Возок бича Божия?
Как известно Петр приезжал в Архангельск трижды: в 1693, 1694 и 1702 годах, а это незатейливое зимнее средство передвижения Государя считалось произведением солдат Архангелогородского полка, сработанным специально для Императора. Однако в описи Музея изделие записано как выполненное лично Петром I; каждый кусок железа им скован и каждый гвоздь им же собственноручно вколочен. Возок двухместный, сделан из досок, окрашен темною краской, а внутри обит простым серым сукном. В окнах, вместо стекол — слюда, расположенная маленькими четырехугольниками на тонких жестяных пластинках в виде решеток. Подобная форма расстекловки, определенная технологической необходимостью и хрупкостью слюды, тем не менее вызывает печальные ассоциации с тюремными окнами.
Сзади возка сделан ящик из простого дерева; впереди на двух железных копылах сиденье для кучера устроено из простой узкой доски, обитой сукном, под которым находится остаток сена. Он оставлен в том самом виде, в каком сохранило его время, и теперь, посреди окружающей его пышности, представляет самый красноречивый пример простоты жизни Петра Великого. Возок поставлен под стеклянною покрышкою из дубового дерева.
Гнетущее впечатление производит возок, лихо ведомый необузданной волей Петра, на акварели А.Н. Семенова, выполненной в 1942 году. Это впечатление, как и позиция художника, формируется нечетко прорисованным изображением казненных в правой части акварели. Известно, что великий Суриков, намеренно убрал первоначальное изображение казненных из левой части картины «Утро стрелецкой казни», которая и без этого производила на зрителя сильнейшее эмоциональное воздействие своей безысходностью и неподдельным трагизмом.
Даже великий гений — Пушкин — в процессе сочинения истории Петра Великого постоянно видел (или думал, что видит) двойное лицо — гениального создателя государства и восточный тип «бича Божия». Поэт так и умер, не найдя способа примерить два совершенно противоположных требования: изобразить личность Петра в качестве грандиозного и жестокого преобразователя, одновременно и не оскорбляя тех, кто ожидал безусловного восхваления феноменальной силы и значения петровских реформ.
Людям Александровской эпохи, каким и был Пушкин, казалась неподъемной ношей сама благодарность за великие подвиги на благо Отечества, если они совершались с помощью крутых, и нравственно-оскорбительных мер, шли наперекор традиционным народным особенностям, не оставляя в покое частного, безвредного убеждения, попирая наивные, простосердечные крестьянские верования.
Зимний возок Петра Великого. Период создания ксилографии: вторая половина XIX в. Номер в Госкаталоге:40632954.
Государственный исторический музей.
Семенов Александр Николаевич (1890-1970).
Возок Петра I. Период создания:1942 г.
Акварель. Номер в Госкаталоге:58399947
"Государственный музей истории Санкт-Петербурга"
Журнал «Зодчий», №11-№12, 1877 г.
#Музеум #Экипаж #Колымага #Петербург #Конюшенная #Петр #Возок #Годлошади #Государственныйисторическиймузей
[id424158046|Александр Костерев]
Свидетельство о публикации №226011101590