Прощай Земля иду домой 2 часть
Так началась наша семейная жизнь. Я переехала из Одессы в Николаев и устроилась на работу на Главпочтамт.
Первая наша семейная разлука случилась осенью, когда Валеру послали в Киев на курсы повышения квалификации. Он рассказывал, что после занятий они, такие же командировочные, жившие в общежитии, ходили и разгружали вагоны. Как-то им пришлось разгружать мясо. И они принесли и себе некоторое количество, а затем купили большую кастрюлю и в ней по несколько часов варили это мясо. Затем добавив в бульон некоторые брикеты каш, наслаждались вкуснейшей едой. Этим я хочу сказать, что они не сидели и ждали, когда кто-то позаботится о них, а искали пользу в каждой ситуации.
После возвращения Валеры с Киева, я приласкалась к нему и спросила: «Скажи, а ты часто вспоминал меня?» и вдруг услышала: «Нет! Я тебя совсем не вспоминал!». Ошарашенная таким ответом, я уже хотела обидеться, как говорят: «На всю оставшуюся жизнь!», но тут мой муж произнес: «Вспоминают — когда забывают! А я ни на минуточку не забывал о тебе!».
Так случилось, что после выкидыша, я поменяла место работы, устроилась на Междугородный переговорный пункт. Ведь я была студентка заочница третьего курса ОЭИС. А нам рекомендовали работать на предприятиях электросвязи. Работа была по сменам. Первая смена — днем: начиналась в три часа дня до десяти вечера. Вторая смена - на другой день: с девяти утра до трех дня , а потом третья смена - в ночь: с десяти вечера до девяти утра. Затем выходной после ночи и на другой день снова с трех дня и так по кругу. Наступила осень, а за ней зима. Валера трудился в авиаотряде, ремонтировали вертолеты. И вот он решил каждую мою смену до десяти вечера приезжать и встречать меня с работы. Мои девочки по смене даже спорили. Одна говорила: «Сегодня он не приедет. Ты посмотри какой снег и ветер на дворе!». Но к концу смены, та что утверждала, что мой муж останется верен своей решимости встречать меня с работы, выходила в коридор и с торжеством возвращалась радостно восклицая: «Приехал, приехал! Сидит, ждет!». Все женщины моей смены жили в городе, только мне, необходимо было добираться в поселок Терновка. Последний автобус уходил в десять вечера, поэтому меня отпускали минут на пятнадцать раньше. Мы с Валерой шли на конечную остановку, чтобы занять место в автобусе, который всегда был переполнен. И это постоянство моего мужа встречать меня с работы восторгало моих напарниц, а я была безмерно БЛАГОДАРНА мужу за его любовь.
Как-то Валера прочитал объявление, что фирма «Зори над Бугом» приглашает желающих на курсы машинисток. И предложил мне записаться на эти курсы. Там нас учили печатать слепым методом. И что удивительно, пальцы рук «запоминали» расстояние до той или иной буквы. Мне в дальнейшей жизни очень пригодились эти навыки.
На праздник 1 Мая, мы были на городской демонстрации, где я познакомилась со многими сотрудниками мужа. А потом была незабываемая маёвка в сосновом лесу.
Я была беременна, и наша хозяйка тетя Надя, поговорила с нами, объяснив, что она уже в возрасте и не хочет жить в доме с маленьким ребенком, поэтому нам необходимо найти новую квартиру. Один из Валериных сотрудников, живший в поселке Соляные, принял нас пожить в свой флигель. У дяди Миши и тёти Таи было две дочери. Старшая Татьяна была замужем и жила в доме мужа. А младшая Оля училась на библиотечном факультете и жила с родителями.
У Валеры по весне начались работы по обработке садов и полей от вредителей. И его в основном не было дома. Вспомнился такой случай. Я знала, что сегодня Валера должен вернуться с командировки, поэтому с утра затеяла большую стирку, чтобы когда он вернется быть свободной. Но в это время пришел один из его сотрудников и стал ожидать Валеру, чтобы сообщить ему, что он должен сегодня ехать в другую командировку в Донецк, где необходимо обслуживать арендованный вертолет, который контролирует работу газопровода. Я ОЧЕНЬ разволновалась от этого решения Валериного начальства, так ли они не могли найти кого-то другого? И когда муж только пришёл, предложила перестирать его одежду. Он отдал мне свои несколько рубашек и снял и ту в которой был. Я всю эту охапку одежды бросила в стиральную машину. Вынимая рубашки я обнаружила, что будучи расстроенной не проверила карманы и постирала его удостоверение, которое от горячей воды очень испортилось. Валера так же расстроился от этого но не ругал меня, а понимал...
