3. 5. Стайки 1820 год. Хозяйство крестьян

В инвентаре Стаек 1820 года указаны не только имена и возраст крестьян, но для каждого крестьянского семейства указан высев и количество скота.

Всего в имении Стайки, как указано в предыдущем пункте, было 96 дворов, рабочих душ 260/265, нерабочих 223/215.
Владели крестьяне 82 осьмухами земли.

Общее количество скота следующее:
лошадей 194
жеребят 64
коров и быков 296
телят 162
овец 351
коз 88
свиней 81

пчелиных ульев 137
гусей 118
уток 0
кур 470

Таким образом, на одно крестьянское хозяйство приходилось в среднем две лошади, три коровы и разная мелкая живность. Практически каждая крестьянская семья держала пчел и кур.

Общие сведения о крестьянском хозяйстве можно посмотреть в доступных в сети статьях: "Семь потов великорусского крестьянина" (Л.Милов) и "Жизнь и быт крестьян 18-19 века. Полеводство" (дзен-канал "Внутри России").

А я пытаюсь представить, как жила конкретная семья из имения Стайки, вот, например, в Литвиново двор номер 2:
Артемий Григорьев (в смысле, Григорьевич, а фамилия Шако) 40 лет, его жена Агриппина 31 года и трое детей: Агафья 15 лет, Мария 5 лет и Ануфрий 1 год; а также брат Артемия Андрей Григорьевич 29 лет, его жена Агафья 27 лет, и четверо детей:  Прохор (10 лет), Татьяна (9 лет), Демьян (7 лет) и Емельян (2 года).
Итого две мужские рабочие души и три (включая 15-летнюю Агафью) женские.
Владеют они одной осьмухой земли.
Держат две лошади, жеребенка, четырех коров и теленка, пять овец, две козы, две свиньи, два пчелиных улья, трех гусей и семь кур.

Сеют озимой ржи 3 четверти 2 четверика (на всякий случай напоминаю: четверть - это 8 четвериков или 64 гарнца, 1 четверть примерно 8 пудов, 1 четверик ржи примерно пуд, 1 гарнец примерно 2 кг, на одну десятину сеется 1 четверть ржи)
Получается, что озимое поле занимает чуть больше 3 десятин, возьмем 3,5 десятины.
При трехпольном хозяйстве получается пахотной земли 10,5 десятин. Видимо, около одной десятины занимает "усадьба" с постройками и огородами. Размер сенокосов в инвентаре не указан, но судя по количеству скота, должно быть никак не меньше 6 десятин. Вот и получается та самая "уволока" почти в 20 десятин.

Высев яровых указан просто в два раза больше, чем озимых (6 четвертей 4 четверика), без указания того, что именно сеяли (это не потому, что площадь ярового посева больше, а потому, что на десятину больше сеется).
По всей видимости, большую часть ярового поля занимал овес. Кроме овса, сеяли гречиху - урожай низкий, зато она неприхотлива и забивает сорняки. Сеяли также ячмень и горох. Обязательно сеяли лен (нужно же полотно) и коноплю (нужны же веревки), хотя конопляник обычно находился не на поле, а на "усадебной земле".

Дальше я пыталась понять, насколько такое хозяйство может обеспечить жизнь семьи.

Урожаи были не просто низкие - чудовищно низкие. В архивных источниках при расчете доходности указывался урожай ржи 3 зерна. То есть на десятину посеяли четверть ржи - собрали три четверти, из которых надо одну отложить на посев, а две останется семье на год. С 3,5 десятин - 7 четвертей. И это если урожай. А если неурожай... но о неурожаях еще пойдет речь позже.

У яровых культур урожайность разная, но я решила не вникать в разбивку яровых культур на виды, а считать урожайность яровых в среднем по 3 зерна (как у овса) и не учитывать участок, засеянный льном (тем более, что он был, видимо, небольшой), тогда при указанном высеве 6 четвертей 4 четверика получим урожай 19 четвертей 4 четверика, из которых 6 четвертей 4 четверика надо отложить на посев, а 13 четвертей останется.

Почему такие низкие урожаи - вопрос. В Атласе Витебской губернии 1777 года указано (1350/312/6/о10), что в Невельском уезде рожь родит 4 зерна, а когда и 5, но в архивных документах не только для Стаек, но и для соседних имений указывается 3 зерна. Может быть, действительно урожаи снизились от истощения почвы или плохой ее обработки.

