Предатели из спецслужб. Глава. 19. 3 Публицистика

Глава. 19.3                Операция «Бумеранг».


Проходит жизнь в мечтаньях об ином,
Ничтожна и пуста …
А где – то смех, и счастье бьёт ключом,
И блеск и красота.

Мирра Лохвицкая (настоящее имя и отчество — Мария Александровна, в замужестве Жибер) — русская поэтесса, драматург.

Родилась 19 ноября (01 декабря) 1869 года в Санкт-Петербурге, умерла 27 августа (09 сентября) 1905 года.


Как и всякий прибывающий в СССР иностранец (а американец — особенно), Ленжелли привлек к себе пристальное внимание советских спецслужб. В январе 1958 года Рассел через Прибалтику добрался в Москву, где должен был приступить к работе в качестве атташе административно-хозяйственного отдела американского посольства.

За первой встречей Ленжелли с сотрудниками посольства тайно наблюдали сотрудники КГБ. Они обратили внимание, что Рассела встречает лично посол США.

По другим данным, среди встречающих оказался первый секретарь посольства Ренслер — для советских спецслужб не было секретом, что он занимался разведкой.
После этого за Ленжелли установили пристальное наблюдение

В первые месяцы ничего подозрительного чекисты не замечали: атташе поселился в служебной квартире в доме №118 на проспекте Мира, откуда каждое утро выезжал на работу в посольство. А по вечерам и в выходные Рассел гулял по городу или отправлялся за город со своей семьей — женой и тремя детьми.

Но чекисты продолжали наблюдение — как оказалось, не напрасно: 28 мая 1958 года они зафиксировали, как американец отправился на Ленинские (ныне — Воробьевы) горы, устроил там пикник с семьей, а параллельно организовал тайник. Дождавшись, когда атташе с семьей уйдут, чекисты осмотрели этот тайник.

В нем оказались шпионские инструкции, приспособления для тайнописи и большая сумма в советских рублях — причастность Ленжелли к разведке больше не вызывала сомнений.

Вскоре после этого советские спецслужбы зафиксировали контакт атташе с Поповым, который специально для этой встречи прибыл в Москву и остановился в гостинице «Останкино».

Шпион и сотрудник посольства встретились лишь на мгновение: на входе в гостиницу «Советская» Рассел и Петр одновременно прошли через дверь-карусель, на ходу обменялись свертками и разошлись. Впрочем, существует версия, что Ленжелли, не подозревая о слежке за собой, отправился прямо домой к Попову в Калинин.

Как бы то ни было, чекисты поняли, что подполковник Попов связан с американцами. В Калинине был создан наблюдательный пост с приборами ночного видения — контрразведчикам приходилось действовать максимально осторожно, чтобы не спугнуть опытного разведчика.

Дело оперативной разработки офицера ГРУ получило кодовое наименование «Бумеранг», а его фигурант подполковник Попов — псевдоним Иуда
Из книги Олега Смыслова «Предатели и палачи»

«Наружка» зафиксировала еще несколько встреч шпиона и атташе: одна из них состоялась в туалетной комнате ресторана «Астория» — Ленжелли передал Попову пачку сигарет.

Внутри нее была шифровка с очередным заданием и указание нового места встречи, рядом с метро «Проспект Мира». В другой раз Петр и Рассел встретились в гостинице «Центральная».

Вскоре после этого в руках контрразведчиков оказалось письмо, адресованное шпиону. Помощник Ленжелли — сотрудник ЦРУ Джордж Уинтерс, работавший под прикрытием вице-консула посольства США, — по ошибке положил послание Попову в почтовый ящик вместо того, чтобы отдать его лично в руки.

При этом сам Уинтерс находился под наблюдением советских спецслужб: его одежда обрабатывалась специальной «шпионской пылью» — этим занималась агент советской разведки, которая находилась рядом с американцем под видом горничной. При помощи этой «пыли» и специальных датчиков чекисты могли узнать, с кем общался и к чему прикасался Уинтерс.

«Именно так контрразведчики выяснили, что американец побывал у почтового ящика, и нашли письмо, адресованное подполковнику Попову. Оно было отправлено от имени некого Смирнова и на первый взгляд не содержало никакого компромата.

Но эксперты в ходе скрупулезной работы узнали, что в письме содержится тайнопись.
На самом деле в нём говорилось, что переданные Поповым ЦРУ сведения получили самую высокую оценку от руководства и у шпиона теперь есть новые задачи.

Параллельно «наружка» стала фиксировать, как подполковник подпаивает своих коллег, чтобы выяснять у них секретные данные.

Попов в ресторанах встречался с офицерами и заводил разговоры, связанные с профессиональной деятельностью новых знакомых. Всё говорило о том, что подполковник представляет явную опасность» (Иван Зотов бывший старший следователь по особо важным делам КГБ СССР).

Кроме того, было установлено, что с ноября 1958 года Попов неоднократно посылал и получал из франкфуртского радиоцентра ЦРУ шифрованные сообщения. 

Для этого он использовал снятую втайне от семьи квартиру на улице Бакунина в Калинине — об этом убежище Попова стало известно благодаря девушке-агенту ГРУ.

Та сумела очаровать Петра и некоторое время наблюдала за ним, а в самой квартире на улице Бакунина (как и на Медниковской улице) установили прослушку.

Выяснилось, что в январе 1959 года шпион получил от американцев задание добыть сведения о боеготовности ВС СССР, о военных объектах в ГДР и в европейской части Советского Союза.

Кроме того, ЦРУ интересовали подробности о передвижении, численности и оснащении воинских частей, а также о ПВО и аэродромах. Эту информацию американская спецслужба оценила в 17 000 рублей.

«В середине февраля 1959 года стало известно, что Попов планирует вернуться к разведдеятельности через своего покровителя Ивана Серова, который в 1958 году возглавил ГРУ. К тому времени у следственной группы скопилось достаточно доказательств преступной деятельности шпиона.

18 февраля 1959 года замначальника 1-го отдела 2-го Главного управления (ГУ) КГБ полковник Валентин Звезденков подписал постановление о возбуждении в отношении Петра уголовного дела.

В тот же день «крота» задержали на Ленинградском вокзале: у него изъяли блокнот и шесть листов копирки для тайнописи, а также записную книжку с адресом Ленжелли.

Всего Попов сдал американцам около 100 своих коллег-разведчиков, находившихся в Австрии, ГДР и ФРГ. По оценкам специалистов, донесения «крота» позволили Пентагону сэкономить не менее 500 миллионов долларов на научно-исследовательских программах». (Из книги Олега Смыслова -  «Предатели и палачи»).

По данным западных источников, число рассекреченных предателем агентов и разведчиков превысило 650 человек. При обыске квартиры Попова в Калинине был найден пистолет «Walther» с полным магазином, 20 000 рублей и множество тайников, расположенных в самых неожиданных местах — в том числе в охотничьем ноже, спиннинговой катушке и помазке для бритья.

Продолжение следует …


Рецензии