Симонов монастырь и окрестности
Экскурсия под названием «Симонов монастырь и окрестности» проходила по району, где когда-то располагался знаменитый московский завод «Динамо» и стоял Симонов Успенский монастырь.
Я бывала в этом районе, когда приезжала на представления в знаменитый ДК ЗИЛ. Поглядывая на часы, пробегала по улицам Мастеркова и Восточной, особо не смотря по сторонам, не задумываясь о том, насколько богаты историческими событиями эти места. Лишь мелькало в голове, что это район, связанный с моими родными, с семьей моей мамы Зои Михайловны Даниловой (до замужества – Медведевой). Их дом был на улице 3-я Кожуховская, она с 1966 года носит имя Владимира Васильевича Трофимова, героя Советского Союза, который до Великой Отечественной войны проживал на этой улице. Родители мамы, Капиталина Сергеевна и Михаил Степанович, познакомились на заводе «Динамо», где вместе работали. А когда недалеко был построен 1-ый подшипниковый завод, то перешли работать на это вновь открытое предприятие. Мама вспоминала, что в их доме жили ещё семьи рабочих с завода АМО, и среди играющих во дворе детей были популярны взаимные дразнилки: «АМО – Динамо - помойная яма» и «шарики-ролики – вшивые кролики».
Метро «Автозаводская»
Эти места оставались в стороне, сбор экскурсионной группы состоялся у выхода номер три станции метро «Автозаводская», которая, между прочим, является объектом культурного наследия регионального значения.
Интересна история этой станции, первоначальное название которой «Завод имени Сталина». Её начали строить в 1938 году по грандиозному проекту архитектора В.М.Тушканова, однако его замысел оказался трудно реализуем технически, поэтому в 1940 году строительство станции было продолжено по проекту А.Н.Душкина с отработанной схемой двух параллельных железобетонных колонн. Открытая в 1943 году, станция носила своё изначальное название до 1956 года, когда была переименована в «Автозаводскую».
Интересно, что в 1992 году был разработан проект по переименованию станций метро и присвоению им названий мест, рядом с которыми они находятся. Предполагалось переименовать станцию «Автозаводская» в «Симоново». Однако проект так и не был осуществлен.
Когда в 1941 году начались вражеские авианалёты на Москву, в качестве бомбоубежищ, помимо уже действующих станций и линий, использовалась и достраивающаяся ветка «Площадь Свердлова» (сейчас «Театральная») – «Завод имени Сталина» (сейчас «Автозаводская»). Как раз в туннеле станции «Завод имени Сталина» моя бабушка Капиталина Сергеевна пережидала бомбежку со своими двумя дочерьми Зоей (моей мамой) и Зинаидой и совсем маленьким сыном Дмитрием, родившимся в 1941 году.
Итак, от станции метро в сопровождении экскурсовода наша группа отправилась в сторону сохранившихся стен Симонова монастыря по улице Мастеркова. Мы не часто задумываемся о том, почему та или иная улица носит своё название. А за этим – история. Улица Мастеркова названа в 1970 году в честь Героя Советского Союза Александра Борисовича Мастеркова, лётчика-истребителя, совершившего в годы Великой Отечественной войны 195 боевых вылетов, лично сбившего в воздушных боях 15 самолетов противника, погибшего в воздушном бою в марте 1945 года. До 1954 года существовавшая еще до революции улица называлась Судаковский проезд - по фамилии домовладельца, а с 1954 по 1970 год - 4-й Автозаводский проезд.
Завод «Динамо"
На углу улиц Мастеркова и Ленинская слобода (до 1923 года – Симоновская Старая слобода) стоит здание, на которое пробегающие мимо прохожие могут не обратить внимание. Хотя этот объект в конструктивистском стиле, столь модном в 1930-е годы – фабрика-кухня, построенная как столовая для московского электромеханического завода «Динамо». Этот комбинат питания готовил до пятнадцати тысяч обедов в сутки. Сейчас здесь офисы. В 2018 году здание включено в список объектов культурного наследия регионального значения.
Корпуса завода «Динамо» располагались на противоположной стороне улицы. При своем основании в 1897 году на базе бельгийского акционерного общества завод именовался «Центральное электрическое общество в Москве». В 1906 году московский завод вошел в империю американского инженера и предпринимателя Джорджа Вестингауза, владевшего по всему миру разветвленной сетью, и получил название «Электромеханический завод Русского электрического общества «Вестингауз». А еще шесть лет спустя акционерное общество «Вестингауз» вместе с московским и петербургским заводами перешло к Русскому электрическому обществу «Динамо».