Уйдя в декретный отпуск я, первым делом поехала к мужу, который работал в поселке «Зелёный Гай» близ города Вознесенск, опрыскивали сады. Валера очень обрадовался моему приезду. Утречком ещё за темно на рассвете за пилотом вертолета и техником, приехала машина и повезла нас в столовую. Естественно, что Валера взял меня с собой. В столовой нам предложили чай и манную кашу на молоке с большим куском масла. Меня это удивило, что взрослых мужчин кормят манной кашей. Потом нас повезли далеко в поле, где была чисто подметенная вертолетная стоянка. Валера проверил все приборы и убедился, что вертолет заправлен топливом и готов к полету. Тут же рядом находился большой железный резервуар с ядохимикатами. Человек одетый в спецодежду подтянул шланги и наполнил баки сей жидкостью. И тут лопасти вертолета завертелись и нас обдало ветром. И я поняла, что никто вертолетную стоянку не подметал, а поток ветра от лопастей сдувал с неё все соринки. Вертолет улетел минут на двадцать, а затем опять вернулся. И все опять повторилось. Вблизи находилась небольшая палатка, в которой Валера прятался от солнца. После обеда, пилот вертолета со смешной фамилией — КОВБАСА, подошел к нам и сказал: «А сейчас твоя жена сядет в машину, которая привезла нам обед и уедет домой. Беременным нельзя находиться рядом с ядохимикатами. Придумали такое! И больше не приезжай и не повторяй таких ошибок!». Пришлось подчиниться, ведь он был прав, беременной не должно дышать испарениями от ядохимикатов.
Врач определила мне срок родов на середину сентября. Поэтому мы договорились с Валерой, что он уйдет с 1 сентября в отпуск. 26 августа наши хозяева дядя Миша и тетя Тая уехали в гости к родственникам. Я осталась с Ольгой вдвоем. Вечером мы с ней прогулялись и она меня спросила: «Ты уже слышала песню «Арлекино», которую поёт Алла Пугачева? У нас в институте все студенты слушают эту песню!». Я ответила, что ни песни ни такой певицы ещё не знаю. Возвратившись домой мы разошлись по своим местам, Оля в большой дом, а я во флигель. Но где-то в десять вечера я почувствовала сильную боль внизу живота. Потерпела сколько могла и пошла к Ольге, чтобы она вызвала скорую помощь. Когда я села в скорую помощь куранты по радио пробили полночь. На другой день 27 августа я родила нашего первенца. Я ещё со школы дала себе слово, что если когда то я выйду замуж и рожу мальчика, то назову его Сашенькой, Александром — защитником. Этим я поделилась с Валерой и он согласился со мной. Так что ИМЯ нашему мальчику мы дали ещё до его рождения.
Под окнами родильного дома громко кричали радостные папы, объясняясь своим женам в любви. И только ко мне никто не приходил. Только на четвертый день Валера передал записку и продукты. Я выглянула в окно и увидела очень уставшее лицо своего мужа. Оно не выражало бурную радость, а было растеряно, как бы спрашивая: «Неужели я уже папа и что теперь будет?».
Валера тут же послал телеграммы нашим бабушкам и они через день приехали. Но я заболела и меня перевели в инфекционное отделение. Врач объявила всем мамочкам, что наши мужья должны сдать кровь, как доноры, и принести справку об этом. Когда я сказала об этом приказании врача своему мужу, свекровь тут же категорично ответила: «Валера не будет сдавать кровь!». Они ушли, а я осталась в недоумении. Села и написала мужу письмо в котором вопрошала, как мне все это понимать? Мне казалось, я выдержала великий подвиг материнства, испытала боль и пролила кровь, а он не собирается пожертвовать для нашего сыночка один шприц крови. Я спрашивала: «Неужели я вышла замуж за труса?». В следующее посещение меня, свекровь мне рассказала, что Валера испытал в детстве, когда она забивала кроликов и с тех пор он теряет сознание при виде крови. Я молча порвала свое письмо и не упрекала мужа за его слабость.
Выписали меня на пятнадцатый день. Валере вручили сыночка и он как взял ребенка на руки, так и не смел шевельнуть руками, пока мы не приехали домой. Он никогда ещё не держал маленьких детей на руках. Но через некоторое время уже смело купал со мной ребёнка в ванночке.
