Армия мирного времени
И ниже, жизнь до дна исчисля,
Я почерк свой потороплю:
«Нет, Родины другой не мыслю»
Со всем, что есть на ней, люблю!»
Лев Куклин
Пролог
«Содержание моей книги это я сам» - сказал Мишель Монтень .
Не могу удержаться, чтобы ни представить вам, уважаемые мои читатели, те мысли из его обращения в предисловии, что близки и мне.
«Это искренняя книга, читатель. Она с самого начала предуведомляет тебя, что я не ставил себе никаких иных целей, кроме семейных и частных. Я нисколько не помышлял ни о твоей пользе, ни о своей славе. Назначение этой книги – доставить своеобразное удовольствие моей родне и друзьям… они смогут разыскать в ней кое-какие следы моего характера и моих мыслей и, благодаря этому, восполнить и оживить то представление, которое у них создалось обо мне. …я хочу, чтобы меня видели в моем простом, естественном и обыденном виде, непринужденным и безыскусственным, ибо я рисую не кого-либо иного, а себя самого.
Де Монтень. Первого марта тысяча пятьсот восьмидесятого года.»
Армия Советского Союза вобрала в себя опыт многих войн, армия Российской Федерации за тридцать лет прошла испытания двух чеченских компаний и нынешнюю специальную военную операцию, далее СВО. Советскую Армию разбирали, развращали, унижали в течении нескольких лет до 1992 года и продолжили этот проект уже с российской – вплоть до начала двадцатых годов двадцать первого века. Годы СВО - это опыт войны нового типа. Название этой войны будет утверждено и закреплено официально. А что дальше? Идти путем советской армии или новыми дорогами? Что-то отмести как устаревшее, а чему-то открыть широкую дорогу – решать будут руководители государства. Я считаю, что самое главное - не повторить ошибки и не допустить очередное откровенное вредительство в вопросах строительства новой армии страны. И не принципиально: сапоги или ботинки, носки или портянки – важны люди в армии. Как говорил великий полководец России Александр Васильевич Суворов:
- Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву.
Совесть, честь, мастерство, самопожертвование, коллективизм, когда:
- сам погибай, а товарища выручай, - воспитывается у солдата, не важно по контракту он служит, или по призыву, в течение всей службы его командирами, офицерами.
Разбирая свои архивы и просматривая дневниковые записи разных лет, нашёл страничку, датированную одиннадцатым ноября 1991 года. Приведу текст более чем тридцатилетней давности, написанный сорокалетним полковником, как юношей, стоявшим на перепутье. Рядом с этой записью лежал обрывок бумаги со строками:
Когда-то я шел куда-то.
Я думал, что верно иду.
Потом повернул внезапно,
на счастье, иль на беду…
Больше ничего. Сам придумал, или где-то услышал – вспомнить не могу, но смысл весьма прозрачен - я уже обдумывал рапорт об увольнении с действительной военной службы. Оценивал прожитые годы, времена службы. Судя по началу записи в дневнике, на лицо признаки раздвоения личности, по сути – попытка применения литературного приема беседа автора с самим собой:
- Опять с тобой поспорили, в который уже раз об армии. Ты как антипод моих мыслей.
- А может наоборот, твои высказывания - это мои мысли?
- Трудно разобраться, а надо.
- В чем ты хочешь разобраться?
- Ну, как минимум, в виде мемуаров восстановить историю своей службы.
- И как перед высшим судом, или судом Всевышнего, сказать себе и о себе всю правду, пережить вновь всё и вся. Моими действиями в жизни почти всегда руководили убеждения в необходимости того, что я делаю и надежда на то, что за добросовестное исполнение назначенного мне дела я зарабатываю себе и своей семье на жизнь.
- Пиши, если получится в хронологическом порядке.
- Это вряд - ли, без возвратов, поворотов в стороны, отвлечений, включений не обойтись. Но начинать надо с начала.
- Кто знает где начало, с чего все началось?
Примерно так я и замыслил эту книгу. Она напоминает мне дневник, не всегда сопровождаемый бумажными подтверждениями, письмами, какими-то артефактами.
Буду придерживаться послужному списку, ходу истории и своему месту в бурных событиях конца восьмидесятых, начала девяностых.
