Называйте меня Элизабет. Гл. 3-4

Гл. 3
Перед отправкой на бал было много шума и суеты. Лиза с тоской ожидала очередного провала и мечтала, чтобы тяжёлый день поскорее закончился. В экипаже было холодно и тесно. К тому же сильно воняло кошачьей мочой. Трясясь и подскакивая на каждой дорожной ямке, Лиза размышляла: за что ей это? Почему вселенная над ней так посмеялась, она всего лишь любила почитать перед сном. Неужели, Джейн Остен решила ей испортить жизнь?

- Китти, выпрями спину и прекрати сопеть носом! Это производит неприятное впечатление! - заявила мамаша Беннет.

- У меня нос заложен и в горле першит! – пожаловалась бедняжка Китти.

- Ах, мама, как вы думаете, офицеры будут на балу? Я мечтаю потанцевать с Денни, он так мил и любезен! – вставила Лидия.

И они все хором принялись обсуждать этих офицеров. Лиза задыхалась в туго затянутом корсете и с ненавистью смотрела на них. Как они могут все это так легко переносить? Да ещё мечтать о танцах, когда невозможно даже вздохнуть нормально?

- Лиззи! Не корчи гримасы! Это тебя не украшает! Лучше бери пример с Джейн и мило улыбайся. Я вижу, что ты взяла эту скучную книгу на бал? Надеюсь, ты не собираешься там заняться чтением? С нас достаточно одной учёной Мэри! Не надо брать с неё пример!

Лиза испугано покачала головой. Она и правда затолкала томик в маленькую сумочку из ткани, напоминающую мешок. Вот ведь задолбала своими нотациями! Эх, трудно быть молодой девицей на выданье в девятнадцатом веке. Она даже и не подозревала, как тут всё запущенно!

- Ах, маменька, Лиззи у нас такая умница, - пролепетала Джейн.

- Да! – важно подтвердила миссис Беннет. – Но вот только мужчины не любят слишком образованных девиц. Поверьте моему опыту, излишняя ученость только отталкивает мужчин. Вы должны уметь поддержать светский разговор и этого вполне достаточно для молодой девицы! Слышишь, Лиззи? Не стоит из себя изображать ту, кем ты не являешься!

Мамаша Беннет ещё долго разглагольствовала на тему воспитания и обучения благородных девиц. От её напыщенного тона, Лизу затошнило, и она со злостью подумала, что долго не сможет притворяться.

Когда они наконец остановились, она была почти без сил и едва не вывалилась из экипажа. Хорошо, что Джейн подхватила её под локоть и прошептала:

- Как ты себя чувствуешь? Ты очень бледная, у меня в сумочке нюхательная соль, дать тебе? И смотри под ноги не вступи в конскую какашку, это будет просто катастрофа и вечер для тебя будет испорчен.

Лиза отказалась от соли и поспешила пройти в особняк, зорко посматривая под ноги. Как она и предполагала, в доме было тепло и приятно пахло. Обилие свечей, цветов и разряженной публики. Она с любопытством заглянула в бальную залу, где увидела Джейн в компании двух молодых людей. Предположив, что это Бингли и Дарси, она поскорее покинула залу и перешла в другое помещение. Здесь были накрыты столы, а вокруг них восседали почтенные дамы, поглощая изысканные закуски и сплетничая о знакомых.

От обилия еды в животе заурчало, и Лиза вспомнила, что они не ужинали. Обедали здесь поздно, но она почти не ела и теперь чувствовала голод. Рядом на столе стояла большая чаша с пуншем, и она смело налила себе бокал и пригубила. Горячий крепкий напиток обжёг горло, и она едва удержалась от кашля, под возмущённым взглядом миссис Беннет. Затолкав в рот маленькую корзиночку с паштетом, поспешила покинуть помещение и продолжила экскурсию. Следующая комната – музыкальный салон. Там стоял огромный рояль, вдоль стен - мягкие кресла и диваны. Здесь пока никого не было, и она уже хотела разместиться на диванчике в углу, но испугалась, что к ней пристанут с вопросами и вернулась в бальную залу. Здесь тоже стояли диваны и на одном из них сидела Мэри, прямая как жердь.

- Китти и Лидия ведут себя неподобающим образом. Они прилипли как пиявки к двум молодым офицерам! Ты только взгляни.

