Фронтовая юстиция

О награждениях работников военных трибуналов в годы Великой Отечественной войны

Первые военные трибуналы в Советской России были созданы в 1918 году во время Гражданской войны. До 1940 года был принят целый ряд нормативных актов – постановлений Центрального исполнительного комитета (ЦИК) и Совета народных комиссаров (СНК), которыми значительно расширялась процессуальная подсудность дел военным трибуналам не только в отношении военнослужащих, но и гражданских лиц.

В связи с этим трибуналам стали, например, подсудны дела об измене Родине, шпионаже, терроре, взрывах, поджогах и других видах диверсий, о совершении гражданскими лицами государственных преступлений, если эти деяния имели «своим предметом сведения военного характера», должностных преступлениях начальствующего состава гражданского воздушного флота, работников воздушной службы Главного управления Севморпути. Рассматривались в армейских трибуналах также дела о воинских, государственных должностных и имущественных преступлениях, совершённых сотрудниками милиции, исправительных учреждений, военизированной и пожарной охраны, работниками экспедиции подводных работ (ЭПРОН).

22 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР в связи с нападением нацистской Германии на Советский Союз своим Указом утвердил «Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий».

Дела по законам военного времени слушались в упрощённом порядке. Военным судьям предоставлялось право рассматривать их по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения. Кассационный порядок обжалования приговоров был упразднён. Все приговоры, кроме с высшей мерой наказания, вступали в законную силу с момента провозглашения и немедленно приводились в исполнение.

Что касается расстрела, то о каждом таком приговоре военный трибунал должен был сообщить по телеграфу председателю Военной коллегии Верховного суда СССР, Главному военному прокурору Красной Армии или Главному прокурору ВМФ по принадлежности. В случае неполучения в течение 72 часов с момента вручения телеграммы адресату телеграфного сообщения от указанных лиц о приостановлении приговора, он приводился в исполнение. Правом приостановить расстрел наделялись также Военные советы округов, фронтов, армий, флотов и флотилий, командующие фронтами, армиями и округами с соблюдением той же процедуры.

Ещё до окончания войны трибуналы начали также рассматривать дела участников военных преступлений против мирного населения и их пособников. Первый из таких процессов был проведён в июле 1943 года в Краснодаре военным трибуналом Северо-Кавказского фронта. К ответственности были привлечены 11 сообщников гитлеровских палачей из числа советских граждан. А один из первых процессов, на котором судили очно нацистских преступников, состоялся в Харькове в конце 1943 года. Четверо гитлеровских палачей, виновных в смерти 30 тысяч мирных жителей, были приговорены к смертной казни через повешение [1].

Многие работники военных трибуналов в годы Великой Отечественной войны за свою службу были отмечены орденами и медалями. О некоторых из них расскажем в этой статье.

Младший лейтенант административной службы Галина Семеновна Якубовская на военной службе находилась с июля 1942 года. 18-летняя девушка была назначена судебным секретарём военного трибунала одной из общевойсковых армий, а в начале 1943 года Галина Семеновна была переведена на аналогичную должность в военном трибунале Карельского фронта.

Отмечалось, что Г. С. Якубовская «быстро овладев техникой своего дела, отлично и своевременно составляет протоколы судебного заседания, по делам рассмотренным военным трибуналом, а также исполняет приговора [так в тексте – прим. авт.] и определения». Галина Семеновна выезжала по заданиям командования в военные трибуналы армий, где оказала «большую помощь в работе судебным секретарям».

31 января 1944 года младший лейтенант административной службы Якубовская была отмечена медалью «За боевые заслуги». В том же году Галина Семеновна была ранена и проходила лечение в госпитале, после чего вернулась на службу. Окончание войны девушка встретила в звании «лейтенант юстиции». 1 августа 1945 года ей была вручена медаль «За оборону Советского Заполярья», а 11 августа – медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Капитан юстиции Михаил Маркович Иванов был призван на военную службу в июне 1941 года. В военном трибунале Западного фронта он занимал должность судебного секретаря.

Михаил Маркович проводил «большую работу по обобщению материалов судебной практики трибуналов фронта, давая правильный анализ причин, порождающих аморальные явления в частях войск». Эта деятельность помогла улучшить качество работы нижестоящих трибуналов и «исправить имеющиеся недочеты и ошибки в их судебной практике».

