Как мы работали на практике, часть I
Почему туда – все просто, как то раз мама привела меня к себе на работу и меня там покатали на этом самом клещевом кране – прикольно было, чё бы не пойти туда работать. Ну я то, что этот самый кран висел в нескольких метрах над разогревающими колодцами с температурой больше тысячи градусов, кондей в кабине работал кое как и регулярно ломался, и работа капец какая творческая - как то по молодости не принималось во внимание.
К 8-му классу разум немного пробудился, и от этой светлой мечты имбецила пришлось отказаться. Но учиться все равно не хотелось. Встал известный русский вопрос «Что делать?». Чтобы поступить в институт, надо было еще закончить 9 и 10 класс (да, мы тогда учились в школе 10 лет вместо теперешних 11, правда, учились и по субботам, что сильно обламывало, но и 10 лет для меня тогда казались нереальным сроком), сдавать вступительные экзамены, а потом еще пять лет по часу-полтора в один конец до него на перекладных добираться - да ну его нафиг, лень!
Поэтому я принял соломоново решение - раз ПТУ и институт отпадают, пойду я тогда после 8 го класса в техникум – экзамены сдавать не надо, да и идти пешком максимум минут пятнадцать, плюс учиться четыре года вместо пяти и минус 2 года школьной каторги.
С выбором специальности я тоже не стал сильно заморачиваться – раз сестра училась на электрика и её муж учился на электрика (он к тому же в том же техникуме, куда я собрался) – ну и я тогда пойду на электрика, авось будет мне от них помощь в учёбе, а после окончания учёбы какое-нибудь протеже по устройству на блатное место с кучей денег и перспектив.
Какой из меня работяга, когда на труде мне ставили четверки исключительно из жалости к моей старательности в порче всяческих заготовок- я, как обычно, не задумывался.
Учеба в техникуме – отдельная история, но если вкратце – она мне понравилась еще меньше, чем в школе, благо на втором курсе ввели свободное посещение – об этом тоже отдельная история.
Но в техникуме тогда помимо учебно-теоретической части была ещё и рабоче-практическая, где нам красочно показывали, какое счастливое и перспективное трудовое будущее нас ожидает.
В общем, не любил я учиться, пока не началась практика.
Часть первая, зимне-трансформаторная.
Дело было зимой, и отправили меня чинить-проверять промышленные трансформаторы (это не те трансформаторы, что во всяких магнитофонах-телевизорах размером не больше кулака, а такие солидные мощные многометровые и многотонные железяки).
Я как то по другому представлял себе будущую работу. Хотя, если честно, я совсем её плохо представлял, но все же в моем воображение это было что то захватывающе-интересное – типа, ты ходишь по разным чистым и теплым залам с разноцветными лампочками и рубильниками в белом халате и с умным видом что-то где-то переключаешь, наконец – ВАУ!!, нужные лампы и кнопки загораются! УРА!! Авария устранена, завод и город спасен от неминуемой катастрофы (ну, как это обычно показывают в кино, кто ж знал, что у нас кино и жизнь так сильно отличаются).
В реальности нужно было встать в 5-20 утра, чтобы, кое-как продравши глаза, идти-бежать (в зависимости от времени выхода) в ночи по бодрящему сибирскому утреннему морозцу градусов эдак при хорошем раскладе в 25-30 на трамвайную остановку, потом трястись, скукожившись, – до сих пор помню точно, настолько врезалось в память – 10 остановок, 22 минуты.
Добежав легкой рысцой до цеха, надо было переодеться в робу, попутно вытряхивая из неё тараканов, живущих большими дружными семьями в шкафах для хранения спецодежды, и идти на раскомандировку-инструктаж по технике безопасности, на которой нас учили-дрючили бригадир с мастером приблизительно по следующей схеме в стиле раннего Хичкока.
- … (любить) вашу мать, идиоты, сколько раз вам, б … (можно), объяснять, что нужно отключать цепь перед ремонтом с двух сторон!!! На прошлой неделе один на пятой подстанции не отключил, так ему дугой руку и … (не руку, а еще более важную конечность) отрезало. Ну ладно без руки, но на….(зачем) он без … (этой другой важной конечности) жене теперь? Далее, как говорят переводчики, шла непереводимая игра слов.
Потом наступало самое интересное время – принеси-подай, пошел …(подальше) - не мешай – сплошное творчество и полет фантазии – можно было подать ключ 17\19 стороной на 17, а можно было скреативить и внести свежую струю – подать стороной на 19!! Как интересно!! Не зря столько учились!
Да и вообще, делать тех. обслуживание этих самых трансформаторов зимой – это такое увлекательное занятие! Приезжаешь себе в чисто поле, где из сугроба торчит эта дура, залезаешь на нее и давай на сибирском морозе развлекаться – откручивать болты размером с кулак по периметру всей крышки – их там штук 20, и все с грузинской фамилией – Заржавелли, поэтому и не хотят покидать насиженные гнезда.
После успешного завершения этого квеста – спасибо молодости и умельцам, приварившим трубу к гаечному ключу, увеличив тем самым рычаг и уменьшив количество этой развлекухи и матов– открываешь крышку – смотришь – масло масляное, все в порядке и ПА-БА-БА-ПАМ – закручиваешь обратно.
На вопрос, можно ли было сделать трансформатор так, чтобы для проверки состояния масла и его уровня не надо было его разбирать – я был послан в край любопытных практикантов, с напутствием, что если еще буду умничать, то буду пассатижами гайки откручивать.
Ну не любили тогда на заводе молодых да ранних и шибко «вумных», у которых молоко нигде не обсохло, ибо если сказали тебе – работать отсюда и до обеда, так ковыряйся потихонечку, не напрягая старших товарищей различными рацпредложениями, ведь ещё, не дай бог, план добавят, а оно им надо?!
Хотя меня это несколько удивило – зачем нам тогда столько предметов преподают про эффективность, рационализацию, оптимизацию и прочие –ности и –зации, и где здесь ежедневно звучащие с телевизоров того времени «улучшить и углУбить» нашего перестроечно-ускоряющего кормчего?
Что то тут явно было не так.
Свидетельство о публикации №226011000814