Памяти Виктора Николаевича Лескова замечательного
НО ТАКИМ ОН ОСТАЛСЯ ОДИН В ПАМЯТИ РОДНЫХ, ДРУЗЕЙ И ПОЧИТАТЕЛЕЙ ЕГО ВЫДАЮЩЕГОСЯ ТАЛАНТА!
Восьмого января 2026 года скоропостижно на 83 году жизни не стало за-мечательного писателя и военного лётчика Виктора Николаевича Лескова.
Перед самым Новым годом он мне позвонил из больницы и сообщил, что выписывается после длительного лечения. Он говорил вполне чётким бодрым голосом. И, казалось, ничто не могло предвещать то, что могло произойти что-то непредвиденное.
На следующий день, уже, будучи дома, он мне вторично позвонил. Но я куда-то отвлёкся, увидел его звонок только через тридцать шесть минут. По-звонить я не сумел. Его домашний телефон отвечал короткими гудками. Я полгал, что кто-то звонит ему или он кому-то.
Но и через час телефон так же, как будто был занят. На следующий день повторилось то же самое. Я решил, что телефон выключен. А хозяин уехал к своим родным. И Новый год будет встречать там. И не стал его больше тре-вожить. И вдруг такое несчастье, во что трудно было поверить.
В последние годы В.Н. Лесков готовил к изданию эпический роман в трёх книгах «Воскреснем и встретимся», «С высоты полёта», «За что, любимая», под общим названием – «Последний круг». Это большое многоплановое по-лотно, которое охватывает в повествовательной форме несколько самых сложных десятилетий в истории страны. Сужу по тем главам, которые каждый год печатались в нашем журнале. Он также долго и тщательно работал над трилогией в свободное от полей время. И хотелось бы, чтобы книга наконец-то вышла в свет…
Виктор Николаевич также автор прекрасных повестей и многих рассказов «Серебряные стрелы», «Круги бытия», «За облаками среднего яруса», «Под крылом – океан», на которых воспитывалось не одно поколением молодых лётчиков. В разные годы они издавались в военном издательстве. Победитель литературных конкурсов им Н.А. Островского и журнала «Советский воин». Лауреат Литературной премии Министерства обороны СССР (1990).
В.Н. Лесков родился 7апреля 1943 года в деревне Вяльки Унечского района Брянской области. Окончил Тамбовское высшее военное училище лётчиков. Летал командиром на различных типах самолётов. Уволился подполковником запаса.
Окончил с отличием Литературный институт им. А.М. Горького. Член Сою-за писателей СССР с 1988 года. Произведения публиковались в журналах «Октябрь», «Знамя», «Новый мир». «Советский воин», многочисленных кол-лективных сборниках, альманахе «Литературный Брянск». В журнале «Новый Литератор» напечатаны повесть «Копыл», в нескольких номерах главы из романа «Последний круг».
Жил подолгу в родной деревне Вяльки.
По жизни Виктора Николаевича был оптимистом, его всегда отличала неиссякаемая доброта, порядочность, честность, забота о людях, рыцарское благородство, неравнодушие к родным, к друзьям и одарённым людям.
Его также отличала требовательность к себе, как писателя. Это было осо-бенно замечено, когда редакция журнала «НЛ» готовила к печати его повесть «Копыл». В столе рукопись пролежала более десяти лет. Виктор Николаевич считал, что она его не совсем идейно и художественно удовлетворяла. Хоте-лось большего размаха. А для этого у него был не использованный творческий потенциал, а значит и замыслы…
Однако повесть получилась, образно говоря, цельная, яркая, созданная в лучших традициях деревенской прозы. Она отличалась народным языком, выразительным, образным стилем с вкраплениями в ткань повествования отдельных местных диалектных слов, которые иллюстрировали бытовой де-ревенский уклад.
Но главное, повесть объясняла истоки развала колхозов и то, как во все времена истории коллективизации нелегко работалось труженикам сельского хозяйства.
Повесть воспринимается, как большая глава из готовившегося к изданию эпического романа «Последний круг».
Но отдельно невозможно умолчать и о том, каким он был фермером и просто человеком и гражданином.
