Веснушки Леки
Советский энциклопедический словарь, Москва “Советская энциклопедия”1982г. разъяснил, что веснушки -это маленькие пигментные пятна на коже и они безвредны.
В послевоенные годы немного было детских врачей в отдалённых районах, часто этим в деревнях занимались шептуны, знхари, костоправы и другие народные лекари. А врачи в поликлиниках, которые лечили взрослый люд, принимали и лечили детей, такой четкой специализации, как в нынешние времена, не было. На моём лице, руках были веснушки, правда, рыжим или блондином не был, но были, поселились себе так, без спроса.
А вот сельской глубинке, по некоторым местным народным поверьям, если на лице у кого были веснушки в его адрес говорили, что они появились у того, кто уничтожал ласточкины гнёзда. Вот меня этим не однажды и провоцировали. А мне не понятки, как это так, почти, что только родился, ходить ещё особо не мог, пускал, как говорят пузыри, а тут уже смог добраться до ласточкиных гнезд, а веснушки были то у меня с тех пор как себя помню. Да и как подрастая, не мог этого совершить в той деревне где родился, немцы с полицаями за меня это совершили, сожгли враги родную хату, да и деревня не уцелела. Слава Богу, пусть и с веснушками, но уцелел тогда как и уцелела наша семья, успели скрыться в лесу убегая через болото, а детство, и юность после этого, прошли в другой деревне.
Моя мама не раз говорила не переживай, это веснушки, по нашему местному это слово звучало - работынне. А я и не переживал, ведь был пацан, а не девчонка. И всё таки, моё веснушчатое состояние лица маме совсем не нравилось, она считала, что буду иметь детскую, а возможно и уже будучи взрослым, получу прозвище- Рябой, рябчик, пятнистый, меченый, крапчатый, конопатый. Но в то время, когда был малым, этому особого значения не придавал.
Меня никто так и не дразнил, у меня был старший брат- Володя, да и мой сябра- Сергей, имел травму лица, он обжёг левую щеку в далёком детстве. Как-то получилось, что в этой деревне, где нам пришлось проживать после войны, обидных прозвищ у ребят не было, их больше называли по именам отцов или по фамилиям, возможно это могло произойти от того, что жители этой деревни почти все были приезжими, они выкупили наделы земли у местной пани ещё из-за Польского часу. Моего дружбана Сергея называли- Ладиков (отец Владимир), одного Николая -Коликов (отец Николай), меня с братом Владимиром- называли Борисовские (по имени нашего деда Бориса), Лёня Ёвгеньков (по имени Евгения - отца), Алёша Гринчуков (по семейнй фамилии -Гринчук), Иван или его братьев Сашу и Гришку называли Ромашковы или Соболювцы (по названию деревни Соболи или по имени отца Романа), Коля Клаптев (по фамилии- Клапоть, а его еще иногда за глаза называли ж”дом, из-за того, что мама его родила от специалиста по пошиву одежды), Коля Хвойнякув (по названию деревни Хвойняки, откуда родом была эта семья) и так далее. На маму, по моему лицу, никакие доводы других не действовали, что пусть буду с веснушками, не надо лечить и мазать, всякое может быть от этих лек, но она взялась за меня по-серьёзному так, чтобы удалить веснушки с лица. В нашей местности, в сельсовете, ФАПа ещё не было в то далёкое и послевоенное время, был только фельдшер по фамилии Кот, за двенадцать километров от нашей деревни,принимал в своем частном доме, но веснушками он не занимался.
А вот маме, чтобы меня сделать красивым, как она считала, не один раз пришлось для этого с ездить к разным докторам в райцентр -город Берёзу и даже, в те времена областной город Барановичи, для поиска нужных лекарств. Это в город Берёза- за двадцать пять километров, где на попутной машине, автотрасса была за семь километров от нашего дома, где на попутной лошади, кто ехал по делам в райцентр, а в город Барановичи уже поездом, за сто семьдесят километров. Привезла она какой –то крем, который нужно было наносить на лицо с утра и на ночь. Перед этим нужно было умывать лицо холодной водой с мылом. А мыло то было в те далёкие послевоенные годы в селе одно- хозяйственное, коричневого цвета. Поначалу от этого лечения результатов не было. За помощью снова мама поехала в город Барановичи. Оттуда она привезла другое, добавочное средство, там какой то врач посоветовал- это был йод. Его смешали с тем кремом, которым уже был и им мы пользовались достаточно долго. Получилось новое средство для удаления веснушек. До сего времени помню эти два запаха, приятный запах крема и жёсткий запах йода.
