Студенческая байка

          
      Все события, изложенные здесь, плод выдумки автора, совпадения случайны, имена вымышленные. Не пытайтесь найти сходство с реальными событиями. Да, какая-либо мораль отсутствует.

      Вот, плав. практика закончилась, в институте учёба продолжилась. Так герой наш думал, студент курса уже пятого, только в начале ноября вернувшись в институт со своим согруппником. Пять с половиной месяцев не зря прошли, денег заработали, заполярье, Саяны повидали, во льдах походили, кучу приключений поимели. Приключения, правда, из разряда «не задницу» больше, но всё хорошо закончилось, и на том спасибо.

      По причине непонятной, и не сразу героями нашего повествования осознанной, деканат принял их в свои объятья не только без восхищения их «трудовым подвигом», но с неким сожалением даже, что вернулись они и хотят обучение продолжить. Про время упущенное что-то рассказывали, убеждали, что трудно наверстать будет, неласково как-то приняли. Не, парни наши «не лыком шиты были», пароходство в деканат, ещё в сентябре, телеграмму первую отправило, где чёрным по белому написано было, что парни, в связи с производственной необходимостью, задержатся по месту практики. В октябре ещё одна телеграмма в деканат прилетела, что они «герои просто», за кругом полярным во льдах зажаты, помогают экипажу и пассажирам случайным на «чистую воду» выйти, поэтому учёбу продолжать будут, только, «чутка попозже». Характеристики отличные, на бланке фирменном, за подписью капитана и печатью пароходства выдали. Не произвела на декана бумага эта, такая правильная, впечатления должного. Декан посоветовал характеристику эту «отправить в мегаполис», кодовое название мусорной корзины. Ещё сказал, что это каждый год повторяется, и безобразие такое прекратить необходимо. Совсем не проникся их трудовым энтузиазмом, просто стыдно слушать было, как парней наших бравых, с обычными шабашниками сравнивал, до занятий не допускал, отчислением грозил.