Не успела она опуститься рядом с занудой, как та принялась возмущаться поведением младшеньких сестер Беннет.

- А почему ты не танцуешь?

Хотя это как раз понятно, а вот что делать ей, если сейчас появится Дарси? Она достала книгу и решила спрятаться за её разворотом. Авось пронесёт.

- Мэри, я что-то не вижу тут мистера Дарси! Ты случайно его не встретила?

- Да, что ты, Лиззи! Вон же он стоит у камина и глаз с тебя не сводит!

Вот беда! Как он хоть выглядит, этот знаменитый Дарси? Так, брюнет, с мрачным взглядом! Достаточно романтичная и вполне приятная наружность, но уже по взгляду читается, что характер тяжёлый! Она его определённо боится! Надо бежать к мамочке под крылышко.

- Что вы читаете?

О, опоздала. Он каким-то чудом оказался рядом с диваном, на котором она расположилась с книгой. Пока она размышляла, как ответить, он снова задал очередной глупый вопрос:

- Что вы думаете о книгах?

- О книгах? О нет, я уверена, что мы с вами никогда не читали одних и тех же книг. И уж во всяком случае не испытывали при чтении одинаковых чувств.

- Мне жаль, что вы так думаете. Но даже если бы вы были правы, тем легче нам было бы найти тему для разговора. Мы могли бы сопоставить различные мнения.

- Нет, я не в состоянии говорить о книгах во время бала. Здесь мне на ум приходят другие мысли.

Эх, только бы танцевать не пригласил! Лиза продолжала мило улыбаться, заталкивая бесполезную книгу в сумку. О чём бы поговорить? Будет шпарить прямо по тексту книги, авось попадёт пальцем в небо.

- Помнится, мистер Дарси, вы признавались, что едва ли простили кого-нибудь в своей жизни. По вашим словам, тот, кто однажды вызвал ваше неудовольствие, не может надеяться на прощение. Должно быть вы достаточно следите за тем, чтобы не рассердиться без всякого повода?

- О да, разумеется, — уверенно ответил Дарси.

- И никогда не становитесь жертвой предубеждения?

- Надеюсь, что нет.

Зря надеешься, она могла бы доказать это в два счёта, но лучше промолчать. Между тем, Мэри отправилась с важным видом в музыкальный салон, Лиза за ней, а мистера Дарси удачно перехватил кузен Коллинз. До него, наконец, дошло, что Дарси родственник его благодетельницы леди Кэтрин, и он поспешил высказать ему своё восхищение.

- Фу, слава богу, это надолго! – пробормотала Лиза и прошмыгнула к накрытым столам.

Похоже, молодые девицы тут только ради танцев, но она не собирается голодать. Ухватив куриную ножку в желе с большого блюда, она с наслаждением вцепилась в неё зубами.

- Что ты творишь? – прошипела миссис Бенннет, хватая её за локоть. Она появилась так внезапно, что от неожиданности Лиза едва не уронила курицу.

- Мама, я хочу есть!

- С ума сошла? Положи курицу и возьми конфету. Ты окончательно погубишь свою репутацию и опозоришь всю нашу семью.

- Да? Вы бы лучше взглянули на свою любимицу Лидию. Вот кто позорит семью.

В этот момент, Лидия пронеслась как метеор, за ней бежал какой-то молоденький офицерик. Из музыкального салона донеслись нестройные звуки и жалкое пение Мэри.

- Вы бы лучше запретили петь Мэри, она распугает всех гостей!

- Глупости! Мэри прекрасно поёт, но некоторые не в силах оценить её пение. Например, Шарлот Лукас, она вечно высказывает недовольство. Впрочем, чему удивляться? Она так некрасива, что рискует остаться в старых девах! Леди Лукас пора бы позаботиться о её будущем, но она и пальцем не двинет в эту сторону. А вот мои труды вскоре увенчаются успехом! Ты заметила, что Бингли ни на шаг не отходит от твоей сестры? Я прямо вся в предвкушении того дня, когда Джейн войдёт в этот дом хозяйкой!

Лиза слушала болтовню миссис Беннет и не забывала налегать на курицу. Сейчас бы чашку кофе или чая, но, видимо, на балах не принято распивать чаи. А жаль! В этот момент, к ним подошёл мистер Коллинз, с довольным видом кота, объевшегося сметаны.

