Беседы с мудрецами Карел Чапек
Карел Чапек — (9 января 1890, Мале-Сватонёвице, Австро-Венгрия – 25 декабря 1938, Прага, Чехословакия) — выдающийся прозаик и драматург, классик чешской литературы XX века. Самыми известными его произведениями стали сатирический антифашистский роман «Война с саламандрами», сборник юморесок «Рассказы из одного кармана. Рассказы из другого кармана» и научно-фантастическая пьеса «R.U.R.», в которой автор впервые назвал механических людей «роботами» (и ввел этот термин в употребление).
М. М. – Уважаемый господин Чапек, остроумнейший англичанин О. Уайльд писал: «Воображение дано человеку, чтобы утешить его в том, чего у него нет, а чувство юмора – чтобы утешить тем, что у него есть». А Вам юмор помогал в жизни?
К. Ч. – Юмор – это всегда немножко защита от судьбы.
М. М. – Во всяком случае, если он не полностью защищает, то смягчает удары. Как шутил блистательный Б. Шоу, «Иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от намерения вас повесить». Люди не всегда желают повесить автора, зато часто умеют уничтожить несправедливой и обидной критикой. Что Вы думаете о критиках?
К. Ч. – Критиковать — значит объяснять автору, как сделал бы я, если бы умел.
М. М. – К сожалению, нередко несостоявшиеся писатели и поэты становятся привередливыми критиками. Возможно, ими движет скрытая неудовлетворенность собой?
К. Ч. – Если не можешь сделать сам, по крайней мере помешай другому.
М. М. – Порой они в этом преуспевают. Но не будем о них – лучше поговорим о прекрасном. Что Вы думаете о дамах?
К. Ч. – Если женщина не сдаётся, она побеждает, если сдаётся — диктует условия победителю.
М. М. – Однако не каждый мужчина выносит такой диктат – некоторые предпочитают холостую жизнь и в качестве друга заводят собаку.
К. Ч. – Всё верно: человек заводит собаку, чтобы не было чувства одиночества. Собака в самом деле не любит оставаться одна.
М. М. – На мой взгляд, человеку для общения все-таки нужен другой человек, с которым можно поговорить. Друг, с которым хочется обсудить все, что тебя по-настоящему волнует. Попросить совета, поделиться наболевшим. К сожалению, такого друга очень редко можно встретить. Люди общаются, но не слышат друг друга.
К. Ч. – Слышать — это больше, чем понимать слова.
М. М. – Да, и потому приходиться разговаривать с собакой или табуреткой. Моя приятельница на эту тему написала стишок:
С людьми беседую я редко.
К чему пустая болтовня!
Мой собеседник – табуретка –
всегда дослушает меня.
И никому не скажет лишнего. Ведь это большое благо?
К. Ч. – У каждого из нас есть в душе чувствительное место, еще не покрывшееся кожей и волосами: местечко обнаженное и болезненно дрожащее, которое мы хотели бы скрыть от всего света.
М. М. – Такие молчаливые друзья не лезут в душу, а потому это наилучшие слушатели. К тому же многие люди любят рассуждать на темы, в которых совершенно ничего не понимают, причем выражают свои мнения весьма уверенно и безапелляционно.
К. Ч. – Представьте себе, какая была бы тишина, если бы люди говорили только то, что знают.
М. М. – Это невозможно себе вообразить. Невежды очень любят разговаривать на умные темы.
К. Ч. – Саранча — стихийное бедствие, хотя в одиночку она совсем не страшна. То же самое с дураками.
М. М. – Как заметил Антуан де Ривароль, «Будь дураки способны понять, какие страдания мы из-за них претерпеваем, даже они прониклись бы к нам жалостью».
Невольно вспоминается песня Б. Окуджавы:
Антон Палыч Чехов однажды заметил,
Что умный любит учиться, а дурак — учить.
Скольких дураков в своей жизни я встретил —
Мне давно пора уже орден получить.
Дураки обожают собираться в стаю,
Впереди главный — во всей красе.
В детстве я верил, что однажды встану,
А дураков нету — улетели все;!
…………………………………………….
Дураком быть выгодно, да очень не хочется.
Умным очень хочется, да кончится битьём…
У природы на устах коварные пророчества.
Но может быть, когда-нибудь среднее найдём?
Как-то не верится, что найдем что-то, всех устраивающее, если за столько веков не смогли.
К. Ч. – Сад никогда не бывает окончательно устроен. В этом отношении он подобен человеческому обществу и всем людским делам.
М. М. – В наше рыночно-цифровое время придумано множество всяких технических усовершенствований, вплоть до искусственного интеллекта, чтобы облегчить людям жизнь. Некоторые считают, что многие профессии отойдут в прошлое – всё будут выполнять предсказанные Вами роботы. Что скажете?
К. Ч. – Много придумано для того, чтобы не думать.
М. М. – Будем надеяться, что во все времена сохраняются люди с привычкой мыслить самостоятельно, они никогда не переводятся. Какая мысль часто приходила вам в голову, когда думали о тернистом пути развития человечества?
К. Ч. – Когда животное бьют, глаза его приобретают человеческое выражение. Сколько же должен был выстрадать человек, прежде чем стал человеком.
М. М. – Поскольку путь развития еще продолжается, позволим себе надеяться на свет в конце туннеля.
К. Ч. – Когда-нибудь люди поймут, что никакая победа не стоит того, чтобы ради нее воевать.
М. М. – Но люди, воюющие за победу над врагом и защищающие свою Родину, никак не могут с Вами согласиться. Хотя в перспективе мы все мечтаем о мире без войн. Пока за всю историю человечества такого не было.
К. Ч. – Кто хочет помогать людям и спасать мир, тот всегда натыкается на чей-нибудь интерес.
М. М. – Этот интерес – ненасытная алчность, стремящаяся захватить все, куда сможет дотянуться. Или религиозный фанатизм с его яростным стремлением всем навязать свои «правила». Увы, мы вынуждены жить в этом мире. И желательно, сохранять при этом душевное равновесие. Как быть?
К. Ч. – Скажу вам, друзья, чистая совесть — вот лучшая гигиена.
На этой утешительной фразе М. Михайлов, поблагодарив за интересный разговор, простился со своим замечательным собеседником.
Свидетельство о публикации №226011000959