Виктор Николаевич отдал лётному военному делу около тридцати лет. С конца 80-х годов прошлого века он посвятил себя сельскому хозяйству. Колхоз тогда еле сводил концы с концами. И он стал его председателем, а после полного развала, создал фермерское хозяйство. И не одно десятилетие руко-водил им.
Не раз ему власти советовали передать землю во владение преуспеваю-щим кооперативным хозяйствам. И ни одного «выгодного» предложения он не принимал под какие-то благоприятные условия, что ни в чём не прогадает. Но если пойти на такие «условия», то это означало предать земляков и землю, связь с которой он чувствовал кровную и потому поступиться своими ин-тересами и интересами людей не мог. И не таким был он человеком, чтобы на это согласиться. В районе Виктор Николаевич для властей в лучшем смысле слыл неудобным и неуступчивым землевладельцем.
Тем не менее, продолжал успешно работать, и хоть было нелегко, успевал сочетать сельскохозяйственный труд, с литературными заботами.
Сколько раз ему собратья по перу советовали оставить хозяйство и всецело посвятить себя литературному труду. Он вроде бы и прислушивался к советам, что с его талантом на литературной ниве он мог бы придать местной писательской организации новое дыхание. Именно такого руководителя не хватало ей, говорили ему. Он и сам говорил: «Вот думал: выйду в отставку, напишусь вволю. Но не тут-то было, сколько непорядка на селе, повременю!»
Но сколько бы он не думал, однако окончательного решения так и не принял, отдав предпочтение земле.
Хотя интриги, склоки, какие порой сотрясали организацию, его также бес-покоили. Явно собратьям по перу не хватало здравого смысла смотреть на нездоровые отношения. А он советовал нельзя для общего дела создавать группу неприкасаемых, какие порой в коллективе келейно бытовали. И её лидеры тянули «одеяло» исключительно на себя…
Виктор Николаевич иногда говорил: «Не хватает мне ещё и в среде твор-ческих людей сталкиваться с интриганами, что не к лицу писателям, но зато в порядке вещей в районе приходится мне воевать с всякими «змеями Горы-нычами». Кто ж там будет убавлять аппетиты «сельским хищникам»»?
Так шло время в непримиримой борьбе с районными властями и крупными землевладельцами, аппетиты которых росли после каждого урожайного года. И не могло это из года в год не сказываться на здоровье, которое ещё и в бытность службы, после каждого вылета на задания, подвергалось нелёгким испытаниям.
Никогда он ни на кого не жаловался, в прошлом достойно нёс вахту в небе, а после отставки –- и на земле.
Сколько бы я ни предлагал пером вмешаться в то, что происходило на селе, Виктор Николаевич мне не отказывал в разрешении проблем. Но и не хотел, чтобы я наживал себе неприятностей…
А ведь ни один раз к нему засылались проверяющие органы, чтобы любой ценой нашли в его делах фермера какие-то нарушения…
И почти до последнего не прерывал связь с земляками и землёй. И всей душой болел за победный исход СВО для нашей страны в борьбе с киевской хунтой и коллективным Западом. Он был настоящим патриотом России, и с честью выполнял долг гражданина и всё то, что ему выпало на его долю…
***
В.Н.Лескову
Летали высоко вы
В небесной выси.
Те годы ушли далеко
Вашей лётной миссии.
Теперь вы в родном селе
Хозяин своей земли.
И в вечерней мгле
Семена любви взошли.
Среди своих героев
В каждодневной прозе,
Мысли вьются роем
На родном огороде…
А село всё редеет,
Уходит наш народ,
И оттого душа немеет –
Некому водить хоровод.
И земля сиротеет,
За околицей нет коров,
И люди уже не те вы,
И нет нужных слов.
Года стучат в затылок
Отмеченные борьбой,
Этот Западный рынок
Обернулся сатаной.
И разорвал село
Страшный иностранец,
И оттого морщится чело –
Наш народ как оборванец.
Враг со всех сторон,
И лет хозяину немало,
Но напишет эпос он,
Как душа его страдала.
9.04. 2013
Свидетельство о публикации №226011100060