30 марта

МЕСЯЦЕСЛОВ "ПОСОЛОНЬ"

Том 1.
ВЕСНА.

30 марта православная церковь чтит память преподобного Алексея, человека Божия, благочестивого аскета, жившего в Риме в конце IV – начале V вв.
Где Рим? И где Русь? Но, тем не менее, слух об Алексее, Божьем человеке, докатился и до наших северных земель. Преподобный издавна пользовался большим почётом и любовью среди нашего православного народа. Житие его передавалось из уст в уста. И так же, как в средневековой европейской поэзии создавались о святом Алексее легенды, так на Руси да и в других восточнославянских государствах, слагались прекрасные духовные стихи. Их распевали и слепые музыканты, и многочисленный нищенствующий люд.
Потому как день этот обычно выпадает тёплым да ласковым, у нас его так и кличут – АЛЕКСЕЙ ТЁПЛЫЙ. О погодах же говорят: мол, «Алексей-водотёк – ручьём дорогу пересёк, вода с гор пошла, рыба на стану тронулась, а зима на нет сошла». Есть, конечно, в русском языке, богатом на подобные приметы и поговорки, ещё и другие, относящиеся к нынешнему дню. К примеру: «Алексей с теплом – весь год с добром»; «Сочатся порознь ручейки из сугробов, не расплакались снега разом – быть плохим кормам»; «С гор снеговая вода – на богат укос»; «Алексей воды распускает – из каждого сугроба кувшин проливает»; «Сверху течёт, снизу течёт».

Ребятишки нынче на улицу валом валят. Разве можно пропустить Алексеем Тёплым подаренное развлечение – отправить в плаванье загодя подготовленную флотилию? Коли не успели выстругать из чурочек-дощечек, и бумажные лодочки сойдут! Тетрадок-то полон портфель. Да и двойку по математике из дневника не мешало бы выдрать!
И не беда, что скоро скроются лодочки-кораблики из глаз или вовсе размякнет в талой водице эта бумажная эскадра! Подумаешь! Новых наделать-то -- что чихом чихнуть!
А вообще-то считалось: каковы на Алексея ручьи (большие или малые), такова и пройма (разлив). Всякий уважающий пацан их, ручьи-то, должен вдоль и поперёк промерить.
Потайкой даже хозяйки, не за-ради баловства, конечно, а чтобы с хлебушком, с иным продуктом были осенью полны сусеки, выходили запустить по первой талой водице от своих ворот в плаванье соструганный хозяином на гулянках кораблик.
Может, поэтому и не очень-то щуняли в этот день матери своих до нитки промокших мальцов. Загонят к вечеру мамки ребятню по домам, одёжа – хоть выжимай! -- а уж и баня готова, пропарят они своих сорванцов, излупят травными вениками, глядишь -- ни соплей, ни кашлю!

А из бани – прямиком на печерские горы к деду, к бабке под бока. Прямо туда, чтобы не застужать накупанных, и ужин прибудет: картошечка с разварцу, плотицы-карасики.
Папка-то – добытчик! Нынче мух не ловил: весь день на улице валандался: спозаранку выставил из пчельника под яблони ульюшки, а потом -- ноги в руки и «бёгом, бёгом!» на речку. Промок тоже до ниточки, теперь вот, следом за детворой, в бане хлещется.
Это ж кем надо было быть, чтобы нынче, когда рыба сама в руки прыгает, не воспользоваться «таковским благоприятством»? Ведь на Алексея, Божьего человека, по преданию переплывшего море в решете, рыба, тронувшись с зимовья, трётся по берегам. А прожорливая, изголодавшаяся за зиму плотва, та и вовсе, шутят у нас, идёт на любую хреновину, да хоть на шишку ольховую.

*
Из своего деревенского детства помнится, что именно на Алексея Тёплого отправлялась школьная детвора на сбор берёзовых почек. Уж теперь точно не скажу, сколько спичечных коробочек (именно ими измеряли добыток) необходимо было сдать нам в аптеку. Частично оставляла я берёзовые почки и своей бабуле, освобождая от этого извечного её дела родные старческие «неуладавшие» уже к тому времени руки.
Вечером на Алексея, Божьего человека, каждый год к нам на рыбий пирог захаживали мамины родичи. На стол ко всем прочим угощением пренепременно подавался молодой берёзовый сок. В ближайшей роще «доили» белоствольные, и, словно, обычный квас, пили всю вешнюю пору «берёзовое молоко». Иногда в нём разводился уже засахаренный прошлолетний мёд, и готовился медово-берёзовый взвар.

Ни глазом, ни думой, и, правда, Русь-матушку не объять. И обычаев столько, год считать будешь -- не уложишься. К примеру, на Алексея Тёплого в южных землях наших принято сеять ячмень и овёс. А в Сибири в былые века шабашили с ямскими перевозками. В Забайкальских краях, не даст соврать оттудашний народ, начинали заготовку дров на целый год. И повсюду, коли день выдастся и, впрямь, тёплый, потому как мучица в закромах почти до донного донышка подъелась, отодвинув мешки с посевным зерном в сторонку, на остатнем зернеце запускали мельницы.

*
А ещё хочется напомнить вам -- наверняка ведь и вы, кто из деревенских, видели, -- проводимые на Алексея Вешнего с шумом, гамом и коготом на три деревни в округе гусиные бои. Озорная, скажу я вам, потеха!
Довелось и мне в моём детстве да и в юношестве тоже наблюдать эти настоящие гусиные драки, известные на Руси не одно столетие.


Рецензии