Вот по поводу удобрения почвы сразу и пытаюсь разобраться.
В хозяйстве 4 коровы, примерно по 8-10 тонн навоза от каждой за год, еще лошади и другой скот, а также птица. Ну, допустим, 40-50 тонн навоза получится.
Но 40 тонн - это современная норма внесения навоза на гектар! Раньше нормы были поменьше, но все-таки считалось, что на десятину необходимо вносить хотя бы 1200 пудов, то есть примерно 20 тонн. Значит, эта семья могла  удобрить за год чуть больше двух десятин. А пахотной земли 10,5 десятин. Значит, удобрялась земля раз в пять-шесть лет. Так что на высокий урожай действительно рассчитывать не приходилось.

Итак, семье на год приходилось 7 четвертей ржи и 13 четвертей яровых.

Дальше я пыталась разобраться с нормами потребления.
В голодный 1822 год на душу выдавалось по 6 гарнцев хлеба (в смысле, зерна) в месяц, но это действительно голодная норма. В 1861 году, когда открывалось Стаецкое народное училище, крестьяне полагали выделять для детей в месяц по 6 гарнцев ржи и 4 гарнца ярового хлеба. Ну а если верить Грацианскому, то взрослому надо на месяц одну меру ржи (один четверик, или 8 гарнцев), и столько же ярового.
Учитывая тяжелую физическую работу, это не так уж много.

Теперь пытаюсь выяснить, сколько останется хлеба при таких нормах.
На пять рабочих душ в месяц по 8 гарнцев ржи, на шестерых детей по 6 гарнцев ржи.
Итого на месяц получается ржи 76 гарнцев ржи, то есть 1 четверть 1 четверик 4 гарнца. А на год - больше 14 четвертей ржи.
И совершенно непонятно, откуда эти 14 четвертей взять, если поле дает только 7 четвертей.
Или я что-то неправильно поняла, или хлеба семье не хватало.

Тогда пробую считать по-другому.
Честно делим 7 четвертей (448 гарнцев) ржи на 12 месяцев и 11 душ, получаем по 3 гарнца ржи в месяц. 3 гарнца - это 6 кг зерна, из него выйдет около 9 кг печеного хлеба, по 300 г в день, блокадная норма.
Но есть еще яровые, можно кашу варить из овса и ячменя. Пусть яровых будет по 6 гарнцев в месяц на душу, тогда на год 792 гарнца или чуть более 12 четвертей.
И остается целая четверть ярового!

Правда, четверти ярового хлеба на подкормку скота и птицы явно мало.
Если, опять же, верить Грацианскому, "когда лошадь делает тяжелую работу, ей надо давать в день хотя бы полмеры овса". Ну пусть не полмеры, но хотя бы гарнец. В хозяйстве две лошади, а дней с тяжелой работой на каждую выпадет не меньше сотни, получается 200 гарнцев. А в четверти гарнцев всего 64.
Так что лошадь овсом, видимо, можно подкормить только несколько дней во время пахоты.
А так - кормить сеном.

А еще зерно нужно для птицы. Кур держать надо, хотя бы для того, чтобы платить данины (1 курица и 30 яиц с осьмухи). Семья держит 7 кур. Курице надо в месяц 2 кг зерна (как написано у Грацианского, 2 кг пшеницы, но уж не знаю, сеяли ли пшеницу, она требовала очень хорошей обработки почвы и давала нестабильный урожай, может, можно пшеницу заменить ячменем). Но тогда - по гарнцу в месяц на курицу, 84 гарнца на год на всех, а у нас в запасе всего 64 гарнца. Совершенно непонятно, чем курей кормили?
А приносила курочка в год, опять же если верить Грацианскому, 80 штук яиц (а на самом деле, видимо, меньше), получаем 560 штук в год, это и по два яйца в день на шестерых детей не получается.

Выручают коровы - для них нужно сено и яровая солома. Сколько молока дает корова в год?
На современные удои, конечно, ориентироваться нельзя, но вот у того же Грацианского "средняя корова дает 100 ведер молока в год" - то есть 1200 литров. Плохая корова - 40 ведер, 480 литров. Возьмем нечто среднее между средней и плохой коровой, 900 литров молока в год. В хозяйстве четыре коровы, это 3600 литров, по 10 литров молока в день! Каждому по литру. И на том спасибо. Правда, как я полагаю, далеко не все это молоко доставалось семье, но об этом дальше.

