Как в колбе

Совершенно случайно совпало, что я в данный момент, когда идут протесты в Иране, читаю книгу писательницы Азар Хафиси под названием «Читая «Лолиту» в Тегеране».  Вот что пишет «Читай-город»

«Выдающийся документальный роман, заслуженно получивший мировую популярность. Книга о том, как политика вторгается в личную жизнь человека, и о жажде свободы, которую невозможно уничтожить. Правдивая история, наполненная поразительными деталями, - взгляд изнутри на существование в стране-изгое.»

Я увидел в интернете, что книга издавалась и на русском. И теоретически можно купить в интернет магазине. Удивительно. Никогда в России о такой книге не слыхал. Вероятно, она издавалась во времена Горбачева маленьким тиражом.

Но не думаю, что сейчас, когда Россия верный идеологический союзник и друг иранского режима, чтение такой книги поощрялось бы. Сейчас, когда многие «неправильные» книги извлекаются из книжных магазинов и библиотек, когда шельмуют неугодных писателей и эта книга может легко попасть в разряд неугодных. Поэтому вопросы, поднимаемые в книге, заслуживают отдельной статьи в Прозе Ру.
 Писательница, иранка, знающая все нюансы режима – категорический его противник. Ее книга дает понимание, что режим представляет собой изнутри, используя какие и методы, религиозное крыло иранского общества пришло к власти.

Иран не Россия. И все же по концентрации власти, по ставке на силу армии в достижении внешнеполитических целей, по ставке на силу ФСБ при достижении внутриполитических целей, по взгляду на закон как на нечто обслуживающее стремление руководства к силовой гегемонии, на объяснение иранского руководства о причинах трудностей и протестов в стране, -  страны очень похожи. Поэтому можно спроецировать иранскую ситуацию на российскую. А поскольку она зашла куда дальше, чем в России, полезно познавать методом подобия.   И находить ответ для России, потому что ситуация в Иране вскоре придет к своему завершению. И мы, увидев, чем там все закончится, сможем предположить, что ожидает Россию. 

Аятолла обвиняет во всех бедах внешние силы: запад, американцев, израильтян. Между тем Иран нагляднейший пятидесятилетний пример того, к чему можно привести страну. И пример особенно яркий, потому что красочная восточная риторика аятолл, с самого начала еще со времен Хомейни была ясной и открытой, недвусмысленной, и в революционно-клерикальной риторике не скрывала своих намерений.

И на примере Ирана как в лабораторной колбе мы можем наблюдать к чему все пришло. И не могло не прийти. Как не прийти, когда под цитатами из священного Корана практиковались попытки вернуть народ в средневековье. Такое откровенное идеологическое насилие не могло не сопровождаться уничтожением несогласных, (иначе никак не внедришь заповеди тысячелетней давности) и одновременно экономическим упадком. В результате получили разрушение экономики и сильнейшую милитаризацию системы.  И не просто армейскую милитаризацию, а разрастание власти КСИР (корпуса стражей исламской революции) той части, которая в основном предназначена для подавления недовольства внутри страны. Если все ресурсы страны брошены на достижение заветной цели: уничтожить иноверцев, сатанистов, все силы страны отданы религиозному фантому, не может не пострадать гражданская экономика, инфраструктура страны.

К примеру, иранское руководство своей заветной целью ставит уничтожение Израиля. Не в силу экономической конкуренции, а на основе заповедей старинных религиозных авторитетов.  Между тем во времена шаха тот же самый народ, иранцы, не видел в израильтянах никакой угрозы. Ни как экономических конкурентов, ни как иноверцев. В экономической, нефтяной сфере как раз Россия, а не Израиль была и есть конкурент Ирана. Но иранское религиозное руководство поставило перед собой цели религиозные.  И в результате получили то, что получили.

 Не знаю, чем очередная волна протестов закончится. Но объяснение экономической и   политической ситуации в стране уже данное иранским руководством, можно обсуждать и сравнивать, искать и находить аналогии.  И нельзя не заметить в объяснениях трудностей сходства с тем, как объясняют трудности в   современной России.

Согласно высказываниям аятоллы, во всем виноваты внешние силы. Именно они подрывали и подрывают режим. Как будто не клерикалы и военные безраздельно господствовали в стране, в ее экономике в духовной сфере с ее полицией нравов, в огромных военных расходах, в создании и финансировании различных внешних террористических организаций. Как будто не они все силы и средства вкладывали в создание оружия. И как будто не они грозили всем окружающим странам. И близким от них и даже достаточно географически далекому Израилю и совершенно далекой Америке. Грозили, что вот-вот они получат атомную бомбу. И как только они получат, испепелят сатанистов во имя Аллаха.
 
