Иди и не оглядывайся. Из цикла Эрарта

Ох, не люблю я выставки всевозможных «расчленёнок». Такие редко, в Эрарте, но бывают: разные мясные ужасы, например, была выставка с «интерактивом», в котором человеческие органы на магнитах можно было переставлять на железной доске.
Но эта - Машы Богораз. "Иди и не оглядывайся", просто отвратила! Это не «расчленёнка» –  страшнее, когда уродливые ночные кошмары воплощаются и выставляются на показ. Мастером в таком случае быть не обязательно, ведь всё и должно корчиться, и кочевряжиться. Фигура на ногах не стоит, а мы ему многочисленные ноги к железным палкам прицепим, головы - просто в любом положении бусами нанижем, а чего стараться, ведь в этих чудовищах и так всё переломано и хаотично. Глаз не получился, гипсом замажем, скажем, что так и задумано.
На фото Маша – симпатичная и даже изящная женщина, визуально без синдромов и дисплазий, и в описании выставки мне внушают что: «Жуть в работах Маши возникает не из желания привлечь внимание зрителя, как это происходит в поп-культуре. Ее творчество погружает нас в полузабытый мир былин и мифов». Но я не обнаруживаю в этих исковерканных крючкотворствах никаких мифов, и уж тем более былин. Я вижу «Сюр», и отнюдь не  Сальвадоровский «Сюрреализм», пусть даже некоторые конструкты Маши, стоящие на железных костылях и отсылают нас к Дали.
Маша решила зрителя именно напугать, и не нужно в предисловии к выставке придумывать отсылки к сказкам Гауфа и Гофмана. Ни у кого в этих сказках не было снесено пол черепа, а из раскрытого рта не торчала головка сиамского близнеца, между женских ног, произрастающих из пустоты не скалились целыми гроздьями перекошенные физиономии. Без тела все эти образы ни в каких сказках и былинах не были бы жизнеспособны, поэтому не стоило искусствоведу, писавшему об этой выставке вводить нас в заблуждение отсылками к сказкам Гофмана.
Нет в этом безобразии никаких сказок, как и вообще никакого культурологического подтекста, никакой сюжетной подоплёки, а одно лишь желание - напугать, отвратить.
Но в этом Маша перестаралась. Для такой задачи хватило бы и одного зала, но «шедеврами» было заполнено два. Когда я вошла во второй, на меня дохнуло зловонием морга и мёртвого тела.
Как у самой создательницы не «поехала крыша», ведь она не десять минут жила среди этих образов, а сойти с ума довольно легко… Трудно выкарабкаться из этого состояния. А ещё им можно «заразить» особо впечатлительных. Этим и опасны подобные выставки.
Работы, в основном грязно-белого цвета, что легко ассоциируется с костями, выкопанными из могилы, но ни с того ни с сего из мёртвого рта торчит словно кукольная, цветная головка, или манекенные конечности вдруг начинают краснеть. Иногда по грязному телу протекает ненавязчивый геометрический орнамент, но и он не несёт утешительного контекста, даже язычество к нему не притягивается за уши.
Зато в предисловии к выставке искусствовед нас уговаривает: «В комиксах и фильмах о супергероях тоже встречается этот прием: укус радиоактивного паука дарит простому школьнику сверхспособности, а его заклятыми врагами становятся человек-носорог, человек-осьминог и тому подобные химеры». Но все эти персонажи были жизнеспособны, они были химерами, и у них было тело, а у тела - анатомия. Тем и страшны работы Маши с красивой фамилией Богораз, что в них нет анатомии, есть кавардак из голов и ног, которых не известное количество, чумазые головы чаще всего равнодушно громоздятся между ногами.
Хоть какая-то анатомия есть в хищных зайцах на ходулях, там немного считывается подобие скелета, но чаще ни откуда взявшиеся руки, просто приклеенные к чему, попало ладони, (даже к железным «костылям»), так же пришпандоренные к чему-то бесформенному ноги, то из чего они произрастают абсолютно не понятно, потому что всё это в дырах, ямах и колдобинах. Так, что ни о каких супергероях из комиксов здесь речи не идёт, здесь их «совершенствами» и не пахнет.
Реакция людей на выставке была различна, некоторые пытались вникнуть, ища исток столь обильно извергающегося кошмара, некоторые, искали контекст, заявленный в статье к выставке, но вдохнув запах морга быстренько удалялись, а кто-то сразу бежал и не оглядывался. Но Маше действительно удалось оправдать название выставки: «Иди и не оглядывайся».
Лучше не оглядываться, а ещё лучше было бы не заглядывать, потому, что подобное искусство разрушающее, в данном случае хрупкую психику. Но люди доверяют Эрарте и эта выставка имела своего зрителя. Возможно, у кого-то сложилось совсем другое впечатление, и он нашёл в работах Маши нечто близкое и родное, тому я искренне сочувствую.
Маша Богораз. Выставка называется «Иди и не оглядывайся»


Рецензии