Выпускались здесь электрические генераторы, двигатели и электрооборудование для подъемных кранов. С 1913 года предприятие называли Русским электрическим обществом «Динамо», а в 1935 году оно стало Московским электромашиностроительным заводом им.С.М.Кирова. Сконструированным на заводе оборудованием оснащались первые отечественные электровозы серии «ВЛ», первые отечественные троллейбусы, первая очередь Московского метро. Предприятие несколько раз реконструировалось, постоянно увеличивая ассортимент продукции. В годы Великой Отечественной войны на заводе выпускали минометы, снаряды, ремонтировали танки. Часть оборудования была эвакуирована на Урал. В 2000-е годы завод продолжал производить оборудование для электротранспорта. Но в 2009 году производство окончательно прекратилось.
Пересвет и Ослябя
Дальнейший маршрут экскурсии проходил по Восточной улице, ни разу не поменявшей своё название. Улица расположена не на востоке, а на юго-востоке Москвы. Названа в конце 19 века по находившимся здесь с 1899 года складам Восточного акционерного общества. Здания складов просуществовали до 2007 года, когда были снесены под строительство жилого дома.
Уже вдали стала видна одна из башен Симонова монастыря, Но наш гид повел нас налево, в переплетённое множеством дорог и тротуаров скопление офисных зданий – через деловой квартал Симоновский. В его глубине спрятано настоящее чудо – церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове. Оказывается, именно на этом месте, где находится церковь, племянником Сергия Радонежского Феодором, прибывшим из Троицкой обители, был основан Симонов монастырь. Это место называлось Симоново, от него обитель и получила название. Но позже монастырь был перенесен севернее, туда, где сейчас мы видим остатки его стен и где несколькими веками позже был построен дворец культуры.
Ещё одним открытием для меня стало то, что рядом с церковью находится могила отличившихся в Куликовской битве воинов-иноков Пересвета и Осляби. Существует легенда, что перед Куликовской битвой князь Дмитрий Иванович посетил Сергия Радонежского в Троицком монастыре, где получил благословение на сражение. И отправил с князем двух монахов – Пересвета и Ослябю, которые были братьями. Пересвет – тот самый богатырь, что сразился с ордынцем Челубеем, и оба пали в поединке. В битве погиб и Ослябя.
После установления советской власти церковь была закрыта, снесена колокольня, а чугунное надгробие героев Куликовской битвы пошло на металлолом. Потом церковь оказалась на территории расширяющегося завода «Динамо», стала использоваться как производственное помещение. Только в 1989 году церковь была возвращена верующим, храм восстановлен и повторно освящен. Позже, в 2006 году, восстановлена колокольня. На месте предполагаемого захоронения Пересвета и Осляби сейчас деревянное надгробие – кенотаф.
Бабушка и Ленин
На обратном пути к Восточной улице экскурсовод обратила внимание на мемориальную доску на одном из зданий. Она указывала, что здесь, в производственном помещении завода, 7 ноября 1921 года, в день празднования четвертой годовщины Октябрьской революции, выступил на собрании рабочего коллектива В.И.Ленин, пытавшийся поднять энтузиазм заводских пролетариев. Если в 1917 году на заводе работали 3000 человек, то в 1920 году число работников уменьшилось до 600, не хватало материалов, топлива и опыта. Чтобы решить кадровую проблему, сюда на принудительные работы даже отправили польских военнопленных.
Моя бабушка, которой тогда было 15 лет, вместе со своей семьей пришла на это выступление. Я узнала об этом, когда спросила её как-то (мне было лет семь), видела ли она Ленина. Бабушка ответила, что видела, когда он выступал на заводе. О чем говорил вождь пролетариата, она не запомнила. А на мой вопрос, какой он, Ленин, ответила, что очень простой, невысокого роста, поднялся на возвышение, вроде бы и трибуна была. Все закричали «ура», а потом, когда Ленин заговорил, стало очень тихо. Жестикулировал одной рукой. Вот так, через сто лет после события, я неожиданно для себя столкнулась с тем, что связано с историей моей семьи.
