Предатели из спецслужб. Глава. 19. 2 Публицистика
Каждому человеку его судьбу создают его собственные нравы.
Корнелий Непот — древнеримский историк и биограф, современник Марка Туллия Цицерона. Родился около 100 года до н. э., умер около 25 года до н. э..
Ещё в 1945 году, во время визита посла в детский лагерь «Артек» ему подарили герб США, искусно вырезанный из редких пород дерева, — внутри него и был спрятан эндовибратор «Златоуст», созданный советским изобретателем Львом Терменом.
Эндовибратор «Златоуст» — это «жучок» с цилиндрическим микрофоном-резонатором размером 20х17 миллиметров. Для его работы не требовались ни батарейки, ни провода — лишь специальная антенна.
Чтобы «Златоуст» начал работать, его требовалось подвергнуть внешнему облучению радиоволнами. После этого эндовибратор отражал их обратно, но уже в измененном виде: таким образом можно было считать всё, о чём говорилось в комнате.
«Сотрудничая с американцами, Попов сообщил сведения об известных ему официальных сотрудниках ГРУ и характере их разведывательной работы, выдал нелегальных сотрудников ГРУ, направленных со спецзаданиями в капиталистические страны, а также известных ему агентов». (Из материалов уголовного дела).
Шпион детально описал структуру и кадровый состав ГРУ, основные методы работы и приоритетные направления деятельности ведомства.
От «крота» ЦРУ поступили сведения о базах атомных подлодок в Тихом океане, полевом уставе 1951 года, схемах организации бронетанковых и мотострелковых дивизий, а также данные об общевойсковой армии.
Кроме того, американцы получили отчетную информацию о проведении в 1954 году в Тоцке испытаний ядерного оружия. Нередко сотрудники ЦРУ координировали деятельность своего агента, направляя ему шифровки с перечнем интересующих их вопросов.
О районах, предназначенных для пуска межконтинентальных баллистических снарядов, сообщите следующее: точное местоположение районов (расстояние и направление от ближайшего населенного пункта). Сколько имеется пусковых площадок (установок) в данном районе? Сколько из них готово к пуску?
Попов не только регулярно передавал ЦРУ секретные сведения, но даже тайно возглавил созданную американцами в Австрии школу агентов: он лично обучал шпионов способам внедрения в ряды советских спецслужб.
При этом, активно работая на противника, Петр старательно поддерживал имидж образцового советского офицера.
Однако спустя полгода такой плодотворной работы Попова отозвали в Москву — по одним данным, из-за дружеских отношений с разведчиком Петром Дерябиным, который сбежал из Австрии в США.
По другой информации, Попов вернулся в столицу, поскольку отношения между Москвой и Белградом улучшились и агентурное звено разведчика в Югославии временно законсервировали.
В Москве Петр стал работать с молодыми кадрами советской разведки, готовя их к работе за рубежом.
Данные о своих воспитанниках двойной агент затем стал продавать американцам, на связь с которыми после небольшого перерыва вышел летом 1955 года — во время командировки в город Шверин (ГДР).
Среди рассекреченных сотрудников ГРУ оказалась и разведчица Таирова, которую Попов готовил для заброски в США.
Она должна была прибыть в Чикаго под видом парикмахера из Польши. Но сотрудники ФБР, которым из ЦРУ передали информацию о разведчице, действовали слишком явно: еще в Европе Таирова заметила их слежку и обходными путями вернулась в СССР.
После этой неудачи руководство ГРУ вызвало Попова на ковер, но тот сумел убедить начальников, что причиной провала стала неосторожность самой Таировой
«Вскоре после этого «крот» передал американцам новую партию советских секретных данных, которые случайно узнал во время вечеринки от подвыпивших коллег. Получили сотрудники ЦРУ и список агентов разведывательного управления Группы советских войск в Германии (ГСВГ).
А в 1957 году Попова перевели на главную базу советских спецслужб Карлсхорст в Восточном Берлине, после чего он возобновил личные встречи со своим куратором Кайзвальтером: для этого Петр, пользуясь поддельным удостоверением, выезжал в квартиру, которая находилась в Западном Берлине.
Кайзвальтер интересовался буквально каждым моим шагом.
Например, после возвращения из отпуска, который я проводил в Советском Союзе, потребовал наиподробнейшего отчета о том, как я провел отпуск, где был, с кем встречался, требовал, чтобы я говорил о мельчайших деталях.
На каждую встречу он приходил с заранее подготовленным вопросником и во время беседы ставил мне конкретные задания по сбору информации». (подполковник Петр Попов из книги Олега Смыслова - «Предатели и палачи»).
Своему куратору Попов передал закрытый доклад Никиты Хрущева на XX-го съезде КПСС, который касался культа личности Сталина, а также подробности секретного выступления главы Минобороны СССР маршала Георгия Жукова перед руководством ГСВГ.
Между тем в Берлине Петр пробыл до 1958 года — затем, по одной из версий, руководство ГРУ узнало про его венскую любовницу Коханек и за «не вызванную служебной необходимостью связь с гражданкой Австрии» отозвало разведчика в СССР.
По другим данным, причиной возврата Попова домой стал провал с разведчицей Таировой.
Но прежде чем отбыть в СССР, шпион получил от американцев адреса, по которым он мог связаться с ЦРУ, дешифровальные блокноты и инструкцию по использованию шифров, средства для тайнописи, радиоприёмник и радиоплан.
В Москве Петра не оставили: его определили в отдел кадров тыла Советской армии и отправили служить в Калинин (ныне Тверь).
Там Попов снял небольшую квартиру в деревянном доме на Медниковской улице, где поселился вместе с женой и двумя детьми. О деньгах он не волновался, рассчитывая продолжить своё плодотворное сотрудничество с ЦРУ.
По некоторым данным, к тому моменту он стал настоящим миллионером с солидной суммой на счету в одном из банков Швейцарии.
Существует несколько версий того, как советские контрразведчики вышли на след предателя.
Согласно одной из них, Попова в итоге сгубила его страсть к Коханек — оказавшись в Калинине, он втайне от жены продолжил активную переписку с любовницей.
Такое поведение разведчика вызвало определенные опасения, и за ним установили наблюдение.
По другой информации, «погорел» Попов из-за приезда в Москву одного из агентов своего куратора Кайзвальтера, 36-летнего бывшего сотрудника Управления военно-морской разведки США и отличного знатока русского языка Рассела Августа Ленжелли (псевдоним Даниил).
Продолжение следует …
Свидетельство о публикации №226011101967