А жители Ирана, как всякие нормальные люди, хотели жить нормально, а не уходить в рай за заповеди из Корана. Но нормальная жизнь в понимании аятолл и в понимании обычных иранцев –  это разные понятия.  И вот теперь как причина развала – виновны все вокруг по периметру, но не они сами.

И эта риторика очень напоминает риторику современного руководства России. Все кругом хотят запустить свои зубы в несчастную Россию, хотят лишить суверенитета, русских не любят, кругом русофобы проклятые. Рекомендую тем, кто боится русофобов, посмотреть на Иран как на колбу в лаборатории. В иранской колбе реакция в полном разгаре, уже кипит.  Посмотрим, что в конце концов выпадет в осадок. 

Но уже начались разговоры, что, лишившись клерикального руководства и снова став под власть шаха, Иран развалится как страна. Никто этого предугадать не может. Судя по тому, что произошло с СССР, такой сценарий возможен. Но вместе с тем во время свержения шаха Иран не развалился. Почему тогда при восстановлении шаха он должен развалиться?

 Судя по тому, что руководство России и аятоллы очень большие друзья, и их методы руководства очень походи, можно ожидать, что происходящее в Иране - почти зеркальное отображение того, что может ждать Россию, если она придет к экономическому тупику.

Мне возразят.  О каком тупике речь? В магазинах России всего полно. О том речь, что на то, чего полно все меньше способных это покупать. 

И возможно еще одно возражение: протесты на улицах во многих странах. И в Штатах, и в Германии, и во Франции, и в Израиле. Только протесты в Иране и вышеперечисленных странах – две большие разницы. И разные требования у протестующих и по-разному реагирует власть. Да и там требования к сменяемой, а потому вменяемой власти. А в Иране требования к аятоллам, которые пришли, как когда-то писал Ленин, «всерьез и надолго». Так что по сумме этих показателей все в Иране ближе к России.

 За одним исключением: у иранцев, как мы видим, терпения меньше, чем у россиян, и они больше чувствуют себя единой нацией. В то время как, если трясет Воронеж, Москве и дела нет. А в Иране в протестах поднялись почти все провинции. Как видно, власть достала уже всех.

В России такого нет. «В Багдаде все спокойно» И может растянуться на достаточно долгий срок, в течение которого народ будет неустанно повторять: «это даже хорошо, что пока нам плохо», кругом враги, «можем повторить», «застава в ружье». Могут повторить подвиг терпения и будут повторять и терпеть.  А когда терпеливый народ «широкую ясную грудью дорогу проложит себе, «жить в эту пору прекрасную уж не придется не мне ни тебе»


Рецензии
Книгу писательницы Азар Хафиси "Читая "Лолиту" в Тегеране", я НЕ ЧИТАЛ,но Вашу статью "Как в Колбе" прочёл и ПОДДЕРЖИВАЮ полностью! С уважением, Владимир

Владимир Харченко   11.01.2026 15:53     Заявить о нарушении
если найдете на русском( я читаю на английском) почитайте. она интересна хотя бы тем, что эта женщина в 1979 году когда еще влияние шахского режима не сошло на нет, в Тегеране были книжные базары, кварталы с книжными лавками. Я такие видел в Нью_- Йорке, Филадельфии, Париже, Мадриде. Но за 5 лет студенчества в Москве ничего подобного не видел. в центре на Пушкинской продавали с рук книги, и даже на иностранных языках. Но КБГисты шастали как крысы. разница была в том, что там продавалось буквально все. Как эта женщина пишет, то же было в Тегеране. и вот там читали "Лолиту" Набокова. русского по национальности писателя, которого 11 раз выдвигали на нобелевскую по литературе, А я, человек не из села, у которого оба родителя знали досточно бегло иностранные языки, и родством связанный с немцами и испанцами, такую фамилию - набоков, - впервые услышал во времена Горбачева. а в Иране "Лолита" при шахе продавалась спокойно. это о кое-что говорит нам о нашей стране с ее великой русской литературой. ( если учесть что в России огромное число прекрасных переводов с английского)

Леонид Колос   11.01.2026 16:10   Заявить о нарушении