- Ах, какой прекрасный дом! Но он, конечно, не сравнится с домом леди Кэтрин. Вот послушайте, одних окон там…

Но Лиза не стала слушать и потихоньку начала перемещаться в бальную залу и здесь на беду она снова столкнулась с Дарси. Она по глазам видела, что он сейчас пригласит её танцевать и она точно опозорит всё семейство Беннет. Надо было срочно задеть его гордость, и она спросила первое, что пришло ей в голову:

- Как вам кузен Коллинз? Правда он мил?

Дарси нахмурился и спросил:

- Так он ваш родственник? Он нёс какую-то чепуху про леди Кэтрин, и я решил было, что он из родни. Занятный джентльмен, вот только сразу видно, что занудлив без меры.

- Он приходской священник и приехал погостить к отцу. Вроде как хочет посвататься.

Тут она прикусила язычок, ой, нехорошо получилось. Дарси удивлённо посмотрел на неё и спросил:

- Он сватается к вашей сестре Джейн?

Чтобы не сболтнуть лишнего она извинилась и сказала, что ей срочно нужно найти маменьку. Заиграла музыка и ряды дам и кавалеров выстроились в две шеренги для танца, а она поспешила найти тихий уголок и забиться туда. В глубокую нишу, наполовину укрытую занавеской. Широкий подоконник предлагал спокойно посидеть и отдохнуть от бальной суеты. От окна сквозило, и она сразу замёрзла в своём тонком лёгком платье, но твёрдо решила отсидеться тут.

Хорошо, что сидеть ей не пришлось долго. Прозвучали несколько танцев, и гости начали потихоньку покидать гостеприимный дом. Завидев мамашу Беннет в окружении дочурок, она поняла, что самое время присоединиться к компании.

- Лиззи! Где ты была? Тебя искал этот неприятный господин Дарси! Да, он имел наглость расспрашивать меня о тебе!

- И что вы сказали?

- А ты как думаешь? Сказала, что ты скорей всего в обществе кузена Коллинза! Вот и он, кстати! Отец пошёл распорядиться насчет экипажа, мы уезжаем.

«Слава богу», - подумала Лиза. Она пережила этот бал благополучно и даже, вроде, не опозорилась, хотя мамаша Беннет может иметь другое мнение на этот счёт.

Без приключений добравшись до дома и оказавшись в своей холодной и сырой спальне, она с наслаждением и с помощью Джейн избавилась от корсета и запаковалась в толстую серую ночную рубашку. Рубашка с глухим воротом была похожа на арестантскую робу, но зато тёплая, хотя ткань грубая и колючая. Но это не главное, упав в кровать она подумала, что хорошо бы принять тёплый расслабляющий душ, но это теперь ей будет только сниться в счастливых снах. Из удобств был ночной горшок и кувшин с водой. Она не знала, как этим пользоваться, пока Джейн не налила в тазик воды и немного поплескала себе на лицо и шею.

- Умойся, дорогая! Тебе сразу станет легче!

Ах, кто бы мог подумать, что шикарный бал – это потруднее работы. Она лучше бы горшки на кухне мыла, чем ходила по лезвию ножа среди этих блестящих господ и трепетала, что в любой момент допустит непоправимый промах. Который ляжет несмываемым пятном на репутацию семьи Беннет.

Гл.4

- Представляешь, я захожу, а она сидит на краешке стола, юбка длинная и разрез сбоку. Разрез чуть не до попы и резинка чулка торчит, представляешь?

- Угу, представляю! Стучаться надо, когда в кабинет входишь.

- Я стучала, а они даже ухом не ведут! Фу, неудобно так получилось! Лизок, чего грустишь? Иди с нами чай пить или кофейку можем налить?

Лиза работала в компьютерном классе университета. Здесь можно было поработать на компьютере в свободное время между лекциями или распечатать документы. Каждое утро студенты как с цепи сорвавшиеся, прибегали около девяти часов утра с выпученными глазами и пихали Лизе свои флешки.

- Мы работаем ровно с девяти, а ещё без пяти девять. Да, не могу, должна снять верхнюю одежду и включить кассу!

