29 марта
Том 1.
ВЕСНА.
В народном календаре сегодняшний день упоминается всего двумя строчками: «Савин день хоть и солнца нет, а вода всё равно бежит» и «Пришёл Саввин – сани покинь, телегу подвинь». С Саввина до глубокой осени, до самого первопутка на просёлках царствовала телега. Потому и назвал крестьянин дату её «вступления в должность» ТЕЛЕЖНЫЙ ДЕНЬ.
Уходят за ненадобностью предметы. Ветшают понятия… Скоро дети, те, что полюбознательней, будут спрашивать, а в основной массе и вовсе позабудут, что же это за штуковина такая, в самом деле, -- телега?
Достоверно даже и неизвестно, когда появилась первая телега. Но, тем не менее, учёные всё-таки склоняются к тому, что возникло это средство передвижения в Шумерах в III тыс. до н. э. А уж оттуда своим ходом перекочевало, докатилось до государств Месопотамии и Египта. Если рассматривать ближние к нам территории, то можно заметить, что доисторическое колесо повозки, найденное на территории современной Украины, датируют 2200 +80 гг. до н.э.
Что говорить? Бесспорно, для формирования первых земледельческих цивилизаций телега сыграла, можно сказать, революционную роль, поскольку благодаря ей ускорился и расширился торгово-экономический и культурный обмен между различными регионами.
Темпы развития гужевого транспорта, конечно, были напрямую связаны с формированием дорожной системы. Ну, о наших-то русских дорогах разговор вообще особый. А вот, к примеру, в Римской империи, бог весть, ещё в какие времена уже общая протяжённость дорог достигала 300 тыс. км. И, заметьте, каких дорог!
У нас со времён Киевской Руси и до 70-х годов XIX века все перевозки осуществлялись гужевым или водным транспортом. Упоминание о том, что во времена древней Руси он уже был, мы можем встретить в «Повести временных лет: «…аще поъхати бяше обрину, не дадяше въпрячи коня, ни волу, но веляше въпрячи 3, или 4, ли 5 женъ в телъгу и повести обрина, и тако мучаху дулъбы…».
И ещё -- из письма князя Юрия Васильевича Дмитровского в начале 60-х годов XV века Троице-Сергиеву монастырю: "...пойдут от Новгорода к Москве сквозь мою вотчину Дмитров с товаром зиме на триста возех, а лете на триста телегах…".
А вот описание внешнего вида русских телег и саней запечатлено уже в миниатюрах Никоновской летописи XVI века. Телеги четырёхколесные, колёса сплошные или со спицами, возницы сидят обычно верхом на упряжных лошадях.
Так как дорог в нашем государстве и по сей день хороших не сыщешь, то можно представить себе, как обстояли дела на Руси в старину. Там, где, превозмогая все рытвины и ухабы, ещё кое-как могла колтыхать телега, тянулись вереницы подвод со всяческим товаром: от хлеба, мяса, рыбы, пушнины и проч., проч. до мануфактуры. По большей же части перевозка людей и грузов на дальние расстояния осуществлялась по воде. И лишь при государе Петре Алексеевиче начала складываться грунтовая дорожная система.
Иноземцы, занесённые случайным случаем за пределы большого русского города, оставляли о путешествии по нашенским дорогам жуткие воспоминания. Да зачем нам их путевые заметки? У нас и своих достаточно. Какой путник не чертыхался, трясясь в телеге на ухабах и промоинах, сколько страниц своих сочинений извели наши почтенные литераторы, предаваясь описанию передвижения по русскому просёлку?
И, тем не менее, куда бы мы притопали пешочком, без простой мужицкой телеги, родоначальницы более изящных средств передвижения – всяческих таратаек, дрожек, карет, фаэтонов, пролёток, колясок да кабриолетов?..
*
Пора уже, пора! Снег с дорог ручьями сошёл в подгорье, ветер час от часу всё лише высушивает грязь. За порог лишний раз не выскочишь, не зная, во что одеться-обуться. Правда, все меха да шубы уже давно сняты, нафталином пересыпаны да в дальние шкафы убраны, а вынуты лёгкие пальтишки. Вешалки в прихожей обживают кепчёнки да шапчонки. А цыган, тот и вовсе, с самого Крещенья в одной поддёвочке разгуливает. Шубу продал – и в ус не дует.
На санях нынче только коня рвать, будут они теперь на задворках в крапивах да лопухах дожидаться своего часу. И хоть ещё самое межсезонье -- холода лихие минули, а тепло настоящее ещё пока не ощутимо, -- дороги развезло, распутица, но, тем не менее, весь нынешний день посвящал крестьянин подготовке телеги к первому выезду.