В 20 лет – лейтенант, командир взвода. В 25 лет командир батареи, в 29 – начальник штаба отдельного батальона, в 32 – начальник штаба полка, в 36 – командир полка, начальник отдела. В 42 года уволен в запас в связи с организационными мероприятиями. Примерно так же ровно присваивались звания: в 20 – лейтенант, в 30 - майор, в 38 - полковник. Резкий взлет был на уровне взвод – батарея. Решением командования полка комбатом был назначен, минуя должность заместителя командира батареи. Начальником штаба назначен на девятом году службы – очередная ступенька карьеры. Этим можно было бы ограничиться, но ведь между этими датами текла история, где-то быстро, где-то с замедлениями, вплоть до резкого торможения и поворота вспять… Да и поспорить хочется с теми, у кого буквосочетание СССР как красная тряпка для быка, и с теми, кто лучшего времени не знает, чем жизнь в Советском Союзе.
Что касается меня, для семьи своей я написал краткий очерк жизни, той, о которой имею свою картину мира. Могу сказать: «А я так вижу!»
Одно и то же событие люди видят в одной реальности, но воспринимают каждый по-своему. Воспринимают, не только исходя из своего жизненного опыта, но и своих сиюминутных эмоциональных, физиологических ощущений. Как-то мы разговорились о медиации и криминалистике с моим школьным другом, известным российским криминалистом Сергеем Яковлевичем Шкрябачем, к сожалению, безвременно ушедшем из жизни. Разговор шел о профессионализме в подходе к восприятию и оценке информации, полученной медиатором , от сторон конфликта в процедуре, и следователем при допросе фигурантов преступления. Мы пришли к выводу, что, оценивая услышанное, и медиатор , и следователь должны принимать во внимание возрастные, этнические, профессиональные и индивидуальные различия в восприятии говорящего, и учитывать их показания при оценке своего понимания действительности конфликта или какого-либо преступления.
Проще говоря, человек говорящий или пишущий, сознательно или бессознательно восполняет пробелы в своих воспоминаниях домыслами, чужими мыслями или словами, поэтому он легче и чаще допускает невольные ошибки. Так и мемуарист вносит в свое повествование субъективное видение былых событий. Наше мировоззрение весьма сложная структура, и если внимательно посмотреть прежде всего на себя, то обнаружится схема, составленная из мышления, знаний, восприятия, эмоций и чувств. Воображение и мечты, характер личности, память, духовные ценности, идеалы, жизненные принципы, убеждения – из этого многообразия складывается в конечном итоге мировоззрение, и, как следствие - судьба человека.
В своих записях я не претендую на истину в последней инстанции. Не бывает у истории правды, есть правда каждого в истории. Есть понятие исторической истины, но она не является предметом моего повествования. Есть исторические факты, измеренные, изученные, описанные и принятые или непринятые всеми, кого эти факты коснулись, от отдельного человека, микро-формации или всего человечества. История — это факты, освобожденные от личных оценок историков, политиков, каких-либо коллективных воздействий, направленных на переоценку исторических событий, личностей в этих событиях. В моей библиотеке есть политический словарь 1936 года. Ко мне он попал среди книг, списанных из библиотечных фондов. Отдельные статьи в нем были вымараны, по всей видимости работниками библиотеки, в соответствии с распоряжением «сверху». Статьи эти писались специалистами, историками в соответствии с господствующей политикой государства. Факты излагались выборочно только те, которые не противоречили линии партии коммунистов именно в 1936 году, году принятия очередной Конституции. После ХХ съезда Коммунистической партии Советского Союза, линия партии была «поправлена», из нее были изъяты личности, сыгравшие во многих событиях из новой истории страны, и в первую очередь пересмотрена роль и значение Верховного Главнокомандующего Сталина И.В. Во имя чего известный всему миру Сталинград в 1961 году был переименован в Волгоград? Город-герой, признанный таковым всеми участниками антигитлеровской коалиции, город получивший в 1943 году от короля Великобритании Георга ;; Меч Сталингра;да (The Sword of Stalingrad) с надписью «ГРАЖДАНАМ СТАЛИНГРАДА • КРЕПКИМ КАК СТАЛЬ • ОТ КОРОЛЯ ГЕОРГА VI • В ЗНАК ГЛУБОКОГО ВОСХИЩЕНИЯ БРИТАНСКОГО НАРОДА» (TO THE STEEL-HEARTED CITIZENS OF STALINGRAD • THE GIFT OF KING GEORGE VI • IN TOKEN OF THE HOMAGE OF THE BRITISH PEOPLE)!
История Сталинграда - яркий пример перекраивания истории в угоду амбициям Н.С. Хрущёва, еще не изученным и не оцененным должным образом, пришедшего на смену И.В. Сталину.
Есть более высокие понятия - вера и любовь. Вера в Победу, когда оставляли Москву в 1812 году наполеоновским войскам, вера в Победу в осажденном Ленинграде, в степях под Сталинградом в 1942 году, где воевали мои дед и отец. Есть любовь к своей Родине, своему народу… Все это составляет мировосприятие, определяет мое отношение и к древности, и к новой истории, и к новейшим событиям, фактам, еще не ставшим историей.