Да, и еще же в хозяйстве были свиньи (а также теленок, овцы, козы, гуси), так что было на крестьянском столе и мясо. 
Пробую посчитать, сколько. Правда, данные современные, а какими они были двести лет назад, я не знаю.
Теленок 300 кг живого веса - примерно 180 кг мяса.
Три свиньи по 150 кг - примерно 350 кг мяса.
Пять овец по 50 кг - примерно 60 кг мяса
Две козы по 35 кг - примерно 28 кг мяса
Три гуся по 6 кг - примерно 12 кг мяса
Итого 630 кг мяса, больше чем по 50 кг в месяц - очень даже много!
Только ведь коз и овец, как я понимаю, держали не ради мяса, а ради шерсти, да и если их всех на зиму зарезать, то на следующий год надо покупать ягнят, козлят,  поросят и гусят, так что мяса в год выходило существенно меньше, ну, допустим, раза в два, то есть по 25 кг в месяц на семью или 2 с лишним кг на душу - ну почти как в перестройку, когда мясо по талонам было по 2 кг на человека.
Вот только вот чем кормили крестьяне всю эту живность, прежде чем получить с нее мясо, остается для меня загадкой.

Во всяком случае попробую сосчитать, хватало ли сена коровам и другому скоту.
Корове надо на год 6 возов сена. Лошади - 12 возов. В хозяйстве две лошади, жеребенок, 4 коровы и теленок, 5 овец, 2 козы. Будем считать сено только на коров и лошадей - 48 возов.
С десятины луга получается 6 возов сена, а если луг хороший - так и 10 возов, а с десятины клеверного поля - так вообще до 20 возов (насчет наличия клеверных полей  1820 году я сильно сомневаюсь, ну может были небольшие участки дикорастущего клевера, но не более того).
Так что если у семьи были, например, три десятины хорошего луга и три десятины посредственного, то как раз 48 возов и набирается. Но впритык.

В общем, получается, что такого большого хозяйства только-только хватало семье на пропитание, и скот тоже был "на голодном пайке".

А надо ведь было еще подати платить!
Правда, подати за крестьян в казну вносили иезуиты, но потом-то с крестьян взыскивали! Или деньгами, или натурой (хлебом, льном, пенькой), или работами.
Подушная подать неуклонно росла и в 1820-е годы составляла 3 рубля с ревизской души (считались только мужские души). И где взять 18 рублей за 6 мужских душ? Цена четверти ржи в голодные годы взлетала до 20 рублей и более, но в голодные годы не до продажи ржи - самим бы с голоду не помереть. В обычные годы цена составляла около 10 рублей, значит, надо продать почти две четверти ржи... но взять ее неоткуда, поскольку по моим расчетам получается, что ржи и для собственного-то пропитания не хватало.

Можно, наверное, делать из молока и продавать масло. Из двух ведер молока - 1 кг масла, масло стоило 14 рублей пуд (379/3/682/122), так что для того, чтобы получить 18 рублей, нужно около 500 литров молока. При годовом удое в 3600 литров, наверное, можно такую часть выделить. Вот не зря же говорят, что корова- кормилица!

А еще ведь нужны деньги на какие-то покупки. Понятно, что хозяйство натуральное: лен и шерсть на одежду пряли и ткали сами, орудия труда (в основном деревянные) тоже делали сами, но нужны же были хоть иногда какие-то железные вещи, а здесь без покупки не обойтись. И соль надо покупать. И мельнику платить за помол зерна. И еще что-то...
Так что, видимо, на изготовление масла для продажи выделялась очень существенная часть молока. Ну и что-то из живности (например, гусей и поросят) приходилось продавать.

В общем, как-то мои подсчеты не помогают мне разобраться, каким образом могла прокормиться, одеться-обуться, платить подати и вообще жить эта семья.

А понять, как четверо взрослых и пятнадцатилетняя девчонка управлялись с этим огромным хозяйством и оравой детей, я тем более не могу.

Тем не менее трудозатраты на некоторые работы я пробовала подсчитать. Правда, для правильного подсчета надо разбираться в технологии сельского хозяйства тех времен, а без этого расчеты будут ну очень приблизительные, но уж как получается.

Посев.
У Грацианского нормы на десятину указаны такие:
- два раза вспахать плугом, по 3 дня работы
- три раза забороновать - по четверть дня
- засеять десятину рукой - 1 день
Получается 8 дней на десятину.
По другим данным: Милов пишет, что на однократную вспашку десятины на хорошей земле уходило от одного до трех дней, а на тяжелых почвах время увеличивалось в несколько раз.
В Стайках земля "посредственная". И пахали не плугом, а сохой.
В середине 19-го века, при проведении реформы Киселева, были составлены нормы трудозатрат на выполнение крестьянских работ (1589/1/61/43)
Там на запашку и боронование одной десятины выделяется 9 дней под озимые и 6 дней под яровые (непонятно, почему нормы разные), и еще один день на вывоз на поле семян и посев.
В хозяйстве 3,5 десятины озимого поля и еще один озимый помещичий морг. Ну будем считать 4 десятины, нужно 40 рабочих дней. А сроки-то на посев не резиновые!
В семье двое мужчин, можно справиться за 20 рабочих дней, три с лишним недели (в воскресенье, как я понимаю, не работали - это святое). Но это если во время пахоты нет пригона. А если в неделю еще два мужских пригонных дня, то получается, что в своем хозяйстве двое мужчин могут работать  только пять дней в неделю, и на сев озимых им нужно четыре недели, удачные сроки для посева пройдут.
Вот для того, чтобы уложиться в сроки, приходилось жертвовать качеством обработки земли. Отсюда, опять же, низкие урожаи.
На посев яровых времени получается поменьше - ну пусть три недели, хотя непонятно почему.