Телеге, ходу, как у нас говорят, нынче всё внимание: и доски на ней заменить, и балясинки в лесницах подновить, и бочонок с дёгтем разыскать, куда-то за зиму за ненадобностью задвинули, не найти. А край как нужен: как же в лето без него-то вступать? Чем колёса смазывать? Уж не свиным ли смальцем?
Хозяин, коли путёвый, покуда есть чуток ещё свободного времени до пахоты, до сева, сам или, коли руки не шибко прямо пришиты, кланялся мастеру, но пяток-другой колёс на сезон готовил. А как же? Про запас. Никогда и никому запасец-то ещё не помешал.
Вот по нынешним временам, прикиньте, не отправитесь же вы, куда надумали, особенно в дальнюю поездку, без запаски для своего авто? И бензинцу запасётесь, и ещё чего нужно, чтобы машина в дороге не подвела, прихватите. Да, наверно, и все неполадки устраните. А телега в старые времена, почитай, тоже самое авто, вернее – кузов от него, а движок у неё, в отличие от вашей «ласточки», в одну-разъединую лошадиную силу. Наладит мужичок «ход» и обязательно «спробует» -- прокатится на нём из конца в конец деревни. Без этого никак нельзя. На Саввина надобно пренепременно телегу «объездить», иначе и удачи не будет.
А потому как крестьянин привык ко всему присматриваться, всё примечать, то и из тележного скрипу он себе разные прикиды на будущее определял. Если не врёт поверье, то скрип в переднем левом колесе – к болезни, а в правом -- это ж надо! -- к богатству! В заднем левом закурлычет-запоёт – прям-таки боль зубная -- к долгам. Уж лучше пусть помявкивает, поскрипывает в заднем правом, да полише, там-то, известное дело, -- к деньгам!
*
Можно, конечно, если не понравится то, что наплела вам телега, развернуть и карты, да прямо противоположное себе и пригадать. Зачем нам беды-разнесчастья? Весна на дворе! Вишь, как природа ликует! Нетушки! Будем жить!
Ну, а на картах-то погадать, прикинуть на Саввина проще пареной репки. Выньте из колоды все трефы да, перетасовав их девять раз, молвите:
Трефы трефовые,
вся ваша трефная рать,
дайте мне (имярек) знать,
что меня ждёт, ожидает,
что мне на судьбу выпадает?
Вытащите наугад три карты. Тут вам и выпадет счастьице. Может, конечно, и не очень счастьице, вы уж на меня тогда не серчайте: мол, обещала карты добра нагадают. Бывает, и они ошмыгнутся, бывает, и с ними проруха выпадет… На всякий случайный случай запомните, а то запишите, правда, самая непутящая деревенская баба во все века, хоть и бегала к соседке поворожить, а и сама о картах всё досконально знала. Напомню: мы говорим о трефах.
Выпадет туз - благополучие.
Король – важные особы примут доброе участие в вашей судьбе.
Дама – ну, что о ней скажешь?.. С ними, дамами-то, извечно хоть мужику, хоть другой даме, сплошные испытания. Что, к примеру, до дел сердечных… тут с бабами этими прямо горюшко!.. Лучше уж и карты свернуть!
Валет – кто-то вас унизит. А что с юнца взять? Опыта – ни на граммульку, а гонора, гонора-то! Короче, одни нелады с этими валетами!
Десятка – вот умница! То победу посулит, то деньги.
Девятка – тоже карта удачливая: и любовь тебе напророчит, и всякие иные приятности.
Восьмёрка – ох, и невезучая ж картища, ох, наплачешься с ней!
Семёрка – да и эта ничем не лучше восьмёрки, глаз да глаз за ней: то коварство нашлёт, то притворство.
Шестёрка пусть и меленькая картишка, хоть и весу у неё – с гулькин носик, а всё ж таки малую выгоду с неё поимеешь.
Картам я как-то не слишком доверяю. То ли дело - испытанные веками приметы да поверья! Это ж совсем другой коленкор! И на Саввина расклад промеж них такой. Коли нынче пасмурно и солнце облака застят – к дождю. (Кто бы сомневался?).
Птицы в лужах чуфыркаются – к теплу.
Если на Саввина тепло - будь уверен: и весна выпадет до самого краюшка тёплой.
Если нынче облака быстро и высоко плывут – не сомневайся: к распрекрасной погодице.
А и, правда, погоды нынче – любо-дорого! Не весна на дворе, а прям-таки веснища!
Свидетельство о публикации №226011100933