В 2015 году я проводил семинар по медиации с пенсионерами. Разговор зашёл о периоде репрессий, тяжелой жизни в голодные военные годы, которые пережили дети войны. Беседа закончилась, я обратился к женщине, которая, в отличие от других, молчала:
- Почему вы не высказали своего мнения? – спросил я. Женщина задумалась, и ответила:
- Я сочувствую им всем, они действительно очень тяжело жили в сибирской глубинке тех лет, а наша семья жила хорошо, мой папа был в то время каким-то начальником местного НКВД, - Замолчав, она отошла, как мне показалось, с чувством вины за что-то необъяснимое. Её картина мира о том периоде жизни не совпадает с тем, что познали и пережили другие участницы семинара. Никого не оцениваю, и тем более не осуждаю. Так было, но у каждого по-своему.
Какая и чья историческая правда защищается в дискуссиях и спорах о том, когда на Руси жить было лучше: в Советском Союзе или сейчас в капиталистической России? О, эти споры иной раз по своему эмоциональному накалу напоминают споры на киевском «Майдене незалежности» в восемьдесят девятом, девяностом годах и позже. В них нет победителей и побежденных. У каждого в сознании и осознании своя правда. При том, что, исторические факты были у всех одинаковые, но каждый переживал их по-своему. История была общая, а использование ее привело к переходу Украины на кривую дорогу нацизма, бандеровщины, бомбардировок и обстрелов территории Донбасса, жители которого отказались жить в стране воинствующего украинского национализма. Народ этой страны добровольно отдался, именно отдался, западу, позволил превратить себя в «пушечное мясо» а территорию страны – в полигон для испытаний и утилизации оружия США, Западной Европы.
2021- й год стал решающим – нельзя было ждать, когда с территории сопредельной Украины на наши города и села навалится военная мощь оголтелых нацистов, вооруженных современным западным оружием. Причины нарастающей опасности суверенитету Российской Федерации, ее целостности и независимости от действий Украины и коллективного Запада, были четко сформулированы и оформлены в дипломатических документах Российской Федерации, которые были направлены правительствам США и Западной Европы. Но рассматривать документы России никто не стал.
24 февраля 2022 года российская армия встала на защиту народа Донбасса. Началась специальная военная операция по денацификации и демилитаризации Украины, одуревшей от вседозволенности и безнаказанности.
Не уверен, что удастся строго следовать хронологии. Моя память говорит мне:
- И не мечтай! писать будешь то, что я тебе подскажу, а ты мне помогай, привлекай чувства, эмоции, фото, записи, книги, которые читал, воспоминания друзей, родных и близких. Очень многое лежит глубоко в твоем подсознании, будем вместе добывать информацию. И еще о себе. Несмотря на то, что с возрастом я стал несколько сентиментален, свою эмоциональность оцениваю, как недостаточно яркую, а, вернее, достаточно управляемую сознанием. Я умею радоваться, даже ликовать, при случае злиться, гневаться, выходить из себя, огорчаться, страдать. Но часто, особенно сейчас, прежде чем отреагировать эмоционально, задумываюсь об уместности этой эмоции, особенно, разрушающей. И еще одно свойство: мне помогала в жизни память, которая хранила только хорошие, светлые события, факты, а плохие из нее выветривались быстро.
Поэт Лев Куклин в стихотворении «Моя анкета» сказал:
Склонясь над собственной анкетой,
Я на бумажной белизне
Пишу короткие ответы:
Почти одни сплошные «не»…
Ну, там – фамилия и имя,
Число и месяц, где рожден,
А дальше - сразу же за ними;
«Не воевал». «Не награжден».
«Не находился», «не судился»,
«В иных рядах не состоял» …
Одна заслуга, что родился»
Бурь никаких не испытал…
Пусть я бы мог сказать в анкете,
Особый счет ведя годам:
«Любви единственной на свете,
Не предавал и не предам!»
Да, ошибался. Ушибался.
Не клеветал. Не воровал.
В корыстный час не продавался.
Своих друзей не предавал.
И ниже, жизнь до дна исчисля,
Я почерк свой потороплю:
«Нет, Родины другой не мыслю»
Со всем, что есть на ней, люблю!»
Жаль, что эпиграф не может быть столь многословным, поэтому к этой моей книге последняя строфа и будет эпиграфом.
Книга в стадии завершения, идет редактирование, подготовка к печати.
Свидетельство о публикации №226011000291