Великая антиколониальная революция. Гл. 29

   Военная тревога 1927 года

  Россия на протяжении веков была ценным активом западно-европейских колонизаторов.
   Очередной европейский гегемон использовал ее в своих военных конфликтах.
Назову лишь следующие:
- Русско-турецкие войны (с 1672 г. по 1917 г.). Россия воевала сначала на стороне Австрии, а затем - Великобритании и Франции.
- Северная война со Швецией (1700 - 1721)  за контроль за зерновым вывозом из России. Россия воевала на стороне Австрии и Голландии.
- Семилетняя война (1756—1763). Россия воевала на стороне Австрии.
- Войны с Наполеоном (1805 - 1815). Россия воевала на стороне Австрии и Великобритании.
- Подавление Венгерского восстания (1848—1849). Россия воевала на стороне Австрии.
- Первая Мировая война (1914 - 1917). Россия воевала на стороне Франции и Великобритании.
   Западноевропейские страны были также держателями российских долгов. В 1922 году на Генуэзской конференции у СССР потребовали вернуть российские долги на сумму 18,5 миллиарда золотых рублей. (На Великобританию при этом приходилось около 47% долга, на Францию — 35%). Для сравнения скажу, что весь доход государственного бюджета России в 1913 году составлял 3,4 миллиарда рублей.
   Конечно, западноевропейские колонизаторы были кровно заинтересованы в возвращении российского актива под свой контроль. Однако, помня неудачный опыт своих интервенций в период Гражданской войны, послевоенные европейские гегемоны Англия и Франция избегали прямого военного столкновения с СССР. Наиболее приемлемым для них вариантов явилось бы свержение власти большевиков руками белогвардейских антисоветских организаций.
   Всего за рубежом вследствие  Гражданской войны оказалось  более миллиона   эмигрантов из Российской империи. Наиболее многочисленной и активной белоэмигрантской антисоветской организацией являлся Русский общевоинский союз (РОВС). "Об­щее ко­ли­че­ст­во чле­нов организации до­хо­ди­ло до 100 тыс. чел." (Большая российская энциклопедия, РОВС). А в Китае белогвардейский "отряд (Русская бригада - А.П.), сформированный генералом К. П. Нечаевым, имел в своем составе пехоту, конницу, артиллерию и броневики. Его численность в 1925 г. достигала 4 тыс. человек" (Л.К. Шкаренков, Агония белой эмиграции, М., Мысль, 1986, гл.3, ч.2).
"В начале 1927 года, Великобритания, опасаясь потерять свои позиции в Китае в результате развернувшейся в этой стране революции 1925-1927 гг, потребовала от СССР прекратить военную и политическую поддержку гоминьдановско-коммунистического правительства. Отказ СССР выполнить условия "ноты Чемберлена" (23.02. 1927) привел к резкому ухудшению отношений между Британией и СССР. Британия разорвала торговые и дипломатические отношения с СССР" (сайт  hrono.ru, "Военная тревога" в СССР 1927 г.).
   "Зарубежная контрреволюция предпринимает в 1927 г. попытки организации ряда террористических актов ... в марте 1927 г. в Териоках (на явочном пункте финской разведки) состоялось совещание террористов, на котором присутствовал  генерал Кутепов (глава Союза Национальных Террористов при РОВС - А.П.). Он заявил о необходимости «немедленно приступить к террору», указывая, что английское и другие иностранные правительства дадут деньги только в том случае, если белая эмиграция докажет свою жизнеспособность тем, что будет активно бороться с Советской властью" (Шкаренков, там же). А вот что писал видный белоэмигрант А.И Гучков в письме от 15 апреля 1917 года (Коллекция ЦГАОР СССР: Гучков — Струве. 15 апреля 1927 г.):" Гучков поставил задачу предельно конкретно: «физически уничтожить правящую из Кремля кучку». И определил способ: «коллективное политическое убийство»" (Л.А. Можаева, Гучков Александр Иванович (1862 1936), Новый исторический вестник, 2002). "Для некоторых стран, рассуждал Гучков, борьбе с большевизмом стала вопросом национальным.  «Для Англии, например, вопрос крушения Советской власти, и притом в ближайшие годы... стал вопросом жизни и смерти». Он писал о создании «новых русских активных групп», о разработке «новых русских активных планов»" (Шкаренков,там же).
   В предыдущем 1926 году белоэмигрантами были осуществлены следующие террористические акты:
5 февраля -  покушение на советских дипкурьеров Теодора Нетте и Иоганна Махмасталя. Махмасталь был тяжело ранен, Нетте убит;
9 июня в Париже  убит редактор советской газеты "Новая Грузия" Г. Вешапели;
