меня поддержат, подтвердят чудодейственное влияние его на организм (в определённых обстоятельствах).
Так я о «чёрной» ухе, значит. Вот и её, милую, варили не на чём ином, а только лишь на рассоле, добавляя нужные корешки да пряные травки. А рыбу для неё брали самую что ни на есть сорную: есть пескарики -- на них, есть плотички - тоже сгодятся. Можно и скопом в горшок: карасика, краснопёрку, лещика, голавля. Короче, какая рыбёшка под руку подвернётся, на той и стряпались.
Не помешало бы заметить, что разделение на «чёрную», «красную» и «белую» уху закрепилось не только из-за того, на каком сорте рыбы готовится ушица, а ещё и из-за тех кореньев-трав, которые в неё добавляют.
О чёрной ухе я уже рассказала. А вот «красной» уха может называться не только потому, что она готовится на лососевых породах, но и потому, что в варево добавляют шафран, специю такую привозную, дорогущую.
Ну, а с «белой» ухой всё ясно, как белый день: готовится она на судачке да сигушке.
Что, нагуляли под мои россказни аппетит? А ухой в доме и не пахнет? Тогда пора стряпаться! Загляните-ка в свои заначки. Ведь есть же, не может того быть, чтобы не сыскалось с полкилограммчика какой-нибудь неважнецкой рыбёшки. Да и рассольцу -- огурцы уже на донце, а его – море разливанное. Вот и пристроим его к месту. Для «чёрной» ухи «вспоможительная» эта микстура – самое то! С поллитра его, рассолу-то, больше и не потребуется. Пяток картошин, добрый корень морковки, чуть сельдерейчику, ещё меньше сольцы -- на глазок, несколько горошин душистого перчику, пару листочков лаврушки -- вот и весь сбор.
А сама стряпня -- проще не бывает. Как почистили, выпотрошили да промыли рыбёшку, сразу мелочь эту пузатую -- в кипяток. Рыбку, по готовности, поварёшкой ли, шумовкой вынуть, бульон, конечно, процедить.
Настал черёд рассолу. Вливаем его в бульон, туда же и накромсанные овощи. Ломтиками, кубиками, кружочками, это уж кто к каким формам привык, и снова – на огонь. Покуда закипает, вынем из рыбы косточки, да крупными кусками – в варево. Посолить, поперчить, лаврушечку добавить. Проварить ещё минуток десять -- вот вам и «чёрная» уха. На здоровьице!
Потчеваться-то потчуйтесь, а за окно поглядывать не забывайте. Как там обстоят нынче дела с погодами? Да, как и обычно на Афанасия. Смотри-ка! Голуби на крыше воркотню затеяли – к потеплению неминучему. И в вышине густющие, неподвижно зависшие облака, знать, тёплые погоды устоятся не на один день. По всему видать, и летице нынче будет ладным да добрым.
А то ведь, бывает, выпадет Афанасий метельным, тогда и весна затягивается, и лето сырым сырое, изболеется, на него глядючи, душенька: хоть бы оно, такое, вовсе не наступало.
Но нет! Всё будет пренепременно хорошо. И сон нынче в руку, душевны-ый привиделся! А на Мартына он, сказывают, не пустой, аж полугодовой.
*
Ну, ушицы отведали, на погоды из окошка да с крыльца полюбовались, а покататься? Пока дороги не превратились в кашу, пока сани ещё понесут по крепкому насту с ветерком, на Мартына с Афанасием мужик русский завсегда на ярмарки ездил: и свой товар продать, и чего нужного -- жене ли шалку, детишкам ли гулюшки, в хозяйство ли вещь какую -- прикупить.
А то вдруг приспичит ему -- и за дровишками в лес смотается. Да и на охоту по плотному насту сходить – самое времечко: и лыжи не топнут, и собакам бегать не в тягость. Наст нынче – о-го-го какой крепкий! Дорога, а не наст! Лишь к Феофану (25 марта) морозы пойдут окончательно на убыль, вот тогда и о походах, поездках по насту забудь. Ну, так недаром же день тот и кличут: «Феофан – проломи наст!». Так что пока не поздно, пока пути позволяют – все в лес.
Свидетельство о публикации №226010900992