Покос.
У Грацианского норма приведена такая: накосить воз сена - 4 часа. Если с десятины получается 6 возов, то это 24 часа.
В "нормах трудозатрат" на кошение сена дается два дня на десятину. Ну если косить по 12 часов в день...
И еще столько же времени дается на то, чтобы переворошить сено и сгрести в копны.
Это хорошо, если погода сухая, а если сыро, то затраты на просушку возрастают кратно.
И еще на укладку сена в скирды выделяется 1 день.
Итого 5 дней на десятину. В хозяйстве 6 десятин, 30 рабочих дней.
Но если считать затраты не на десятину, а на один воз сена (4 часа кошение, 4 часа просушка, 2 часа укладка в скирды), и рабочий день брать все-таки 10, а не 12 часов, то на минимально требующиеся 48 возов сена получается 48 рабочих дней.
Сено убирали не только мужчины, но и женщины, так что вроде бы по срокам можно успеть, но во время сенокоса не только нужно было служить пригон, а еще и устраивались и сгоны, то есть в самую лучшую погоду все работоспособные крестьяне сгонялись на барский сенокос. Пусть всего на три дня, но при нашей-то погоде это может оказаться критичным.
А еще сено надо было свезти в усадьбу.
Воз сена считается 500 кг, но на самом деле на телегу нагружали меньше, так что воз перевезти - две ездки, и хорошо, если сенокосы недалеко от усадьбы, а если далеко?

Жатва.
У Грацианского написано, что жница серпом убирает гектар за 8 дней. В "нормативах трудозатрат" дается на уборку хлеба на десятину озимых 9 дней и яровых 6 дней (опять же непонятно, откуда разница между озимыми и яровыми)
Значит, на 4 десятины озимые (свои + помещичий морг) 36 дней и 4 десятины яровые 24 дня (на самом деле чуть больше, морг-то не полдесятины, а две трети)
Жатва - женская работа, но одна-то женщина должна дома на хозяйстве оставаться, значит, две женщины управятся с жатвой озимых как минимум за 18 рабочих дней - по срокам явно не получается, видимо, мужчины все-таки тоже жали. И снопы возили на гумно. Сколько ездок надо сделать - я даже считать не пыталась.

Молотьба.
Крестьянин за день может намолотить четверть ржи - это данные Грацианского. А в "нормативах трудозатрат" на молотьбу с укладкой соломы и очисткой зерна дается 9 дней на десятину.
Тогда получается, что на обмолот хлеба с 7 десятин (помещичий хлеб обмолачивался отдельно) тратилось 56 дней.
Хлеб обмолачивали обычно зимой, в свободное от полевых работ время.

Вывозка навоза.
Те самые 40-50 тонн навоза надо вывезти на поле. В "нормативах трудозатрат" на вывозку навоза дается 6 дней на десятину и еще 1 день на "раструску", то есть разбрасывание по полю. Тогда на 2 десятины, которые можно удобрить за год - 14 дней. Да еще во время вывозки навоза обычно тоже устраивались сгоны, когда все работоспособное население вывозило навоз на барские поля.

А были еще зимние женские работы.
Если верить Грацианскому, то для того, чтобы напрясть ниток и выткать 1 аршин полотна, крестьянке требуется 4 часа. Собственно, это зимний рабочий день. На рубаху надо 5 аршин. Значит, если каждому взрослому надо в год по две рубахи (а надо ведь не меньше, при тяжелой работе вещи быстро снашиваются), то нужно 50 аршин полотна как минимум. А еще детям тоже что-то надо, да и полотенца в доме нужны. Вот всю зиму и пряли и ткали. Не говоря уже о том, что для того, чтобы выросший на поле лен превратился в льняное волокно, нужно выполнить еще множество трудоемких работ.

А еще надо было огород обрабатывать, дрова рубить и возить, хлеб печь, коров доить, корм скоту задавать, постройки и сельхозорудия ремонтировать, и много чего еще делать.

В общем, тяжело жилось крестьянину. Мы это и в школе проходили, но слишком абстрактно. С конкретными цифрами понимается немного лучше, а прочувствовать это я, избалованная благами цивилизации, все равно не смогу. И это хорошо.


Рецензии