Осенью в Николаеве случилась большая беда. От мокрого снега, который налипал на линии электропередач и подгнившие деревянные столбы обрушилась одна из основных линий, подающих электрический свет в город. Все жители сидели ночью при свечах или керосиновых лампах. Света не было больше трех недель. Это стало большим испытанием на выживаемость. Благодарю Бога, что я в это время оказалась не одна, а с любящим и заботливым мужем.
В декабре у Валеры был День рождения. Я настояла на том, чтобы он пригласил в гости семью своего коллеги, у которых также недавно родился ребенок. Мы накрыли стол и поставили бутылку водки. Коллега тоже принес бутылку водки. А так как мы с гостьей были кормящими мамочками, то алкоголь не пили, а наши мужья поднимали тосты за все хорошее. Двое мужчин выпили нашу бутылку водки, тогда гость распечатал и свою бутылку. Валера никогда не пил, а здесь поддерживал гостя, оказывая ему радушие. Когда торжество подошло к концу и гости собрались уходить, Валера вышел их проводить. Я осталась с ребенком, которого пора было кормить. Валера все не возвращался, я забеспокоилась. Наконец то пришел Валера со своим коллегой, который мне шепнул: «Валя, отвлеки Валеру, он проводил меня до дома. Но я привыкший пить, а он на ногах не держится, а порывается провожать меня. Мы так до утра будем провожаться. Удержи его, пока я уйду». Я впервые видела моего мужа пьяным и отметила для себя, что в таком состоянии он очень упрямый. Он ещё больше получаса порывался провожать гостя, хотя я его уговаривала лечь спать. Моё счастья, что это был единичный случай, когда мой муж так напился.
Весной к нам пришла бывшая хозяйка с Терновки тетя Надя. Она объяснила нам, что у её хорошего знакомого год назад умерла жена и он остался вдовцом. А сейчас он предлагает ей выйти за него замуж, но с одним условием, что она перейдет жить к нему. А свой дом она никому не может доверить. Зная Валерин характер, что он ко всему относится бережно, она просит нас вернуться в её дом и жить там. Так мы и поступили, вернулись опять в Терновку.
Весной у Валеры снова начались командировки, а я оставалась с сыном одна, заботясь о нём. Наше поколение было приучено трудиться. Почти у всех была трудовая книжка и мы следили, чтобы у нас был НЕПРЕРЫВНЫЙ стаж. Поэтому, когда Сашеньке исполнился годик, я уже не могла вернуться на прежнюю работу с вечерними сменами, а устроилась с помощью тети Нади уборщицей в поселковую библиотеку. Благо, что библиотека была рядом с домом. В этом здании ещё находился поселковый совет, который убирала другая уборщица. По вечерам, когда ребенок засыпал, или по утрам, когда он ещё спал, я выполняла свою работу.
И как нам не было хорошо у тети Нади, мы мечтали о своей квартире. Валера стоял в авиаотряде на квартирной очереди, но она так медленно продвигалась, что мы понимали получить квартиру в авиаотряде нереально. А тут ещё почти все стройки в городе были заморожены, так как страна готовилась к Московской Олимпиаде и почти все строительные материалы уходили туда. Поэтому мы решили, что Валере необходимо менять место работы. Он окончил курсы крановщиков и в 1977 году перешел в строительную организацию (СМУ), в которой предоставляли семейные общежития, а в последствии и квартиры.
Первые полгода Валера работал в Николаеве, а по мере приобретения опыта его направили в город Вознесенск, где шло строительство Кожевенного завода. Валера мне рассказывал, как осторожно перегонял кран с длинной стрелой по дороге в Вознесенск. И опять у него начались командировки. Только теперь чётко по графику - неделя рабочая, другая выходные.
Я кроме уборки библиотеки, выполняли ещё и обязанности дворника и истопника. Правда, день топила котел я, а через день уборщица сельсовета. Как то нам привезли машину дров. Это были распиленные на части толстые стволы деревьев. Мы сгрузили их в большой подвал. Я взяла топор, размахнулась и ударила по бревну. Топор застрял в колоде, а я бегала вокруг неё не в силах вытащить топор. Хорошо, что Валера в этот момент был дома. Он пришел и увидел моё бедственное положение. Я могла бы предъявить своему руководству претензии, что необходимо нанять человека, который бы порубил такие дрова. Но заведующая библиотекой была жесткая и придирчивая женщина. И от неё зависело, как скоро мы получим место в садике для нашего сыночка. Поэтому мы старались угождать ей во всём. Валера снял верхнюю одежду и напрягая мышцы стал рубить дрова, а я стояла и любовалась слаженной работой моего мужа. Это было ещё одно объяснение мне в ЛЮБВИ. Я до сих пор помню, как он колол те дрова...
