Предатели из спецслужб. Глава. 19. 1 Публицистика

Глава. 19.1                Краткая биография предателя Попова.


Лучше умереть, чем машинально влачить жизнь, являющую собой повторение повторений.

Дэвид Герберт Лоуренс - английский писатель, поэт, драматург начала XX-го века.

Родился 11 сентября 1885 года в Иствуде, графство Ноттингемшир, умер 02 марта 1930 года в Вансе.


Борьба с внедренными агентами и предателями-перебежчиками была и остается одной из главных задач для любой спецслужбы мира.

И ставки в этой игре очень высоки, ведь шпион или предатель, имеющий доступ к секретной информации, способен нанести серьезный урон обороноспособности государства.

Офицер КГБ Рейно Хейханен бежал в США и сдал лучшего советского разведчика Вильяма Фишера. Сегодня наш рассказ — о Петре Попове, который стал первым «кротом» в истории Главного разведывательного управления (ГРУ) Генштаба ВС СССР.

Попов пошёл на сотрудничество с ЦРУ и, по некоторым данным, за пять лет выдал американским спецслужбам около 650 советских разведчиков и агентов за рубежом. Однако в конце концов невероятно результативный шпион был разоблачен и ответил за свое предательство.

«Есть такое русское слово — «шкура», вот Попов таким и был. Свои интересы у него брали верх: продавать — так все, и неважно, принесет это вред государству или нет. Просто чтобы заработать какой-то капитал». (бывший старший следователь по особо важным делам КГБ СССР Иван Зотов).

Петр Попов родился 25 июля 1923 года в деревне Селище близ Костромы (по другим данным, его родиной была Сибирь). Отец Петра, простой крестьянин Семен Попов, умер, едва сыну исполнился год.

Вскоре мать Попова вышла замуж повторно — отчимом мальчика стал бывший австрийский военнопленный по имени Марцел, который обучил пасынка немецкому языку.

Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, 18-летний Попов отправился на фронт. По воспоминаниям сослуживцев, Петр отличался идеальной дисциплиной, трусом не был, но всегда осторожничал и лишний раз жизнью старался не рисковать.
А в 1944 году он стал военным разведчиком — во многом благодаря знанию немецкого языка.

«После войны Петр отучился в ленинградской Военной академии тыла и стал сотрудником советской военной администрации в Германии. Коллеги его не слишком любили: он прослыл скрытным, замкнутым и нервозным человеком, который любую критику воспринимал как обидный намек на его крестьянское происхождение и невзрачную внешность.

При этом покровителем Попова стал сам руководитель администрации, генерал Иван Серов. В знак признательности Петр нередко выполнял личные поручения командира.

По указанию своего шефа Петр Попов участвовал в деликатных мероприятиях по отбору и переправке в Москву трофейных ценностей, включая золотые изделия, картины, фарфор, мебель и антиквариат, которые Иван Серов использовал для целей личного обогащения». (Из книги Олега Смыслова - «Предатели и палачи»).

В конце 1940-х генерал Серов способствовал поступлению своего протеже в Военно-дипломатическую академию. После нее Попова зачислили на службу в ГРУ и в 1952 году отправили в Вену.

Там главной задачей молодого разведчика стала вербовка агентов, которые имели связи или родственников в Югославии и могли вести разведдеятельность на территории этой страны. Причина была проста — в то время у Югославии с СССР были весьма недружественные отношения.
 
Вскоре после прибытия в Австрию Попов попал в поле зрения опытного сотрудника ЦРУ — 42-летнего Джорджа Уильямса Кайзвальтера, который в Вене также занимался поиском потенциальных агентов, но среди советских офицеров.

 У него везде были информаторы — один из них, садовник оранжереи при советском посольстве, и сообщил Кайзвальтеру о прибытии Попова.

Понаблюдав за Петром некоторое время, Джордж решил поймать разведчика на «медовую ловушку» и подключил к делу некую Гретхен Рицлер (известна под разными именами, в том числе как Гретта Ламсдорф). В годы войны она была помощницей главы политразведки Германии Вальтера Шелленберга.

Ритцлер под видом австрийской коммунистки без труда познакомилась с Поповым на площади Оперного театра в январе 1953 года, а потом соблазнила и завербовала его.
«При вербовке Попову обещали через пять лет предоставить убежище в любом городе США, другую фамилию и блага свободного мира.

А по версии самого Попова, во время встречи с одним из агентов в центре Вены его похитили сотрудники американских спецслужб, которые действовали под видом австрийских полицейских.

Разведчика якобы пытали, угрожали доставить в США и посадить за шпионаж, таким образом, склонив к сотрудничеству. А последним аргументом для Петра стала угроза американцев сообщить его начальству об аморальной жизни разведчика — в Вене он завел любовницу по фамилии Коханек.

Как бы то ни было, Попов согласился работать на ЦРУ за деньги — по некоторым данным, это произошло в начале 1954 года.

Они очень большие деньги ему передавали, но за такую информацию ничего не жалко. Правда, что Попов мог купить? Если б он стал шиковать с женщинами или по ресторанам ходить, погорел бы еще раньше, чем органы госбезопасности его взяли в разработку». (Иван Зотов бывший - старший следователь по особо важным делам КГБ СССР).

Попов стал первым в истории ГРУ СССР «кротом», согласившись не просто выдать западным спецслужбам все известные ему секреты, но и добывать подобную информацию, пользуясь служебным положением.

Куратором нового агента ЦРУ, получившего позывной "Грейспейс", был назначен Кайзвальтер.

Он возглавил специально созданный по такому случаю отдел SR-9 (Soviet Russia), который впоследствии работал с советскими шпионами-«кротами»

В первые же дни Попов буквально обрушил на ЦРУ вал ценнейшей информации: в частности, именно он сообщил, что в рабочем кабинете посла США в СССР без малого десять лет находится подслушивающее устройство. Эта новость буквально взорвала американское разведсообщество.

Продолжение следует …


Рецензии