Предатели из спецслужб. Глава. 30 Публицистика

Глава. 30              Грандиозные провалы ЦРУ.


Природа волшебным образом приводит человека в соответствие с его судьбой, делая её результатом его характера.

Ральф Уолдо Эмерсон (25 мая 1803 г., Бостон, США — 27 апреля 1882 г., Конкорд, США) — американский эссеист, поэт, философ, пастор, лектор, общественный деятель.

Один из виднейших мыслителей и писателей США.


Если Эймс проваливал любую порученную ему полевую работу, что в Турции в самом начале карьеры, что в Мексике, которая во многом определила его путь «крота», то аналитическая работа стала причиной его карьеры.

Благодаря своим способностям он был назначен в контрразведку ЦРУ, причем по самому серьёзному направлению — СССР и Восточная Европа.

К сотрудничеству с нашей разведкой его подтолкнули и материальные проблемы, и разочарование в капиталистических ценностях своей страны. На суде он так обосновал свои мотивы:

«Я был не согласен с усилением крайне правых сил в политическом спектре нашей страны в то время, а также с американской политикой в области обеспечения национальной безопасности на международной арене. Вираж вправо, взятый властями нашей страны в 80-е годы, для меня оказался невыносимым».

Идеологические мотивы Эймса не мешали ему получать за предоставленную информацию солидные гонорары. За годы сотрудничества ему от советской разведки было передано примерно 4,5 миллиона $ США. Следует признать, что ценность информации стоила этих денег.

За девять лет работы на советские и затем и на российские спецслужбы с помощью Эймса были разоблачены около 25 американских агентов, работавших в нашей стране и странах Восточной Европы.
С его помощью КГБ своевременно узнавало о десятках операциях ЦРУ, готовящихся на нашей территории.

Назначение на должность в ЦРУ пришло после поездки Олдрича на полевую работу в Мексику в 1981 году, где он познакомился с сотрудницей Колумбийского посольства Марией дель Росарио Касас.

Олдрич был женат — ещё в 1969 году он сочетался браком с сотрудницей ЦРУ Нэнси Сегебарт, с которой познакомился на курсах профессионального обучения. Но в 1981-м брак Эймса разваливался, а тут яркая латиноамериканка, также работающая на ЦРУ. У них случился роман, и в итоге Мария вынудила его развестись.

Поведение Олдрича после ареста говорит о том, что свою колумбийскую жену он обожал. Эймс сумел выторговать для неё у следствия в обмен на откровенный рассказ о своей деятельности «крота» небольшой срок — пять лет.

Мария отсидела его полностью и с 2000-х годов проживает в Колумбии, где преподает в одном из престижнейших университетов страны.

Первая жена Эймса согласилась дать ему развод. Но была другая проблема — вместе со свободой Олдрич получал массу семейных долгов. Дополнялось это импульсивными тратами Марии, которая себя ничем не сдерживала.

Уже после их ареста в феврале 1994 года агенты ФБР найдут 60 дизайнерских женских сумочек, а также сотни новеньких платьев, юбок, туфель, колготок.

С такими тратами личный долг Эймса рос как на дрожжах. За пару лет, к 1985 году, он почти стал банкротом — с годовой зарплатой чуть более 49 000 $ США у него было обязательств на 46 000 $ США.

«Я ехал домой и думал: может, ограбить банк», — рассказал Эймс на допросе о причинах, что привели его в итоге в советское посольство. Для него было очевидно: либо он достанет где-то деньги, либо Мария его бросит.

Путь обычного криминала был опасен и ничего не гарантировал. Но у Олдрича были примеры перед глазами — его же коллеги, которые открыто обсуждали продажи секретов Москве. КГБ, по их словам, было готово платить 50 000 $ США.

«Эта сумма покроет все мои проблемы», — позже вспоминал Эймс свои мысли. В апреле 1985 года американский контрразведчик Олдрич Хейзен Эймс направился в советское посольство в США.

Сотрудничество с нашей разведкой Эймс начал очень просто. В 1985 году, в погожий апрельский день он подошёл к охраннику советского посольства в США, протянул ему конверт и попросил передать его начальству.

По своему статусу Эймс имел доступ к секретнейшим документам ЦРУ, которые касались шпионажа за и внутри СССР.

Сам Эймс курировал целый ряд дипломатических советских работников, включая сотрудников ООН, которые были «кротами» американцев. Ему было, что предложить Москве в обмен на деньги.

Но в первый раз его проигнорировали. Никто в посольстве не заинтересовался им и на встречу, которую Эймс назначил в кафе, не явился.

Тогда Олдрич сам пошёл в посольство, сам же передал охране конверт с предложением о сотрудничестве. Эймс буквально напросился на встречу с советской разведкой. И это сработало. В конверте была записка следующего содержания:

«Я, Олдрич Х. Эймс, работаю начальником контрразведывательного подразделения в отделе внешней разведки ЦРУ.

Мне нужно 50 000 долларов в обмен на следующую информацию о трёх агентах, которых мы в настоящее время вербуем в Советском Союзе».

Российское посольство в США, которое Эймс посещал по служебным делам. Через 10 дней с ним вышли на контакт, и работа закипела.

Вот так практически нагло, дерзко и в открытую он вышел на нашу разведку с заманчивым предложением – монетизировать ценнейшую информацию на деньги !

А сильнейшая разведка и контрразведка, как себя до сих пор считает США прошляпила, сокрушительный удар в недалёком будущем по своей мощной службе со стороны своего «коллеги» !   

Тут сработала наша народная многовековая мудрость – «И на старуху бывает проруха !».

Это был уникальнейший случай в истории разведки, когда крупный руководитель одного из управлений разведки сам добровольно явился логово вражеской службы и предложил свои ценнейшие услуги.

Нашей разведке можно сказать выпал, как в лотерее «Джекпот !». Невероятно, но факт !

Необычный агент получил и необычный позывной – «Людмила !».

С 17 мая 1985 года Олдрич Эймс начал работать на КГБ. Своему начальству он заявил, что его поход в посольство был необходим, так как вербуемый им советский дипломат не выходил на контакт. Руководство приняло это объяснение.

В последующие встречи Эймс начал сдавать американских «кротов» в СССР. В КГБ были в шоке — оказалось, что советская спецслужба на всех уровнях пронизана американскими агентами.

Эймс массово выдавал агентов не только Штатов и их союзников. В отношении некоторых из них, как Олег Гордиевский, у КГБ уже были подозрения.

Но о некоторых, как о генерале Полякове или подполковнике Полещуке, советская разведка вообще ничего не знала.

В июне 1985 года от Эймса в нашу резидентуру поступила информация обо всех известных ему агентах ЦРУ, работавших в Советском Союзе.

Каждый из этих агентов ценился американцами на вес золота, так как либо работал в советских спецслужбах, либо занимал высокий пост в государственных органах.

Продолжение следует …


Рецензии