Мы хранили дрова и уголь в большом подвале. В нем же было много поломанных стульев из читального зала, которые выбросили для сожжения. Но Валера перебрал их и подклеил, заменил где-то спинку или где-то ножку и сделал шесть красивых и надежных стульев, которыми мы пользовались долгие годы.
Приближалась зимняя сессия, и мне необходимо было найти , кто подменит меня. Прошлый год я договаривалась с женщиной, которая до меня работала уборщицей, но в этом году она заболела и не могла мне помочь. Поэтому Валера сказал, что возьмёт отпуск и поработает за меня. Так и было, редко какой мужчина согласился бы остаться с ребенком и выполнять работу жены.
Я уже писала, что мой муж был целеустремлённым человеком. Он хотел много знать и уметь. Поэтому записался на курсы радиотелемастеров и успешно их окончил. Расскажу один случай. Мы приехали летом в отпуск к его маме. Одна семья узнала, что Валера чинит телевизоры пригласила придти и посмотреть, почему их телевизор искрит, когда они его включают. Валера взял меня с собой. Телевизор был одним из очень старых моделей, я таких больше и не видела. Когда Валера снял крышку телевизора, то увидел, что мышь, которая прогрызла мягкую ткань звуковой колонки, своим «тельцем» закоротила телевизор и он искрит. Мышь была изъята пинцетом и телевизор опять заработал.
Летом мы получили место в садике и наш сынок с радостью начал общаться со своими сверстниками. Поначалу он даже плакал, когда мы его забирали домой.
Обычно происходит наоборот, дети плачут, когда родители их приводят в садик.
В институте требовали справку с места работы и это должно было быть предприятие связи. Поэтому я уволилась с библиотеки и устроилась на Главпочтамт.
В 1979 году Валера работал на строительстве административного здания на месте бывшего зоопарка. Как то утром мы приехали с ним с некоторым запасом времени перед рабочим днем. И я пошла с Валерой на его строительный объект, тем более что он находился рядом с моей работой. В эту ночь ударил морозец, а Валера не слил воду с механизма, поэтому ему необходимо было согреть воду и разморозить агрегат. Валера нашёл старое ведро, набрал воды и разжёг небольшой костер, нагрел воду. А я стояла и смотрела с какими трудностями моему мужу приходится сталкиваться.
Весной Валера записался ещё на одни курсы по вождению автомобилей. И эти курсы были им успешно окончены.
Заканчивалось лето 1979 года. У нашей хозяйки не сложилась семейная жизнь с новым мужем и она возвратилась домой. У Валеры на работе пока перспектив с жильем не намечалось. В это время мой средний брат переехал от наших родителей в Очаков, на родину своей жены и наши родители остались одни. Как папа шутил: «Остались дед и баба, да собачка ряба!». Родители стали звать нас жить к себе и я как дочь понимала, что это моя доля помочь им. Поэтому в сентябре мы переехали жить к моим родителям в село Кирнички Измаильского района.
Свидетельство о публикации №226011001355
Пишется повесть о семейной жизни. Я недавно тоде такую написал (приглашаю прочитать). Строчка за строчкой, шаг за шагом открываются дни и годы молодости, когда набирались опыта, учились и работали, ни перед чем не останавливаясь. И при этом, переходя с работы на работу, меняя квартиры, строго следили за тем, чтобы сохранить непрерывный стаж работы. Такими мы были в СССР! Теперь у молодой семьи есть сыночек Сашенька, который любит ходить в детский сад. Но жизнь не стоит на месте. Выходившая замуж хозяйка вернулась. Живший с родителями средний брат переехал к жене. Родители остались вдвоём. И они стали звать дочь с мужем и внуком жить с ними. И тут я впервые прочитал такое знакомое название села - Кирнички Измаильского района! Да, мы были земляками, ходили по одним и тем же дорогам, бывали в одних и тех же зданиях. Но знакомыми не были. А Жаль!
Читать было интересно!
Пишите дальше, там бОльшая часть жизни!
Всего Вам доброго!
Василий.
Василий Храмцов 11.01.2026 09:02 Заявить о нарушении
Валентина Васильева 4 11.01.2026 15:04 Заявить о нарушении