Достоевский. Я, до масленицы, женюсь...
больше жизни моей.
Д о с т о е в с к и й
О браке Фёдора Михайловича Достоевского с Анной Григорьевной Сниткиной известно достаточно много, тогда как о браке писателя с Марьей Дмитриевной Исаевой, с которой он познакомился в годы военной службы в Семипалатинске, информации гораздо меньше.
1-го октября 1856 года был отдан приказ о производстве Достоевского в прапорщики, а в ноябре состоялось производство его в прапорщики — первый офицерский чин. Это означало, что он вновь возвращается в тот самый привилегированный класс, вне которого в России было так трудно жить.
Когда Достоевскому представилась возможность поездки в Кузнецк к Марье Дмитриевне Исаевой, он не раздумывая помчался к ней. «Эта дама, ещё молодая, 28 лет, хорошенькая, очень образованная, очень умная, добра, мила, грациозна, с превосходным, великодушным сердцем», — писал о ней Достоевский.
В Кузнецке его ждал приём, сильно отличавшийся от того, какой был ему оказан пять месяцев назад. Остался он там уже не на два, как прошлый раз, а на пять дней. При встрече Марья Дмитриевна заявила Достоевскому, что никого, кроме него по-настоящему не любит. Перед отъездом он, наконец, получил её формальное согласие выйти за него замуж в самое ближайшее время.
В письме к барону Александру Егоровичу Врангелю от 21-го декабря 1856 года Достоевский сообщает:
«Если не помешает одно обстоятельство, то я, до масленицы, женюсь,— вы знаете, на ком. Она же любит меня до сих пор <...> Она сама сказала мне: "да". То, что я писал вам об ней летом, слишком мало имело влияния на ее привязанность ко мне. Она меня любит. Это я знаю наверно. Я знал это и тогда, когда писал вам летом письмо мое. Она скоро разуверилась в своей новой привязанности. Еще летом, по письмам ее, я знал это. Мне было все открыто. Она никогда не имела тайн от меня. О! если б вы знали, что такое эта женщина!
Я Вам пишу наверно, что я женюсь, между прочим...».
На следующий день Достоевский сообщает также своей сестре, Варваре Михайловне о предстоящей женитьбе:
«Я давно уже люблю эту женщину до безумия, больше жизни моей. Если б ты знала ее, этого ангела, то не удивилась-бы. В ней столько превосходных, прекрасных качеств. Умна, мила, образована как редко бывают образованы женщины, с характером кротким, понимающая свои обязанности, религиозная. <...>
Теперь, когда она свободна, (по смерти мужа уже прошло 1 1/2 года) и когда я был произведен в офицеры, первым делом моим было предложить ей выйти за меня замуж. Она знает меня, любит меня и уважает. С тех пор как мы расстались мы переписывались каждую почту. – Она согласилась и отвечала мне да. И если не случится одного обстоятельства, (о котором не пишу, долго рассказывать) которое может если не расстроить, то отдалить дело на долго) – то свадьба наша будет уже сделана до 15 февраля, т. е. до масляницы. Друг мой, милая сестра! Не возражай, не тоскуй, не заботься обо мне. Я ничего не мог лучше сделать. Она вполне мне пара».
22-го декабря 1856 года Достоевский пишет брату Михаилу:
«Может быть из прежних писем за последние 2 года и неоднократных намеков моих ты мог видеть, что я любил одну женщину. Имя её Марья Дмитриевна Исаева. Она была жена моего лучшего друга, которого я любил как брата. Конечно, любовь моя к ней была скрытая и безнадежная. < ...>
Муж ее был без места; наконец, после долгих ожиданий, он получил место, в городе Кузнецке, Томской губернии. Приехав туда, он через 2 месяца умер. Я был в отчаянии, разлучившись с нею. < ...>
Переписка наша тянулась. Я уверен был, что и она по крайней мере поняла, что я люблю её. Но я, быв солдатом, не мог ей предложить быть моей женой <...> Но теперь, тотчас же после производства, я спросил её: хочет ли она быть моей женой, и честно, откровенно объяснил ей все мои обстоятельства. Она согласилась и отвечала мне: "Да" ».
В начале 1857 года всё было сговорено, он взял в долг нужную сумму денег, снял помещение, получил разрешение начальства и отпуск для женитьбы. Требовалось ещё разрешение командира 7-го Сибирского линейного батальона подполковника Велихова на вступление в брак прапорщика Ф. М. Достоевского со вдовой М. Д. Исаевой. Оно было получено (за номером 167-м) 1-го февраля 1867 года.
В конце января Достоевский выехал в Кузнецк. Там всё было готово для «тихой» свадьбы. 6-го февраля 1857 года был произведен «обыск брачный» Одигитриевской церкви в Кузнецке о вступлении в брак Ф. М. Достоевского и М. Д. Исаевой.
В тот же день Марья Дмитриевна и Фёдор Михайлович были обвенчаны:
«6-го февраля 1857 г. в Градо-Кузнецкой Одигитриевской церкви при большом скоплении народа произошло венчание Ф. М. Достоевского с М. Д. Исаевой. Венчал священник отец Евгений Тюменцев. Шафером со стороны жениха был соперник Достоевского Н. Вергунов. В дни, проведенные в Кузнецке Достоевский всегда бывал в очень весёлом расположении духа, шутил, смеялся. Нередко его видели гуляющим по улицам Кузнецка вместе с Марией Дмитриевной. В Кузнецке Достоевский был счастлив»
В метрической книге Одигитриевской церкви города Кузнецка Томской епархии сохранилась запись об этом браке:
«1857 года 6-го февраля, No 17-и, служащий в Сибирском линейном батальоне No 7-й прапорщик Фёдор Михайлов Достоевский, православного вероисповедания, первым браком, 34 лет. Вдова Мария Дмитриевка, жена умершего заседателя, служащего по корчемной части, коллежского секретаря, Александра Исаева, православного вероисповедания, вторым браком. 29 лет. Брак их совершён мною.Священник Евгений Тюменцев, совершавший таинство брака».
Вот что рассказывает Т. М. Темезева, присутствовавшая на венчании:
«За народом едва можно было протолкаться вперёд. Конечно, присутствовало в церкви и всё лучшее кузнецкое общество — Анна Николаевна всех пригласила. Дамы были все разнаряжены. В церкви — полное освещение. Сначала, как водится, приехал жених. Конечно внимание всех на него обратилось и я смотрела с любопытством: хоть мне и было только лет шестнадцать, но я слышала, что он не простой человек, писатель. ... Он, помню, был уже немолодой, лет тридцати восьми; довольно высокий — выше, пожалуй, среднего роста... Лицо имел серьезное. Одет он был в военную форму, хорошо, и вообще, был мужчина видный. Жениха сопровождали два шафера: учитель Вергунов и чиновник таможенного ведомства Сапожников. Скоро прибыла и невеста, также с двумя шаферами; один из них был сам исправник Иван Миронович Катанаев. Худенькая, стройная и высокая, Мария Дмитриевна одета была очень нарядно и красиво, — хотя и вдовушка. Венчал священник о.Евгений Тюменцев в услужении с дьяконом (по «Брачному обыску» — отцом П. Углянским). Были и певчие».
В середине февраля 1857 года Достоевский вместе с женою навсегда покинули Кузнецк.
Фото: Картина Фомченко А.Ф. «Венчание Достоевского». Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского г. Новокузнецк
Свидетельство о публикации №226011100694