     Итог такой, плав. практика продолжалась, теперь в институте. Процесс промывки мозгов носил неспешный, вдумчивый характер. По истечению нескольких дней, оглядев результат своей педагогической деятельности, удовлетворившись первым актом наказания, в целях воспитательных, парней до учёбы допустили. Ура, товарищи, лёд тронулся, «господа присяжные заседатели». Это парни так подумали, напрасно успокоились, бдительность потеряли. Институт организм живой, там не только преподаватели новые появляться могут, ни и заместители декана цельные.
    Необычный новый заместитель декана появился. Это женщина была, рост-за метр восемьдесят,отличное знанием дел в области систем управления техническими средствами судна. Кроме того, до института отметилась как организатор специальной лаборатории в ЦНИИ "Аврора", где проявила себя как «волевой, жёсткий, но справедливый руководитель, умеющий выделять главное, не идущий на компромиссы, всегда добивающейся решения поставленной задачи».
    Не ограничившись пролистыванием учебных планов и стандартных отчётов, принялась проверять хозяйственную деятельность факультета. После посещения общежития номер один, где произошёл конфликт со студентами, возомнившими о себе слишком много, ополовинила одну из групп пятого курса. Факультет не хотел идти на столь серьёзные меры, предлагал менее кровожадную расправу, но нет, на компромиссы она не пошла, убеждать коллег умела.Над парнями нашими тоже грозовые облака небо светлеющее закрыли.
     Понимание у парней было, что разговоров долгих, с агитацией «за советскую власть» не будет, права на ошибку нет, как и время на раздумья долгие. По причине этой, прямо в одной из комнат общежития славного, что на берегу речки Карповки располагалась, натуральный «совет в Филях» организовали. Те, кто говорят, что «три топора» и пара стаканов на столе стояли, а потом ещё бидон с пивом, из ларька, что на углу Вяземского и профессора Попова, врут безбожно, на парней наших напраслину возводят. Не было такого вовсе. Через пару часов посиделок пришла мысль, что помощь со стороны необходима. Где нужную поддержку получить, тоже придумали.
      Был на кафедре преподаватель правильный, на которого положиться можно, тем паче и организация плав. практик на него завязана была. В Красноярск вместе со студентами летал, распределением по экипажам занимался, отчёты по практике ему сдавались. Человек был добродушный, отходчивый. Читал иногда лекции по ЭССА, элементы систем судовой автоматики. Теорию не очень хорошо давал, практик по жизни был. Считал, что лучшее образование только практическая работа с электроприводом и шкафами управления. В прошлом немало походил по морям-океанам, жизнь в условиях от дома вдалеке, отпечаток на нем оставила. Нос у него с прожилками фиолетовыми, характерными такими был, юмор специфический. Студенты кличку дали «группенфюрер ЭССА», не совсем она ему соответствовала.
     Хорошо так они втроём посидели, продуктивно очень, обидно только, что решение так и не было найдено. Вы, говорит, ребята конечно хорошие, спору нет, сами себе поможете, верю в вас. Не кипишуйте напрасно, слушайте внимательно, не пререкайтесь, с достоинством держитесь. Вы честно отработали сверх норм всяких, уверен, на пользу пошло. По отчёту видел, не отдыхать ездили.
    Стрессовые ситуации часто бывают причиной неверных решений, ошибок. Человек теряется, не может сказать правильных слов, найти решение оптимальное. Но это человек разумный, студент к такой категории отношения не имеет. Он судорожно ищет в голове, в которой удивительно пусто в этот момент, зацепку, соломинку, за которую уцепиться требуется. Соломинкой этой слово «отчёт» показалось. Вопрос наш студент задал, цел ли ещё документ этот. Всё в ажуре, препод вещал, завтра поутру приходи.
    Утром "правильного преподавателя" на кафедре не оказалось, по слухам случайным, второе рандеву днём прошлым у него намечалось, видать сил не рассчитал. Вот это уже реальный облом, последняя надежда на исход благополучный растаяла.
    Очень непростая для бравых мореманов беседа состоялась в деканате. Зам. Декана  сообщила, что просто видит желание в их глазах служить в славном военно-морском флоте, чтобы лихо заломленная бескозырка украшала верхушки дурных черепных коробок, плечи покрывал гюйс, а талия была туго перепоясана ремнём с якорем и звездой посередине, да форма что бы без единой складочки сидела. Институт года три отдохнёт от их присутствия и во всём мире наступит согласие и полное взаимопонимание. После речи, короткой, но проникновенной, ясность появилась, что женщина-гренадёр решение приняла, клинок наточен, сейчас его со свистом извлекут из ножен и…здравствуй море океан. Срочно «рекламная пауза» требовалась, для поиска «приза, который в студию». Под слово честное, до шестнадцати часов отсрочку получили.
    Были, были на кафедре преподы, хорошо наших студентов понимающие. Общими усилиями обнаружены нужные бумаги были. Да, на красиво оформленную исполнительную документацию отчёт явно не тянул. Некоторые страницы рыбьим жиром запачканы, исправления, зачёркивания. Где-то чай пролили, где-то пивом страницы пованивали. Так ведь понятно всё, в каюте трёхместной, за столиком небольшим, где ели, пили, там и с документами работали.
    Замечательной женщине, зам. Декана которая, досрочно «Аргумент», весом не менее двух кило, доставили. Он представлял из себя папку с тесёмками и тетрадь на сорок восемь листов, мелко исписанных. В папке были чертежи, листы с таблицами, перечнями комплектующих, формулами.
    Да, студент, его предоставивший, с виду был вполне нормальный, но те, кто его знал получше, понимали, что это не так. Его и старшие сёстры в детстве придурком частенько называли, что поделаешь, в семье не без урода. Ответьте, только честно, какой придурок на плав. практике, пять месяцев подряд, будет разбираться в электрооборудовании проекта тридцатилетней давности?  Составлять перечень замечаний, рисовать фрагменты новых схем, писать кучу комментов и предложений по эксплуатации этих старых, завершённых проектов. Любому студенту очевидно, что никто из преподавателей не стал бы даже всё это читать! Зам. декана немного удивилась, полистала. Задала несколько вопросов и «отпустила с миром».
  В следующем семестре она на потоке читала лекцию по «умным машинам». По какой-то причине, её рассказ затронул тему плав. практик, несвоевременного возвращения студентов в институт. Весьма беззлобно сказала: да, бывают иногда случаи, когда под новый год, в деканат, приходит телеграмма следующего содержания: «Деканату пламенный привет, идём на Багамы!». Сказано было с юмором, без злобы. Наш студент мысленно себя поздравил с удачным завершением плав. практики. 
                Эпилог.

История не закончилась на этом. Заместитель декана хорошей памятью обладала, отчёт студента нашего приметила, выводы сделала. При распределении на преддипломную практику, студент оказался на «Авроре». Совсем другие у него мечты о будущей работе были, ещё со старших классов школы мечта была заниматься квантовыми сверхмощными источниками энергии, МГД генераторами, сверхпроводимостью, сетями постоянного тока сверхвысоких напряжений. Слишком проработанный отчёт по плавпрактике перечеркнул сии устремления. Осторожней ребята к институтским задачам подходите, главное, не переусердствовать.


Рецензии