26 сентября -  покушение на  полномочного представителя ОГПУ в Ленинградском военном округе Станислава Мессинга.
   Лето  1927 года характеризуется всплеском террористической активности белоэмигрантских организаций. Активная террористическая деятельность продолжалась до конца года.
3 июня в Москве в доме N 3/6 на ул.Малая Лубянка, где проживают сотрудники ОГПУ, обнаружены и обезврежены взрывное устройство (весом в 4 кг) и зажигательные бомбы, заложенные террористами РОВС.
6 июня террористом РОВС Г.Радкевичем-Шульцем брошена бомба в бюро пропусков ОГПУ в Москве.
7 июня в  Варшаве  русским белоэмигрантом Б.Кавердой убит полпред СССР в Польше П.Войков.
7 июня  в Ленинграде группа из 3 террористов бросила 2 бомбы в здании Центрального партийного клуба,  получили ранения около 35 человек.
16 июня на Дальневосточной границе произошел бой пограничников Гродековского погранучастка (12 сабель) с белогвардейской бандой.
В июле на советско-латвийской границе в р-не г.Остров пограничниками задержана группа террористов-белоэмигрантов.
26 августа в районе местечка Пески, в шести верстах от города Петрозаводска пограничники заметили двух мужчин, которые оказали сопротивление и в перестрелке ранили трех пограничников. Один из неизвестных был убит, а второй скрылся в лесу, но вскоре, будучи окруженным, выстрелом из револьвера покончил с собой. Убитых опознали. Ими оказались. А. А. Шарин и С. В. Соловьев, прибывшие нелегально из Финляндии. До этого они убили лесника, пытавшегося их задержать.
2 сентября в  здании полпредства СССР в Варшаве  сотрудником полпредства застрелен белогвардеец Трайкович, пытавшийся совершить покушение на поверенного в делах СССР в Польше.
21 октября в Сестрорецком погранотряде произошел бой пограничника А.Коробицына с 4-мя нарушителями государственной границы - террористами РОВС, перешедшими из Финляндии.
22 октября пограничный наряд Благовещенского погранотряда ликвидировал перешедшую границу белогвардейскую банду полковника Карлова (5 чел), имевших задание взорвать ж/д-туннель в р-не ст. Облучье.
(сайт hrono.ru, "Военная тревога" в СССР 1927 г.)
В октябре 1927 года в Справке ИНО ОГПУ  о подготовке террористических актов против полпредств СССР сообщалось о подготовке нападений и покушений
-на Берлинское Полпредство СССР (при этом отмечалось, что поддержку терактам  белогвардейцев оказывают  правые немецкие фашистские партии),
- на Рижское Полпредство,
- на Полпреда в Эстонии,
- на Полпреда в Греции Устинова,
- на министра иностранных дел СССР Чичерина во время его пребывания в Берлине,
- на Полпреда в Италии  Каменева.
А также о предотвращенном покушении на Полпреда в Вене Берзина, о состоявшемся покушении на сотрудника Совконсульства в Париже Фомина (ранен в голову).
В справке приведены данные о террористических группах белогвардейцев во Франции и Польше. Сообщалось также, что шеф английской разведки в Греции Блэк (официально английский вице-консул) формирует диверсионные банды с целью переброски на Кавказ для разрушения советских нефтепромыслов(Рассекреченные документы внешней разведки по русской военной эмиграции 20-40-х годов XX века, сайт Службы Внешней разведки РФ).
   В статье " ЗАМЕТКИ НА СОВРЕМЕННЫЕ ТЕМЫ", опубликованной в «Правде» 28 июля 1927 г., Сталин в связи со всплеском террористической активности писал:
"Речь идет о реальной и действительной угрозе новой войны вообще, войны против СССР — в особенности ... Задача состоит в том, чтобы поднять обороноспособность нашей страны, подымать наше народное хозяйство, улучшать нашу промышленность, военную и невоенную".
   Немного раньше, 1 июня 1927 г. в «Правде» было опубликовано обращение ЦК ВКП(б) «Ко всем организациям ВКП(б), ко всем рабочим и крестьянам», в котором содержались сходные тезисы: «В результате политики империализма почва для мира становится все более шаткой... Война может быть нам навязана, несмотря на все наши усилия сохранить мир. К этому худшему случаю нужно готовиться всем трудящимся и прежде всего коммунистической партии. Не терять времени, подымать хозяйство, крепить транспорт и оборону".   
   Крепить оборону нельзя было без большой регулярной армии, а для существования регулярной армии, тем более для ведения ею войны, нужны были запасы продовольствия, в первую очередь, зерна. Однако именно кризис хлебозаготовок 1927 год показал, что при существовавших тогда порядках в деревне задача надежного обеспечения государства продовольствием решена быть не может.


Рецензии