Алголагния. Управление снизу

15 апреля 30 года от Рождества Христова

Ершалаим, провинция Иудея, Римская империя

«Императора Тиберия ты тоже так… корректируешь?» - усмехнулся Назарянин.

Легат с огромным уважением в голосе ответил:

«Тиберий великий император… в том числе и потому, что прекрасно осведомлён о пределах собственной компетентности. Ему нужно достижение реалистичной цели, которая его устроит – а не бесплодные попытки реализации нереализуемых хотелок… поэтому он не просто соглашается с мнением компетентных подчинённых – он требует, чтобы они его высказывали. Особенно если оно противоречит его изначальному мнению…»

Тиберий Юлий Цезарь Август родился 14 ноября 42 года до Рождества Христова в Риме, под знаком Скорпиона. Он был первым ребёнком в семье Нерона Старшего (не путать с императором Нероном!), принадлежавшего к ветви древнего патрицианского рода Клавдиев.

Тиберий очень рано продемонстрировал несомненные таланты в области государственного управления (в частности, финансов) – и потому уже в возрасте 17 лет (на десятилетие раньше возрастного ценза!) был назначен квестором.

В обязанности квестора входило управление имперским казначейством - хранение казённой наличности, ведение приходо-расходных книг, а также заведование государственным архивом и управлением земельными участками.

По мере увеличения числа квесторов (при Гае Юлии Цезаре из-за свойственного его периоду расширения бюрократии их стало аж сорок), некоторых квесторов стали направлять в действующую армию для ведения финансовых дел (выдача сумм на содержание войска, уплата жалованья и т. д.).

Других командировали в провинции к проконсулам и пропреторам (с теми же функциями); третьи наблюдали в приморских городах и других местах за поступлением таможенных пошлин и другими хозяйственными делами государства. Один квестор находился в Галлии, другой — в Остии; они следили за зерновым и вообще продовольственным снабжением.

Сразу после свадьбы, в возрасте 21 года (обычное дело в империи), Тиберий во главе многочисленной и опытной армии, отправился в Армению на границу с Парфией (главным соперником Римской империи на Ближнем Востоке).

Экспедиция оказалась успешной - парфяне согласились вернуть Августу орлов, остававшихся у парфян со времён разгрома легионов Марка Красса в 53 году, Децидия Сакса в 40 году и Марка Антония в 36 году. Армения стала нейтральным буферным государством между двумя империями, Римской и Парфянской.

Год спустя, в возрасте 22 лет (уже на 18 лет ранее возрастного ценза), Тиберий получил пост претора (заместителя консула) и во главе своих легионов отправился к границам империи в Европе. В Трансальпийской Галлии он весьма успешно выступив против местных племён. Три года спустя армия Тиберия достигла истоков Дуная, довольно дальних мест в римской ойкумене.

Ещё через три года Тиберий возвратился в Рим, где принял консульскую власть… и стал наиболее вероятным преемником императора Октавиана Августа (ибо его ключевые конкуренты просто умерли).

Дворцовые интриги заставили Тиберия покинуть Рим и пять последующих лет он провёл в Германии, завоевав новую провинцию под властью Рима — Паннонию в Восточной Европе. Попытка вернуться в Рим оказалась неудачной – Тиберию снова пришлось удалиться (теперь уже в добровольную ссылку на остров Родос).

Ссылка продолжалась восемь лет – только во 2-м году от Рождества Христова (занятное совпадение) Тиберий получил разрешение вернуться в Рим… но лишь в качестве частного лица.

Два года спустя в Армении был убит последний из конкурентов Тиберия за право унаследовать имперский трон - Гай Юлий Випсаниан. Тиберий остался совсем безальтернативным кандидатом …, и император был вынужден вернуть ему должность и власть трибуна, отнятую пятью годами ранее.

Помимо этого, Август распространил на него свой империй (что-то вроде генеральной доверенности), который ранее был сосредоточен только в руках императора. Так Тиберий официально стал вторым человеком в государстве.

В том же году Тиберий снова отправился воевать. В 6 году он собрал большую армию для войны с германцами, однако был вынужден отказаться от похода в связи с необходимостью подавления восстаний в Паннонии и Далмации.

С мятежами было покончено к 9 году, но после разгрома римских легионов Вара в Тевтобургском Лесу Тиберию пришлось заново устанавливать границы по Рейну в 10-12 годах. В 13 году он стал соправителем Августа; его проконсульская власть была уравнена с властью императора.

В 14 году император Октавиан Август умер. В завещании был указан единственный наследник — Тиберий. Лица, занимающие ключевые должности в Риме, — консулы, префект претория и префект продовольственного снабжения — без промедления принесли присягу новому императору. За ними последовали сенат, всадники, плебс и легионы за пределами Рима.

К тому времени Римская империя была уже де-факто абсолютной монархией… однако Тиберий довольно долго стремился делить власть с Сенатом. Все свои шаги он маскировал решениями сената, предоставлял внешний блеск консулам,

Сам же держался в тени; жил в республиканской простоте и отказывался от почётных титулов, которые готов был ему поднести раболепный Сенат. При Тиберии титул императора ещё оставался высшим почётным военным титулом

В 19 году Тиберий изгнал из Рима всех иудеев. Их религия была запрещена (что логично – ибо она противоречила имперским законам о веротерпимости). 4000 евреев были сданы в солдаты и отправлены на Сардинию с указанием, что если они погибнут в борьбе с разбойниками, то государство ничего не потеряет.

При Тиберии (благодаря его природной скупости) сильно укрепились государственные финансы. Прекратилось строительство на государственные деньги, за редкими исключениями перестали строиться храмы и дороги для военных нужд. В 16 и 22 годах сенат принял законы против роскоши и ростовщичества; из казны перестали выделяться деньги на всенародные игры.

В то же время Тиберий не скупился на траты в случае неотложных обстоятельств. В 17 году пострадавшие от землетрясения города получили от него 10 миллионов сестерциев на восстановление, а также пятилетнее освобождение от налогов.

Он потратил миллионы на восстановление Рима после пожаров и наводнения. После принятия закона о ликвидации долгов, направленного на всё ту же борьбу с ростовщиками, Тиберий выделил более ста миллионов сестерциев на выдачу беспроцентных ссуд задолжавшим землевладельцам.

Не стремясь к новым территориальным приобретениям, он окончательно упрочил римскую власть в огромной империи; небывалый до тех пор порядок и спокойствие царили в провинциях; справедливые требования легионеров (сокращение срока службы и увеличение жалования) были удовлетворены.

Зато была восстановлена строжайшая дисциплина; наместники-лихоимцы, продажные судьи и жадные публиканы встретили в Тиберии грозного преследователя; с морским разбоем велась энергичная и успешная борьба.

Легат продолжил: «Приказывать ты можешь своим ученикам; для них ты Учитель и Бог… а для меня ты партнёр… поэтому со мной тебе придётся договариваться – благо я вполне договороспособен». Сделал небольшую паузу – и продолжил:

«Придётся потому, что любого из них можно заменить… и никто ничего даже не почувствует. Меня заменить нельзя – я незаменим…»

Назарянин вздохнул – и кивнул: «Хорошо. Я готов договариваться…»

Луций довольно улыбнулся – и задал очередной экзистенциальный вопрос.


Рецензии