В первое время мама слегка переборщила с смешиванием этих лекарственных ингредиентов. Моё лицо стало этаким полем некого медицинского эксперимента, который организовала мама. После первых процедур, с новым составом, у меня стала слазить кожа с лица. Каждый раз, на мягких ногах шел к ведру, над которым мылся, а для того, чтобы не давил сачка, умывание происходило под властным действием мамы, она эту процедуру не доверяла никому. Лицо стало красным и блистал так, как вроде его сжёг на ярком солнце. Избежать этих утренних или вечерних процедур не мог. Но произошел один случай, который внёс свои коррективы в моё лечение. Одного раза, для нас с братом было семейное поручение, которое мы любили искать куриные яйца в сарае, при этом можно было утаить пару яиц для продажи в сельский магазин и на эти копейки позже сходить в кино.
Нас с братом мама послала в сарай поискать куриные гнёзда, там по её мнению могли куры нести яйца. Залезли в сарай, и на чердаке, на тех местах, под которыми было место для размещения коровы, мы начали поиск. Брат нашел гнездо и позвал меня. При подходе, мои ноги провалились через редко уложенные жерди потолка покрытые тонким слоем соломы и я упал вниз на навоз. Левая рука повисла плетью. Сначала даже не понял, что произошло со мной, но левая рука стала не подыматься к голове. Как выяснилось позже, сломал ключицу. Но это узнать пришлось узнать немного позже. Вот родителям сообщить своевременно испугался, они очень чувствительно и отрицательно относились к нашим с братом каким -то ранам, связанными с нашими детскими делами.
Обнаружилось это одного дня, мама заметила, что я не руку с водой при умывании подношу к лицу, а наоборот, лицо подношу к руке. -В чем дело?- пошли вопросы. Пришлось всё рассказать. На другой день меня повезли к врачам в город Берёза. Выехали с дома очень рано, как говорят с первыми петухами, всё таки двадцать пять километров пути. В городе Береза побывал в первый раз. По дороге, это было шоссе, только оно было булыжника, ехать было очень тяжело, колеса в телеге были деревянные, обтянутые железными полосами -обручами и была такая и непривычная, по сравнению с проселочными сельскими дорогами, тряска, да и грохот. Недалеко от города на обочине шоссе, вверх гусеницами, лежал танк, он уже был покрытый ржавчиной, видимо не было времени или возможности убрать.
Уже в городе, в том направлении куда мы ехали, перемещалась небольшая колонна солдат. Они шли довольно быстро и громко стучали ботинками и пели какую то песню. До сего времени, помню солдата небольшого роста, который шел в этой колонне последним и очень смешно подпрыгивал, догоняя своих товарищей. И ещё одно воспоминание осталось от созерцания этой колонны, солдаты были обуты в ботинки, на ногах какие то белые чулки с полосками. Как позже рассказал мой отец, это были ботинки, а у солдат обмотки, такая обувь была у солдат пехотинцев. Поразило то, что в городе, по дороге в больницу, было ещё много домов без окон и крыш, были и развалины. Доктор после осмотра определил, что мне нужна операция, для этого надо снова сломать ключицу и восстановить прежнее её положение. Родители согласия на операцию не дали. Меня перекрестили бинтами и отправили домой. Снова обратный путь, но уже по длинным проселочным дорогам.
На второй день отправились в ближайшую деревню Шлях-Пуща, до бабки Капотыхи. Её мой отец знал ещё со своих детских лет, когда он пас коровы у своей старшей сестры перед Первой мировой войной- бабка Капотиха занималась костоправством. С бинта она сделала шарик, подложила его под руку и прибинтовала к телу. На какое то время среди деревенских пацанов был героем, ранение. Но мамины медицинские эксперименты продолжались.
Прошло время. Веснушки с моего лица, с моими годами постепенно исчезли. Эксперимент удался, так как и было намечено мамой. Рябым меня никто не называл. Веснушек нет, но лицо имеет изменения в виде глубоких и заметных пор. Хорошо, что мама свои леки не делала по всему телу, менял бы кожу так, как наверно меняют свою кожу змеи. Веснушки имеются у меня на спине, но они мне совершенно не мешают. Но вот на морозе лицо значительно меняет свой розовый цвет, несколько слегка синеет и временами становится похожим на лица тех хозяев, которые в своей жизни злоупотребляют спиртным. К счастью, им не злоупотребляю, использую его очень редко. А память от домашнего лечения осталась.
Декабрь. 2025г
Свидетельство о публикации №226011201051