Города и кадры
И вот тут снова о кадрах. Недавно по «ящику» услышал удивительную цифру. Мужик какой-то возмущенно вещал – что де «в кругах, близких к правительственным» на работу принимаются до 75% родственников и свояков. Интересно, кто и как вел подсчет? Но такое ведь было всегда? Или только сегодня? А на нашем, то есть городском уровне, как? Что-то я в «старорежимном Союзе» таких цифр не слышал. Там как-то все вроде бы регулировалось с точки зрения партийной объективности, принципиальности и рациональности. Тогда вообще государственная кадровая политика делилась на директивную и регулятивную. Партия осуществляла государственную кадровую политику, а государство – внутрипартийную кадровую политику. Согласен. Несколько накручено. Запутано. Но, ведь как работало!
А сегодня? Кадровая политика в любом городе выстраивается на основании региональных решений. Поэтому местные не очень - то и жалуют выходцев из краевой, областной столицы. Но, это втихаря, по секрету (Тсс!). Все первые лица любой службы либо сферы деятельности обычно, по устоявшейся традиции, присылаются из регионального центра. Местному жителю города, выдвиженцу, родившемуся или выросшему на месте, практически нет никаких шансов возглавить службу либо сам город. Исключением могут являться случаи, если заручиться поддержкой «наверху», скажем в самой столице. Присланный «на вырост» даже из каких – ни будь поселка или другого города чиновник, либо сотрудник службы автоматически считается членом «губернаторской команды». Ну, это и правильно! Тебе оказано доверие! Ты свой. А те, кто работал до тебя в городе, это черная кость, доверия не заслуживают. А значит и выдвижения на первые посты тоже. Только максимум в заместители. А как же иначе присланный руководитель сможет оперативно врасти в обстановку? С чьей помощью? Кто ему подскажет все нюансы местных взаимоотношений? Такой же представитель-«иногородец», прибывший вместе с первым лицом службы? Это вряд ли… Вот и получается, чтобы стать кем-то, нужно не только стать членом команды регионального руководства, но и уехать в другой город. Не факт, что в своем регионе. Местечковая кадровая политика формируется только со второго уровня власти. С категории заместителей и вниз.
Каждый город не похож ни на какой другой в стране. Так уж сложилось. В том числе и исторически. Везде свой менталитет и свои нюансы. Например, есть города, куда чаще приезжают отдыхать. Не по работе. На время. Что значит отдыхать? Это когда все на «расслабоне». Знакомства вырастают на ровном месте, а дружба зарождается легко и потом длится годами и даже десятилетиями. А как же ты хотел еще налаживать отношения? Иметь везде своих, связи и клиентуру? Так уж создан человек, он - явление социальное.
Отдельно следует сказать о главах городов. Традиционно они, конечно же, не выходцы из рядов городских жителей, то есть местных. Хотя и исключения бывают. Но крайне редко. Скудный и, наверное, единственный пример такого выдвижения мы наблюдали в начале текущего века. Затесался тут один, все-таки, случайно. Кто-то где-то на каком-то уровне опрометчиво не досмотрел, «прозевал». Правда, состоял он в этой должности всего то чуть более двух с половиной годков. Абсолютное большинство других первых лиц городов вот уже на протяжении более полувека (!) назначаются извне. Как правило, из краевой либо областной столицы. Видимо, там люди другие. Умнее, опытнее. Одним словом – достойнее.
Возникает известное противоречие. Конечно же, свежий ветер перемен никогда вреден не был. Для этого и существует один из основных методов кадровой работы под красивым и модным названием «ротация». Но, ведь пришлый руководитель не знает специфики города, местных взаимоотношений, в том числе и межнациональных. Для вживания в обстановку, знакомства с территорией, местными обычаями и традициями ему требуется немало времени. Обкататься, притереться, обвыкнуть. Обрасти связями на самом верху, в самой столице столиц, которые, конечно же помогут ему в дальнейшем выполнять свои обязанности с пользой для конкретного города и его жителей. То есть добросовестно.
Но, с другой стороны, местному во все это не надо вникать. Он уже готовый, уже вникший. Времени на притирание не требуется. С момента назначения (избрания) сразу в бой – в хорошем смысле слова, за интересы города и того же населения. Экономия то какая по времени! Срок службы на должности ведь ограничен. Не резиновый. Да и проблемы города местному выдвиженцу не чужды, он среди них вырос. Прошел сквозь них душой и сердцем. Город ведь родной. Как, на ваш взгляд, он их будет решать? С головой? Он ведь – и сам всему глава. Ему и карты в руки.
Это приезжий назначенец побудет срок на должности и обратно домой, восвояси. Его здесь ничего не держит. Ни очаг, ни «дым отечества». Есть, конечно, и исключения. Куда ж без них? Только за время службы на благо жителей «не своего родного» города, почему то, такой назначенец обрастает не только полезными связями и городскими заботами, но и каким ни на есть «барахлишком». В смысле, движимостью и недвижимостью. Она как-то сама собой со временем появляется. Растет-прирастает. Практически незаметно. Бывает порой и неожиданно. А, потом, с уходом с поста, нередко возникают к ушедшему различные непредвиденные вопросы, что да откуда. Не связаны ли эти моменты с менталитетом приезжего? Для чего-то же он сюда прибыл? «Понаехал».
Правда, справедливо будет оговориться, что время меняет и принципы работы, и отношения. Да, впрочем, и сами города, и людей тоже. А также и методы кадровой работы. Ничто не стоит на месте.
О каком конкретно городе идет речь? Да о любом, и гадать тут не надо. Система везде едина.
Можно описывать подобное только по той причине, что все это в памяти о прошлом, хотя и с наличием остаточных явлений.
Как дело обстоит сегодня? Судить не вправе. Новые времена, новые лица. Может быть и новые принципы кадровых подходов.
И да, уж больно хочется на это надеяться.
И еще. Закрадываются все-таки сомнения. Везде ли этак происходит? Или только в каких-то конкретных городах?
Это вряд ли. Скорее всего, по всей матушке земле нашей «такое работает». Заразно, но однообразно.
А для местных – все остается, как в том фильме: «Обидно. Ну?!»
Свидетельство о публикации №226011100221