Руководством подчёркивалось, что М. М. Иванов «содействовал осуществлению военными трибуналами правильной судебной работы в их борьбе с преступлениями в рядах войск». 5 октября 1943 года капитан юстиции Иванов был отмечен медалью «За боевые заслуги». Окончание войны Михаил Маркович встретил в звании майора юстиции. В числе его наград были медали «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За взятие Кенигсберга».

Военный юрист 3 ранга Василий Иванович Куздуков служил в Красной Армии с 1919 по 1921 годы. После начала Великой Отечественной войны он вернулся на военную службу, заняв должность председателя военного трибунала 15-го района авиационного базирования (РАБ).

Василий Иванович регулярно проводил «профилактически-воспитательные мероприятия» среди личного состава частей РАБ, разъясняя законы и помогая командирам организовать их изучение бойцами.

Председатель трибунала своевременно информировал «о недостатках в частях, влекущих к преступлению». Военюрист выезжал в войска и на месте помогал командирам в «своевременном изжитии недостатков».

Руководство давало следующую характеристику председателю трибунала: «Тов. Куздуков не на словах, а на деле борется за железную воинскую дисциплину. В подходе к людям – правдивый и чуткий».

5 марта 1943 года военный юрист 3 ранга Куздуков был награждён медалью «За боевые заслуги». Позже Василий Иванович был отмечен медалью «За оборону Москвы». Военную службу офицер закончил 24 мая 1948 года в звании капитана юстиции.

Военный юрист 1 ранга Василий Георгиевич Вишняков служил в Красной Армии с 1918 года и имел богатый послужной список. Василий Георгиевич был участником боёв с Колчаком в 1918-1920 годах, конфликта на КВЖД в 1929 году и освободительного похода в Западную Белоруссию в 1939 году. К началу Великой Отечественной войны В. Г. Вишняков уже имел одну награду – медаль «ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии».

В июле 1940 года Василий Георгиевич был назначен председателем военного трибунала 11-й армии, продолжая занимать этот пост и после начала Великой Отечественной войны.

В наградном листе отмечалось: «За время военных действий в борьбе с немецкими захватчиками вел решительную борьбу с контр-революцией, паникерами, дезертирами и членовредителями, проводил большую общественно-политическую и правовую работу по укреплению воинской дисциплины в частях армии». Эта работа велась не только в тылу, но и на передовой.

Кроме того, подчёркивалось, что военюрист «проводил правильную карательную политику на практике во всех трибуналах армии, и добился, что выносимые приговоры Военных трибуналов на передовой линии фронта, в соответствии с боевыми задачами, поднимали боеспособность в частях и содействовали успеху в выполнении отдельных операций».

21 июля 1942 года военюрист 1 ранга Вишняков был отмечен орденом Красной Звезды. После введения в 1943 году новых званий для военно-юридического состава Красной Армии ему было присвоено звание «полковник юстиции».

Василий Георгиевич продолжал руководить военным трибуналом 11-й армии, проводя большую работу «по повышению юридической квалификации оперативного состава Военных Трибуналов». Несмотря на долгую болезнь, настигшую офицера в 1943 году, он продолжал управлять вверенным ему учреждением, оказывая помощь нижестоящим военным трибуналам.

4 июня 1944 года полковник юстиции Вишняков был удостоен ордена Отечественной войны II степени. 3 ноября 1944 года офицер был отмечен орденом Красного Знамени за выслугу лет, а 21 февраля 1945 года – орденом Ленина. Шестой наградой В. Г. Вишнякова стала медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Источники

1. Об утверждении Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий // Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. // Ведомости ВС СССР. – 1941. –  № 29.

2. https://pravo.ru

3. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 44677. Д. 608, 650.

4. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 4.

5. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682525. Д. 126.

6. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 1508.

7. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686043. Д. 50.

8. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 2013.

9. ЦАМО. Ф. 234. Оп. 3231. Д. 42 т.1, 43 т.1.

10. ЦАМО. Картотека награждений. Шкаф 16. Ящик 12.

11. ЦАМО. Картотека награждений. Шкаф 35б. Ящик 25.

12. Филиал ЦАМО (Архив военно-медицинских документов). Картотека ранений. Картотека общего учета. Ящик № 096-36.


Рецензии