Каждый день одно и тоже. Студенты по своей неорганизованности оставляли всё на последний момент, другими словами тянули до последнего утра, а потом ломились в дверь и требовали срочно им помочь. А она не «скорая помощь», и не обязана работать в режиме аврала. Эх, давно пора сменить работу, и мама так считает, и Соня постоянно твердит, что она способна на большее!

Но сегодня утро выдалось особенно тяжёлое: всю ночь она угорала на балу девятнадцатого века и отбивалась от кавалеров, мечтая не опозорить честь благородного дома. Вот как бывает! А вы говорите – кошмары! Да это страшнее всякого кошмара и хорошо, что это только сон, но такой реалистичный!

Она проснулась от знакомой мелодии будильника и сразу поняла, что снова у себя в квартире. Вот новое постельное бельё, которое она заказала на Озоне. На ней пижама в розовых котиках, мягкая и пахнущая кондиционером для белья. Она даже зажмурилась от счастья, что всё в её жизни опять стало просто и знакомо. И да, позволила себе расслабиться и пила кофе на десять минут дольше, чем обычно. Ведь она снова одна, никто не смотрит ей в рот и не делает замечания! Она даже не подозревала, как она счастливо жила до этой ночи.

Книга «Гордость и предубеждение» была положена в сумку. Так, на всякий случай. Вдруг, ей снова приснится Дарси, надо освежить память и знать о чём с ним беседовала книжная Элизабет.

- Так как насчёт чая? Хватит мусолить эту книгу, пообщайся с коллегами!

- Ставьте чайник!

Коллеги правы, так и не заметишь, как из книжной Элизабет превратишься в книжную зануду Мэри! В соседнем с компьютерным залом помещении, располагался небольшой кабинет программистки Жени. Женя смотрела сквозь пальцы на то, как нахальные девицы-администраторы превращают её кабинет в кухню, и гоняют чаи пока нет посетителей. Сама она всегда пила кофе большими кружками, не отходя от компа, и не участвуя в пустой болтовне девчонок.

- А вы слышали новость? У нашего подразделения наконец появилось начальство! – задорно блестя глазами объявила Маша.

Маша и Саша – две подружки, закончили один колледж и вместе удачно пристроились администраторами компьютерного зала. Они обе в подчинении у Лизы и сегодня она вдруг подумала, что напоминают они ей Лидию и Китти. Такие же легкомысленные болтушки-хохотушки.

- Тоже мне новость, – проворчала Лиза. – Как говорится: свято место пусто не бывает. Вот теперь новое начальство закрутит гайки и сошлёт всех на галеры. Зря веселитесь!

- Ой, чего такая серьёзная? Ну, сошлёт, первый раз что-ли? Не конец ведь света? – рассмеялась Маша.

- Не, это новость хорошая! – глубокомысленно заявила Женя из-за своего компа. – Конец года – время годовых отчётов и планов. Так бы на меня навалили, а тут пусть начальство отдувается!

- Ага, наивная! Это начальство сюда не работать ходит, так что и не мечтай, что станет легче в плане бумажной отчётности!

Девчонки принялись перемывать косточки коллегам и даже никто не уточнил, как зовут новое начальство. Лиза решила, что это женщина, мужчины в процентном соотношении уверенно проигрывали женщинам по всем позициям рабочих мест в их университете.

Допив кофе, она вернулась на рабочее место. Там уже сидели двое студентов за включенными компами и азартно переписывались в ВК. Она взялась уже было за книгу, как на пороге появился новый посетитель – молодой мужчина в костюме. Судя по растерянному виду – студент первокурсник.

- Добрый день, - поздоровался он. – Как у вас тут дела?

Лиза подняла брови и отложила книгу. Нет, студенты частенько вежливо интересовались её делами, но как правило, это были второкурсники или те, кто все свободное время проводил в зале. Их Лиза знала уже в лицо и по фамилиям.

- Добрый день, проходите в зал и занимайте свободное место! Не стоит торчать в дверях и загораживать проход!

- Да, я на минутку, - смутился парень. – Только узнать, как у вас тут дела и нет ли проблем? Если есть жалобы – идите прямо ко мне. Напрямую!

Ох, как мило! Вот так шутник! Лиза могла бы подыграть, но игривости не было, да и настроение хохмить. Это всё, пожалуйста, к Маше. Ошиблись адресом, гражданин. Примерно в этом духе и ответила.

