Мальчик-с-пальчик

Иду себе по дороге, иду, никого не трогаю. Весной улица деревенская прихорашиваться начала: непроезжая часть травкой стала зарастать, цветочками да кустиками, а проезжая подсохла от луж и грязи. В огородах работа у сельчан в самом разгаре. Кто-то копает земельку, кто-то садит, сеет что-то, а другие, закончив важные дела, чаёк под навесами пьют. Заборы нынче стали городить высоченные - мама не горюй. Раньше за штакетником всё было видно, а теперь, и, подпрыгнув, не разглядишь. Но там, где живут люди победнее, постарше или немощные, видно всё.

Прохожу и оценивающе поглядываю через ограды, кто чем занят. Да, разрешите представиться: «Я, Вася, житель этой простой среднерусской деревни. Учусь в предвыпускном классе местной средней школы: неплохо, без троек. Скоро нас отпустят на заслуженные каникулы, но учиться уже нет желания. Хочется поиграть во что-нибудь, на речке порыбачить. Купаться ещё рановато, но ждать, когда потеплеет, уже недолго».

Занятия в школе закончились. Мамка отправила меня в магазин за хлебом. Иду, насвистываю и поглядываю по сторонам. Поравнялся с забором нашей учительницы по химии Варвары Ивановны. Преподаватель она хорошая, тактичная, но строгая. Только жизнь у неё не задалась. Вышла замуж за приезжего механизатора, родила пацана, а муженёк подался на север на заработки, да и не вернулся: ни ответа, ни привета. Попытки разыскать его оказались тщетны. Да она особо и не старалась. Первые полгода ждала, отправила несколько запросов по месту работы, а потом смирилась: жив - вернётся, а нет - царство ему небесное.
 
Пригляделся: в углу огорода Ванька, «еёный» сынок, ковыряет землю лопатой. Слышу, бормочет:
- Ну давай, лопата-самокопка, работай веселее!
И тут же:
- Как закончишь копать, уроки доделать не забудь, может, к детскому сеансу ещё успеешь.
- Ага, успеешь тут.
Я понял: это он мамку передразнивает.
- Ну что, землекоп? Не получается? Копай глубже, - подъегорил подростка.- Бог в помощь.
- Бог-то Бог, сам бы помог, а то мы с мальчишками на вечерний детский сеанс собрались на «Мальчика-с-пальчика». Боюсь, не успею.
- Дык, в магазин мне надо, а то на обед закроется. На обратном пути загляну. А ты, бездельник, не сачкуй, проверю.
- Ещё один проверяльщик нашёлся, - пробурчал парнишка.

Я заспешил, не озираясь по сторонам, боясь и впрямь опоздать. Перед самым закрытием успел купить две буханки серого душистого хлеба и направился домой. По пути грызу горбушку и вспоминаю детские годы. Настолько увлёкся, что ненароком присел на резную скамейку у дома Пономарихи, бабки крикливой и ябеды. У неё мы не раз эту лавочку выдёргивали, шалберничая вечерами. Она, завидев толпу мальчишек, заранее набирала ковш с горячей водой, чтоб шугануть нас как следует.

Клуб в селе был старенький, сделанный из камыша и обмазанный глиной. Крыша, правда, была шиферная, но тоже ветхая. Играя в войнушку, мы пытались забраться наверх, но кровля тут же с хрустом ломалась. Полы в зале деревянные с небольшим уклоном от кино-проекторной к экрану и небольшой сцене. Стулья стояли в несколько рядов для взрослых, а ребятня усаживалась на полу впереди. Когда вечерами были танцы, стулья устанавливались вдоль стен и не мешали танцующим.

Вот мне и вспомнился этот фильм-сказка Шарля Перро о крошечном мальчике, ростом с пальчик и его приключениях, как он трижды спас своих старших братьев от верной смерти в царстве злобного людоеда. Страшные эпизоды не все из нас, малышей, переносили стойко. После окончания фильма на полу нередко оставались мокрые пятна и следы от ручейков в сторону сцены. Несмотря на это по пути домой ребята и с сухими, и с мокрыми штанами смело обсуждали действия героев:
- Да я бы на их месте…
- Надо было вот так сделать, а он…
- А клёво пацан людоеда обманул…
Потом все расходились по домам. Кому-то приходилось менять штанишки, а завтра вновь на повтор фильма…
Вдруг за забором что-то загремело, и:
- Ой, ёй, ёй! Да чёж такое деется?! Хотела хулигана ошпарить, да сама чуть не обварилась. Вот я вам ужо, нехристи вы эдакие…
Сообразив, что случилось, быстро ретировался в сторону своего дома. Проходя мимо усадьбы Варвары Ивановны, вошёл через открытую калитку. Ваньки в огороде
не было. Окликнул его. Из открытого окна выглянула мордашка с большими конопушками. Ванька произнёс снисходительно:
- Ну, что, помощник, явился?! Я уж подумал, что ты забыл о своём обещании. Сейчас домашку допишу и помогу тебе. Начинай пока!
- Деловая колбаса! Он писать будет, а мне огород ему копать,- но верный своему слову, принялся за работу.
Ванька только наковырял землю, а мне пришлось заново копать и рыхлить. На всё про всё ушло минут пятнадцать.
- Ну, ты и трактор, - удивился подросток.
- Жалко смотреть, как над земелькой издеваешься. Да и не тебе, а мамке твоей помог. А ещё очень хочу, чтобы ты сегодня в кино сходил на «Мальчика-с-пальчика». Только штаны запасные взять с собой не забудь, - произнёс я и направился к калитке.

Ванька долго смотрел мне вослед, недоумевая, зачем в клуб идти с запасными штанами?


Рецензии