Эффективное использование пустых словесных клише
Достаточно высокий уровень образованности советских людей, из которых в 1991 году в момент ока слепили «россиян», позволял публике достоверно понимать слова «элита» из богодержавного словесного конструктива, но вот слово «толпа» люди понимали крайне разнообразно, часто в значениях, прямо противоположных один другому. За прошедшие тридцать и небольшим лет это слово не только не обрело однозначного смыслового понимания, но и наоборот – его смысл расплылся до невообразимо аморфного состояния. Более того, на сегодняшний день уже без всяких сомнений можно утверждать, что это слово превратилось в так называемое «пустое слово», то есть в классический речевой штамп, лишённый какого-либо устойчивого смысла по причине его непомерно частого употребления в каких ни попадя контекстах.
Слово «толпа» особенно популярно в политической сфере, но ещё более популярно его использование разномастными демагогами в своих планово-оболванивающих публику речах. И в самом деле, произнося это слово к месту и не к месту, оратор-демагог, ориентируясь на доминантные умонастроения конкретной аудитории, заставляет слушателей наполнять пустоту данного слова характерными для этой аудитории смыслами, что достигается им посредством частого повторения этого слова, иногда чуть ли не в каждом предложении. В результате подобной активации слова «толпа» сегодня даже профильные учёные спецы не смогут дать ему точное определение, а все словарные объяснения смысла этого слова, тем более в стародавних словарях, либо уже полностью не соответствуют современной действительности, либо имеют значимость крайне ограниченного частного понимания, вполне соответствующей его жаргонному позиционированию.
Пустые по смыслу слова ныне всё более востребуются различными политическими силами для повышения своего общественного рейтинга. Для этой же цели по досконально отработанной в веках методике многие ранее однозначно понимаемые в смысловом аспекте слова, которые вдруг потребовались каким-то политиканам для продвижения своих программ общественного звучания, очень споро переводятся в категорию «пустых словесных клише», после чего ими насыщают программные тексты и усиленно эксплуатируют на вербальном уровне. Ну а по достижению поставленных целей, эти слова перестают активировать, отправляя их в категорию «словесный мусор».
21.04.2024
Сергей БОРОДИН
Свидетельство о публикации №226011000301