- Да вы не поняли! Меня зовут Тихон Андреевич!

- Очень приятно, Тихон Андреевич, но я и правда не настроена шутить с вами!

Лицо у парня вытянулось, он молча развернулся и вышел. Пошёл нафиг про себя подумала Лиза, но на душе стало неспокойно. Странный визит не выходил из головы, и она решила пойти к Жене и посоветоваться.

- Девочки, представляете, какой кринж! Сижу я значит и заходит он. Спрашивает, как дела и интересуется, не надо ли чего! До Нового года вроде далеко, а подарки уже готовы? Я прям опешила и осадила нахала. Он ушёл и, кажется, расстроился!

- А как зовут? Не представился? – выглянула из-за компа Женя.

- Да вроде Тихон какой-то….

- Тихон Андреевич? Так это и есть новое начальство. В рабочем чате уже написал и представился. А тебе, Лизок, не помешает заглядывать почаще в рабочий чат, а не в свою книжку! Ты пока на работе, так и думай больше о работе!

Маша и Саша сейчас же выскочили из-за кухонного стола и отправились по рабочим местам. Лиза осталась в кабинете, открыла рабочий график и углубилась в табличку. Ей было стыдно, а ещё совесть мучила, что запустила работу, распустила коллектив и опозорилась в глазах нового начальника. Что он подумает о ней? И насколько это важно? Ведь они не в девятнадцатом веке, и она не благородная девица на выданье. Ну, не уволит ведь он её из-за такой досадной промашки? А может самой взять и уволиться? Ну нет, надо хоть до Нового года доработать и премию получить!

- Чего этот Тихон хотел то? – спросила Женя.

- А я знаю? Сказал, если есть проблемы – обращаться напрямую к нему!

- Ладушки! – повеселела Женя и достала из папки бумагу. – Нам ту из техники кое-что очень нужно. Я список давно составила и уже надежду потеряла! Пойду, пожалуй, завизирую!

- Ой, может хоть не сегодня! – пискнула Лиза.

- А чего тянуть? Пока сам предлагает. Потом, ветер переменится, запал пройдет и даже на список не посмотрит. Сразу лесом пошлёт. Нет, пойду познакомлюсь, заодно почву прощупаю. Говорят, он айтишник, столичный вуз закончил и даже работал в Москве. Странно, что всё бросил и приехал в наш городишко. Ну, я пошла!

Лиза совсем приуныла, ей даже захотелось всплакнуть. Какой неудачный день и что теперь этот Тихон подумает? В шкафчике с посудой, у девчонок стояла успокоительная настойка на пионе. Она нашла флакончик и плеснула в чашку с водой. Выпила и села ждать, чтобы настойка подействовала. Мрачные мысли постепенно испарились, и она начала про себя рассуждать: что такого страшного произошло? Да ровным счётом ничего, рабочий момент и она накручивает себя на пустом месте!

Время было обеденное, зал не закрывали, а Маша и Саша ходили вместе на обед. Ей пришлось выйти и сесть за компьютер администратора. Здесь уже стояли два человека, с просьбой распечатать, и она с головой погрузилась в работу. Час пролетел незаметно, девочки вернулись и отпустили её на обед.

Накинув куртку и на ходу заталкивая книгу в сумку, она выскочила из зала и у самой двери с кем-то столкнулась. Мужчина, в элегантном драповом пальто, наклонился и поднял книгу.

- Джейн Остин? Я думал современные девушки не читают такое.

Она подняла глаза и уже открыла рот, чтобы язвительно ответить, но сразу благоразумно закрыла. Перед ней стоял Тихон Андреевич собственной персоной.

- Вы не подскажите, где здесь можно недорого пообедать и не отравиться насмерть?

- Здесь за углом, на другой стороне улицы есть столовая. Я иду туда и могу показать, - пробормотала она.

Идиотка! Зачем она ему навязалась в компанию? Да ещё после провального утреннего знакомства? Ох, всё это не к добру! А, может, наоборот, счастливая случайность загладить оплошность? Вот только не умеет она подлизываться к начальству. Строить глазки и кокетничать, хотя ночью на балу и пыталась. Что он там говорил про Джейн Остин? Может, это как раз тема для разговора? Эх, лучше бы она спокойно пообедала, читая любимую книгу.


Рецензии