Симонов монастырь
Наконец, пройдя ещё немного по Восточной улице и свернув в детский парк Липки, мы увидели сохранившуюся часть стены Симонова монастыря и три башни: Солевая круглая башня, покрытая черепицей – самая близкая к Восточной улице, Кузнечная башня и ближе к реке Москве – башня Дуло. Существует легенда, что башня получила такое необычное название по прозвищу одного из предводителей войска ордынцев, который был сражен стрелой, пущенной с места, где в самом начале 17 века была построена башня.
Древние сооружения нуждаются в реставрации, посмотреть изнутри нельзя. От обители остались еще старая трапезная и хозяйственная постройка под названием сушило – здесь сушилось зерно, а также хранились продовольственные запасы. Обитель, построенная в 14 веке, служила еще и форпостом на подступах к Москве.
Во время набега крымского хана Давлет-Гирея монастырь был захвачен. Однако отразил набег Казы-Гирея. Был осажден войсками Ивана Болотникова, но иноки и служилые люди монастырь не сдали. В 1611-1612 годах, при польской интервенции, монастырь оставался в руках москвичей. В 1812 году был разграблен французами.
Монастырь после революции
После Октябрьской революции монастырские ценности передали в Оружейную палату, обитель закрыли. А потом территорию монастыря выбрали для строительства дворца культуры, и в начале 1930 года были взорваны постройки обители. После чего несколько тысяч местных жителей и рабочих окрестных предприятий вышли разбирать завалы. Больше года потребовалось на расчистку груд белого камня – того, что осталось от пережившего исторические потрясения Симонова монастыря. Я не знаю наверняка, но могу предположить, что моя бабушка Капиталина и мой дедушка Михаил, родители мамы, тогда молодые, участвовали в расчистке территории, так как жили в этом районе и работали на «Динамо».
Тихвинский храм избежал полного уничтожения вместе с другими сооружениями монастыря. В храме хранилась Тихвинская икона Божьей Матери, которой, по преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия на битву. Храм был возвращен церкви в 1991 году. Это потрясающей архитектуры здание, совсем не похожее на привычные силуэты православных храмов. Храм был построен в стиле московского барокко в конце 17 века на средства царя Федора Алексеевича, который имел свои палаты в храме. Здание очень нарядное, с декоративными элементами. Западный фасад венчает затейливый ступенчатый фронтон – называется щипец, который возвышается над уцелевшей монастырской стеной. Окна храма и примыкающей к нему трапезной - с замысловатыми наличниками.
«Бедная Лиза»
Пока мы, экскурсанты, разглядывали древнюю стену, гид рассказал, что монахи Симонова монастыря недалеко от стены обители выкопали пруд, где разводили рыбу. Когда Н.М.Карамзин написал свою повесть «Бедная Лиза», в которой обозначил место проживания Лизы с матушкой в хижине недалеко от стен монастыря, то этот самый пруд в народе стали называть Лизиным. Он на некоторое время стал местом паломничества горожан, которые стремились найти у стен монастыря и хижину, и пруд. Водоем, выкопанный монахами, просуществовал до 1930-х годов, когда был засыпан, вопреки просьбам местных жителей.
И вот, наконец, наша экскурсия подошла к шедевру советского авангарда ДК ЗИЛ, строительство которого началось в 1931 году и было закончено в 1937. Авторы проекта – архитекторы-конструктивисты Леонид и Александр Веснины, опираясь на принципы Ле Корбюзье, использовали опорные столбы вместо капитальных стен. У здания удлиненные окна, плоская крыша, внутри наливные мозаичные полы, в зрительном зале – потолок из концентрических кругов.
Сверху здание очертаниями напоминает самолет. Пережив две реконструкции – после разрушений в результате бомбежки в годы войны и позже – в 1966-1976 годах, дворец культуры частично утратил свой первозданный вид. Однако остался важнейшим памятником конструктивизма. Это объект культурного наследия регионального значения. В 2008 году дворец культуры передан городу.
Это была конечная точка экскурсии. Под впечатлением от увиденного и услышанного, от собственных воспоминаний я отправилась к станции метро.
В заключение поясню, почему мне не доводилось бывать в районе, где жила семья моей мамы. Дело в том, что завод, на котором работали мои бабушка и дедушка, в 1941 году был эвакуирован в Куйбышев, и семья уехала с заводом. После окончания войны завод остался в Куйбышеве, и мои родные тоже… Я родилась в Куйбышеве, а в Москве живу с 2017 года, с удовольствием знакомлюсь с городом, который стал моим.
Свидетельство о публикации №226011101627